Музыка надежды
В браке они уже 40 лет. Дата еще не золотая, но весьма почтенная. Хотя сама Лилия Евгеньевна признается: «Вместе мы гораздо дольше».
Решилась их судьба на улице Радищева, на отрезке пути от нынешнего корпуса академии госслужбы (где раньше селились исторический и филологический факультеты СГУ) до консерватории. Сорок лет назад ближайшая троллейбусная остановка, с которой можно было уехать в Заводской район, находилась у бывшего планетария (теперь это снова храм). Тогда еще проспект не был пешеходной зоной. Будущий муж учился в консерватории. «Вот этот отрезок улицы нас и объединил», – скромно резюмирует самый романтический период их отношений Лилия Евгеньевна.
А потом у них родилась дочь. «Родилась старушкой», – неожиданно заявляет мама. И поясняет: с ранних лет была до чрезвычайности рассудительной девочкой. Даже решение ходить в музыкальную школу, учиться игре на фортепиано, приняла сама. В седьмом классе, попутно занимаясь музыкой, увлеклась еще и химией. Родителям заявила, что станет инженером-химиком. Но у нее были проблемы со зрением, и папа с мамой предложили для начала решить: очки она будет надевать на противогаз или под?..
«Может быть, тогда это и было ей обидно, но обида быстро прошла, после чего дочь сказала, что будет поступать в музыкальное училище, на дирижерско-хоровое отделение, и будет как Евгения Ивановна Пушнова, педагог-хоровик в музыкальной школе».
Вообще с учителями музыки дочери повезло необычайно, считают родители. Специальность (фортепиано) ей преподавала «самый лучший саратовский педагог» (Лилия Евгеньевна настаивает на этом определении) Бронислава Иосифовна Зильберман. Во многом благодаря ей несостоявшийся инженер-химик Анэта Евгеньевна Николаева (Ахмаметьева) сегодня работает доцентом кафедры хорового дирижирования и деканом исполнительского факультета Саратовской консерватории. Кроме того, она – директор Губернского театра хоровой музыки, победитель различных конкурсов, в том числе и международных. Детский концертный хор, который она возглавляет, в свое время получил гран-при конкурса «Поющее детство», после чего весь состав хора за государственный счет отдыхал в лагере «Орленок».
Время не стоит на месте. У Виктора Павловича и Лилии Евгеньевны есть и внучка. Ксения Николаева заканчивает четвертый, выпускной курс ВГИКА, операторское отделение. Это уже новая ветвь деятелей культуры в семье. Несмотря на молодость, Ксения оператор опытный и востребованный. Ее специализация – музыкальные фильмы. Она сотрудничает с американской фирмой «Параклассик» и в прошлом году даже снимала для нее телеверсию конкурса Чайковского.
Виктор Павлович по-прежнему работает в консерватории. Он, как и дочь, доцент кафедры хорового дирижирования, сочиняет музыку. Недавно состоялся его авторский вечер. Консерваторская газета «Камертон» написала об этом вечере очень лестную статью. Виктор Павлович – автор более 400 музыкальных произведений. Среди них немало песен, слова к которым сочинила Лилия Евгеньевна. Сама она 23 года отработала завучем по воспитательной работе в музыкальной школе, ушла было на пенсию, но уговорили остаться социальным педагогом.
Способности к стихосложению, рассказывает Лилия Евгеньевна, она переняла от своего отца, и потому до сих пор с удовольствием помогает мужу. Иногда текст есть, но почему-либо не устраивает композитора. Тогда Виктор Павлович просит написать по-другому и грубой прозой указывает, что именно хочет услышать, в том числе перечисляет ключевые слова.
Сама она считает мужа необыкновенно самобытным, одаренным и увлекающимся человеком. Впрочем, это не мешает ей спорить с ним по вопросам сугубо творческим: «Споры бывают очень острые. О музыке я никогда не берусь судить, но мне нравится, что он сочиняет. А вот что касается поэзии, я чувствую себя более компетентной. Иногда удается его переубедить, иногда нет. Он бывает очень упертый».
Не тяжеловато иметь двух близких людей, работающих на одной кафедре, спрашиваем мы Лилию Евгеньевну. Ведь в таких случаях всегда есть риск конфликта производственных и семейных интересов. Оказывается, жить с музыкантами вообще непросто. А тут еще и зять – военный музыкант… Впрочем, в отставке. В чем же проблема музыкальной семьи? «Ну как вам сказать… Спорят всё время! Вечная, хоть и неглубокая проблема отцов и детей. Спорят в основном о качестве исполнения музыкальных произведений. С высоты прожитых лет кажется, все лучше видно, а молодежь говорит: нет, вы не поняли, это авангард, сегодня так и нужно играть. А мне-то ведь не разорваться…»
Когда приезжает внучка, споры могут вспыхнуть с новой силой, и не только на музыкальные темы. Недавно вот спорили о Волошине: «Я-то лучше их знаю, что Волошин великий поэт. А они – нет! Потому что его, дескать, любили и белые, и красные. Не может гениальный человек не иметь врагов и всем нравиться. Хотя как раз у Волошина-то их было предостаточно…»
Впрочем, опыт показывает, что такие споры только объединяют. Естественно, что в этой семье любят петь, и не только по праздникам. Хотя по-прежнему приходится еще много работать, а после трудового дня не очень распоешься. Виктор Павлович действительно человек очень увлеченный и необыкновенно одаренный педагог. Лилия Евгеньевна утверждает, что он может научить подбирать мелодию на слух любого человека, даже без навыков игры на инструменте.
На торжественной встрече с губернатором, где супругам Ахмаметьевым вручали «семейную» медаль, состоялась еще и неформальная презентация книги их общих песен. Называется она «Музыка надежды».
Опубликовано: «Новые времена в Саратове» №23 (470)
Автор статьи: Александр ПОЛЕТАЕВ
Рубрика: Искусство жить