В июне Саратов рискует остаться без денег
(Окончание интервью с прокурором г.Саратова Евгением Григорьевым. Начало см. в № 19, 23-29 мая)
– Евгений Федорович, а если подробнее рассказать о том, как у нас в городе финансируются переданные Саратову государственные полномочия...
– На эти цели в бюджете города на 2003 год, при минимальной потребности в средствах в 1095,4 млн рублей, предусмотрено лишь 508,2 млн рублей, или 46% от необходимой суммы.
– Это что же получается...
– Получается, в частности, такая картина: на финансирование расходов по предоставлению льгот на проезд ветеранов гор-электротранспортом в бюджете 2003 года предусмотрено 35 миллионов рублей, в то время как потребность города составляет 210,8 млн рублей. А, скажем, на финансирование расходов по изготовлению и ремонту зубных протезов для ветеранов в бюджете-2003 предусмотрено 2,4 миллиона рублей, в то время как потребность города составляет 3,2 млн рублей.
– Есть ли такие статьи федеральных законов (по переданным государственным полномочиям), которые городом финансируются полностью?
– Возьмем Федеральный закон «О погребении и похоронном деле». В 2002 году все заложенные 1,5 миллиона рублей были профинансированы. В городском бюджете на текущий год на реализацию этого закона было заложено тоже 1,5 млн рублей (или 100% от потребности). Бюджетом области средства на реализацию данных полномочий не предусмотрено.
– А как быть с предоставлением компенсаций (субсидий) на оплату жилья и коммунальных услуг низкодоходным категориям граждан за счет средств федерального бюджета и бюджета субъекта РФ?
– Данные расходы в бюджете г.Саратова на 2002 год были предусмотрены в размере 170,4 млн рублей. Реально профинансировано – 157 миллионов. А на текущий год в бюджете города заложено 277,9 млн рублей (в том числе на погашение кредиторской задолженности 79 млн руб.), в то время когда потребность города составляет 491, 6 млн рублей. Аналогичная ситуация сложилась и по всем остальным статьям расходов (касающихся выполнения государственных полномочий) бюджета Саратова и за 2002 год, и в принятом бюджете города на 2003 год.
– Евгений Федорович, получается, что областной центр не в состоянии выполнять государственные полномочия, как правило, не по своей вине?
– Основываясь на принципах передачи государственных полномочий органам местного самоуправления, должна соблюдаться финансовая и ресурсная обеспеченность с максимальным учетом интересов населения, проживающего на территории Саратова. К этому обязывает и Закон Саратовской области «О порядке наделения органов местного самоуправления Саратовской области отдельными государственными полномочиями».
– Но ведь есть, наверняка, и федеральные законы на этот счет?
– Да, согласно п.2 ст. 12 ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» расходная часть местных бюджетов включает расходы, связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления. Вместе с тем, постоянное недофинансирование способствует образованию значительной кредиторской задолженности. Она составила на 1 января 2003 года 1031,5 млн рублей. Это приводит к убыткам финансово-хозяйственой деятельности муниципальных организаций и учреждений, выполняющих государственные полномочия. В частности, при реализации ФЗ «О ветеранах» сложилась кредиторская задолженность по состоянию на 01.01.03 г. в размере 211, 2 млн рублей. А на 1 января 2004 года ожидается ее рост до 398, 6 млн рублей. В результате реализации ФЗ «Об основах жилищной политики» по предоставлению жилищных субсидий образовавшаяся кредиторская задолженность на 1.01.03 г. составляет 105, 6 млн рублей. А на 1 января 2004 года ожидается рост до 134, 1 млн рублей.
– Все происходящее, получается, незаконно, и ведет к социально-политической напряженности, выяснению «отношений» между субъектом РФ и муниципалитетом?
– Да. Сложившаяся обстановка позволяет констатировать: государственные полномочия реализуются органами местного самоуправления без гарантии материально-финансового обеспечения. Это нарушает требования ч.1 ст. 86 Бюджетного кодекса РФ, в соответствии с которой обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на муниципальный уровень, финансируется ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ИЗ БЮДЖЕТОВ СУБЪЕКТОВ РФ.
– Похоже, что здесь можно найти целый «букет» нарушений законодательства? «Наверху» принимают популистские, необеспеченные деньгами законы, а отвечать и расплачиваться за это вынуждены местные органы власти?
– Действительно, в нарушение ст. 131 Бюджетного кодекса РФ в 2001 и 2002 годах, как и в предыдущие годы, бюджету города не производится возмещение компенсаций по увеличению расходов, возникающих вследствие решений, принимаемых органами государственной власти. В нарушение ст.37 ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», статьи 49 ЗСО «О местном самоуправлении Саратовской области» не определены необходимые расходы местных бюджетов на основе минимальной бюджетной обеспеченности, что необходимо для обеспечения обоснованного формирования бюджета города.
– Итак, Евгений Федорович, какие же выводы с точки зрения Закона можно сделать из всего сказанного?
– Таким образом, Законом Саратовской области «Об областном бюджете на 2003 год» нарушаются требования ст. 132 Конституции РФ, Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», нарушаются п.2 ст.4, ст. 7 и ст. 12 ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в РФ». Плюс к этому, нарушаются ст.ст. 59, 86 Бюджетного кодекса РФ и Закона Саратовской области (от 21.12. 98 г.) «О порядке наделения органов мест-ного самоуправления Саратовской области отдельными государственными полномочиями». Ведь в упомянутом выше ЗСО «Об областном бюджете на 2003 год», по сути, игнорируются права муниципального образования на финансирование дополнительных расходов бюджета города в связи с выполнением государственных полномочий.
– Большое спасибо, Евгений Федорович, за разъяснения.
Опубликовано: «Новые времена в Саратове», № 20(35), 30 мая – 5 июня 2003 г.
Автор статьи: Евгений АЛЕКСАНДРОВ
Рубрика: Власть/Политика