Профессия неширокого профиля
В России в прошлом году перестали действовать 45 аэропортов, в том числе и Балаковский. Теперь в стране насчитывается всего 451 воздушная гавань. Десять лет назад их было свыше 1300. Вот такие неутешительные цифры. Что больше всего удручает, столь резкое сокращение произошло, главным образом, за счет аэропортов местного значения – на территории Саратовской области сейчас существуют лишь три взлетно-посадочных полосы: аэропорт «Саратов», ОАО САЗ и Энгельсская авиабаза (еще каких-то полтора десятка лет назад авиарейсы местных линий на самолетах «Ан-2» и «L-410» мог принять каждый из 39 районных центров области). Но от этого в воздушном пространстве области лайнеров не стало меньше.
Ежедневно саратовские авиадиспетчеры «ведут» над небом области свыше 150 транзитных и рейсовых лайнеров.
Безопасность прохождения саратовского «коридора» осуществляют авиадиспетчеры ФУП «Государственная корпорация по обслуживанию воздушного движения», которые приняли решение 13 августа начать акцию протеста по отношению к своему работодателю – госкорпорации – отказаться от ухода с рабочего места на неопределенное время. Председатель профсоюза саратовских авиадиспетчеров Руслан МИРОШНИЧЕНКО в беседе с корреспондентом «НВ» пояснил позицию своих коллег:
– Как вы, наверное, помните, профсоюз авиадиспетчеров России в конце декабря прошлого года провел голодовку. 60 саратовских авиадиспетчеров голодали три с половиной дня. Ее результатом стали переговоры с федеральным Министерством транспорта и нашим прямым работодателем – ФУП «Госкорпорация по ОВД». Основными требованиями авиадиспетчеров были увеличение заработной платы, которая не индексировалась с 1998 года, экономическая прозрачность деятельности работодателя и сохранение социальных льгот и гарантий – дополнительных отпусков, ежегодного разового бесплатного проезда для диспетчеров и членов их семей, увеличение размера пенсии.
– К чему привели переговоры?
– Декабрьское соглашение предусматривало определенные меры, позволяющие увеличить зарплату и сохранить социальные льготы. К сожалению, решения переговоров остались на бумаге. Первый заместитель министра транспорта РФ Александр Нерадько обещал повышение зарплаты в первом полугодии на 70 процентов, во втором – еще на 30. Сейчас ежемесячная оплата труда авиадиспетчера повышена лишь на 38 процентов. Вопросы по «социалке» так и остались открытыми, а финансовые показатели работодателя за 2002 – первую половину 2003 годов закрыты и недоступны и по сей день. Дошло до того, что руководство госкорпорации в одностороннем порядке предложило приостановить действие коллективных договоров.
– Тем не менее, Руслан, авиадиспетчеры не входят в разряд малооплачиваемых специалистов.
– Это расхожее мнение. С одной стороны, мы получаем за свою работу гораздо больше средней зарплаты по стране – 8-9 тысяч рублей. Московские коллеги и того больше – до 35 тысяч. И нам часто этим пеняют: мол, рабочие на заводах получают по 2-3 тысячи, и не жалуются. Но давайте сравним их и наш труд. На авиадиспетчерах лежит 100-процентная ответственность за безопасность движения в воздухе. Вспомните прошлогоднюю гибель нашего самолета в Германии с детишками на борту. И вина за эту катастрофу лежит полностью на плечах нашего нерадивого коллеги из Швейцарии. Наша профессия – не широкого профиля и имеет свою специфику. После получения диплома в течение пяти лет авиадиспетчер стажируется, и лишь ближе к 30 годам становится профессионалом. Пенсионный же возраст наступает в 50 лет, на 10 лет раньше, чем у большинства. Вот и посчитайте: чтобы достойно обеспечить свою жизнь и старость, авиадиспетчеру отведено всего два десятка лет. Почти что как профессиональному спортсмену.
– Но сейчас подавляющее большинство россиян живут на пенсионное пособие...
