Маленькие издержки большой промышленности
В Саратовской области по итогам первого полугодия темпы роста промышленного производства составили почти 10%. Это на фоне того, что по стране данный показатель не превышает 7%. Практически все отрасли в эти шесть месяцев словно вспомнили старый лозунг «пятилетку в четыре года» и превысили плановые показатели на 10-25%. Исключение составили только стекольная промышленность и производство строительных материалов.
Однако, конкурентоспособна или нет саратовская продукция? Объем экспорта из области вырос за январь-июнь нынешнего года более чем в 2,5 раза, а вот импорт, напротив, снизился на 26%. На первый взгляд, налицо положительная тенденция, ведь сальдо торгового баланса губернии остается положительными составляет более $ 407 млн.
Есть ли прок от промышленного бума и от этих показателей? Что именно предпочитает председатель комитета промышленности Саратовской области Сергей Лисовский из товаров местного производства как рядовой потребитель? Вопросы, что называется, в лоб, были заданы Сергею Михайловичу на брифинге, который он провел в минувший понедельник.
Оказывается, председатель комитета, по его словам, на две трети «упакован» именно саратовской продукцией. Дома у него на кухне энгельсская мебель, мягкий уголок от фирмы «Калинка-Плюс», последние три года подряд он пользуется холодильником «Саратов» (хотя есть у него еще и минский «Атлант», по его же признанию).В кабинете председателя промышленности стоит набор мебели Европейской мебельной компании (г. Балаково). Еще Сергей Лисовский отметил качество постельного белья саратовского производства. Точнее – красноармейского. Местный трикотаж сегодня идет нарасхват, темпы роста в легкой промышленности – 7% к прошлогоднему уровню. Ну а махровые одеяла и простыни из Красноармейска нынче поставляются даже в управление делами президента России. Зачем их закупают, остается только гадать, но факт остается фактом.
Но, наверное, легкая промышленность области могла бы чувствовать себя куда как лучше, если в Саратове и других губернских городах открыть сеть фирменных магазинов по продаже наших изделий. Ведь в Торговых рядах продукция «иноземная», а о саратовском качестве принято вспоминать только в прошедшем времени.
Между прочим, в легкой промышленности также и самая низкая средняя зарплата, если сравнивать ее с общими показателями в производственном секторе (4 288 рублей в месяц). Она не превышает 2 700 рублей. Больше всех в Саратовской области получают работники на БАТ-СТФ, «Хенкель-Юг», то есть, на предприятиях с участием иностранного капитала. Там зарплата выше в 2,5-3 раза, значит, нетрудно подсчитать, что она достигает 12-14 тысяч рублей в месяц. Хорошие деньги...
И все-таки, есть определенная, четко наметившаяся тенденция, которая явно влияет на социальный фактор в губернии. Это снижение численности работающих на промпредприятиях. Например, по программе развития промышленности Саратовской области на 2001-2005 годы, количество работников должно было расти: в нынешнем году планировалось, что их будет не менее 239 тысяч человек, вместо 234 тысяч в 2001 году. По итогам минувшего полугодия их насчитывалось всего 217 тысяч. При этом сохраняются еще долги по заработной плате – 71 млн рублей.
Имеются, однако, и положительные сдвиги. На Саратовском нефтеперерабатывающем заводе продолжаются работы по монтажу визбрекинга – установки, которая позволит увеличить объемы переработки светлых нефтепродуктов.
Введены и вводятся новые мощности на «Энгельстрансмаше», на БАТ-СТФ, на «Балаковских минеральных удобрениях». А если вернуться к теме конкурентоспособности местных товаров, то в скором времени «Хенкель-Юг» запустит линию по производству косметики, различных гелей, шампуней. Это в довесок к имеющимся в продаже моющим средствам торговой марки «Persil».
Самая приятная новость: конкретные сдвиги в решении проблемы с производством ЯК-42. По словам Сергея Лисовского, недавно в Москве состоялось сразу два совещания. В началеу министра транспорта РФ Сергея Франка, который выслушал крупнейших авиаперевозчиков страны и впервые (?!) убедился в преимуществах саратовского самолета. Хорошо известно, что российский минпром в лице Ильи Клебанова активно лоббировал до этого ТУ-334 – самолет, который до сих пор не сертифицирован, для которого, по сути, нужно заново создавать всю систему обслуживания.
Затем состоялось заседание кабинета Михаила Касьянова, темой которого было развитие гражданской авиации. Сергей Лисовский принимал участие в этих совещаниях.
В столице сошлись на том, что стране позарез нужен модернизированный ЯК-42. Приняли даже решение – включить модернизацию двигателя ЯК-42 в программу развития гражданской авиации.
Уже в сентябре текущего года из ОКБ им. Яковлева на Саратовский авиационный завод должна поступить документация на модернизированный самолет. А затем начнется работа по замене двигателя, предстоит серия испытательных полетов... Важно то, что развитие авиационной отрасли неизбежно приведет к росту численности работающих на «САЗе». В лучшие времена на заводе трудилось до 5 тысяч человек. Сегодня, дай бог, полторы тысячи.
Предстоит ещеи работа с проблемными предприятиями оборонно-промышленного комплекса: «Молот», ГИТОС, «Спецавто», «Радиоприборный завод», «Корпус». Некоторые из них «лежат на боку или стоят на коленках», как выразился Сергей Лисовский, который сразу же после проведения брифинга отправился на завод «Базальт». Там местные власти обсуждали наболевшие проблемы губернского ОПК, некогда грозного и могучего. Удивительно, но факт: саратовская «оборонка» явно не смотрится на фоне последних российских достижений в области экспорта вооружений. Несмотря на обилие у нас военных предприятий. Впрочем, будем считать, что все это – издержки производства...
Опубликовано: «Новые времена в Саратове», № 26 (41), 18-24 июля 2003 г.
Автор статьи: Сергей ЩЕРБАКОВ
Рубрика: Экономика/Бизнес