– Пенсионеры-авиадиспетчеры тоже получают пенсию. Но она очень маленькая – 1200 рублей. Многие из авиадиспетчеров не доживают и до нее. Средняя продолжительность жизни среди них – 45 лет. Вот вам и специфика работы, на которой постоянно находишься в напряжении, не имея права на малейшую ошибку. Брак в нашей работе ведет к гибели людей. К примеру, сейчас в саратовском отряде диспетчеров работают 60 человек. В том году умерли двое и в этом году – еще один авиадиспетчер, не дожив до пенсионного возраста. А притока молодых кадров не наблюдается. Работодатель просто не думает о завтрашнем дне. Через 10-15 лет управлять полетами будет просто некому.
– Насколько известно, ваша работа сверхприбыльна. Известны ли цифры, которые восемь тысяч российских диспетчеров дают казне?
– Основной доход мы получаем от транзита в воздушном пространстве России судов иностранных авиакомпаний. Российские авиакомпании, в большинстве своем банкроты, не отчисляют нам ту положенную сумму за обслуживание полетов, которая вложена в цену билета. Сейчас она составляет мизер – 0,8 процента, то есть около 20 рублей за билет «Саравиа» Саратов – Москва. Нашу прибыль скрывают и госкорпорация, и Министерство транспорта РФ.
– Вы ведете воздушное судно по саратовскому «коридору». При возникновении нештатной ситуации кто принимает решение?
– Однозначно, командир корабля. Диспетчер только рекомендует ему, как из нее выйти. Для той же аварийной посадки самолета пригодна лишь взлетно-посадочная полоса Энгельсской авиабазы.
– Транзитные, частные и чартерные рейсы тоже обслуживаете вы?
– Наша служба отвечает за безопасность полетов в саратовской зоне всех видов воздушных судов – начиная от вертолетов и планеров и заканчивая «Боингами» и военно-транспортной авиацией. Две недели назад мы «вели» частную «Цесну» из Чебоксар. В условиях грозы ему нужно было дозаправиться в аэропорту «Саратов». Нештатной ситуации, слава Богу, не произошло, но нервы были на пределе. Когда этот маленький самолетик приземлился, выяснилось, что на нем летит сын бизнесмена отдыхать на юг. Приходится «вести» много чартеров со спортсменами. Несколько лет назад баскетбольная команда ЦСКА летела в Саратов на «Як-40». Самолет успешно приземлился в аэропорту, и никто из пассажиров даже не догадался, что у лайнера по ходу полета отказал один двигатель. А сколько нервов было потрачено экипажем «Яка» и диспетчерами! Это лишь два примера, по которым можно судить о том, какое психологическое напряжение испытывает диспетчер, находясь на дежурстве.
* * *
Близ германского города Уберлинген в ночь с 1 на 2 июля состоялась траурная церемония, посвященная памяти жертв авиакатастрофы над Боденским озером, произошедшей ровно год назад. Несколько сотен человек с горящими свечами и факелами прошли маршем молчания к основному месту падения двух самолетов. В церемонии приняли участие около 140 близких родственников погибших, которые прибыли из Уфы, спасатели и местные жители. В ночь на 2 июля 2002 г. российский самолет «Ту-154» авиакомпании «Башкирские авиалинии» столкнулся над Боденским озером с грузовым самолетом компании DHL «Боинг-757». В результате погиб 71 человек, в том числе 52 уфимских школьника и сопровождавшие их взрослые, летевшие на «Ту-154», и два члена экипажа грузового «Боинга». Катастрофа произошла на высоте 12000 м. Один из виновников катастрофы в воздухе, швейцарский авиадиспетчер, до сих пор на свободе.
Как сообщил корреспонденту «НВ» Руслан МИРОШНИЧЕНКО, в подобной ситуации российскому специалисту грозит минимум 10 лет «зоны»...
Опубликовано: «Новые времена в Саратове», № 25 (40), 11-17 июля 2003 г.
Автор статьи: Дмитрий ИВАНОВ
Рубрика: Экономика/Бизнес