Битий Шлях
Театр, как известно, начинается с вешалки, а вот сегодняшняя Украина для россиян начинается с таможни. Правда, вначале следует досмотр со стороны нашей родной милиции и пограничников.
Завидев новенькие паспорта РФ, российские таможенники удовлетворенно крякают: «Молодцы». Почему «молодцы», думаю, догадается любой, кто хоть раз пересекал границу «самостийной». У многих наших граждан на руках еще советские паспорта с просроченной по возрасту фотографией, потому как вклеить ее во время обмена не представляется возможным. Ну а те, кто не успел получить новое удостоверение личности, едут на Украину на свой страх и риск: русско-украинские пограничники используют старый паспорт как повод лишний раз придраться и содрать штраф.
Российская таможня расположилась в деревне Гуково Ростовской области по ветке Северо-Кавказской железной дороги. В 10-15 минутах неспешной езды от этого населенного пункта находится украинский пограничный пункт. На «забугорной» территории он носит мрачноватое название Красная Могила.
Досмотр тут строже, нежели на родимой земле, но все же украинская таможня не так страшна, как ее малюют. Основные вопросы людей в форме: цель поездки и количество ввозимых на территорию «незалежной» денег. Два месяца назад главной неприятностью россиян, пересекающих границу с Украиной, были штампы о регистрации, которые украинские пограничники проставляли прямо в новенькие «ксивы» граждан РФ. Казалось бы, ничего страшного, однако по российским законам паспорт с такой отметкой сразу становился недействительным. В кабинете Михаила Касьянова на этот счет забеспокоились, ведь ежегодно только на отдых в Крым едут тысячи российских граждан, и никакого бюджета не хватит для повторного обмена документов. Озадачились и в МВД Украины, потому что не хотелось терять доходы от туризма. Как известно, самыми щедрыми туристами на Южном берегу Крыма являются российские граждане.
Теперь вместо штампа, марающего честь российского паспорта, гости Украины заполняют иммиграционную карточку, представляющую собой простой листок бумаги с несколькими вопросами. Однако эту неказистую бумажку нужно сохранять во время всего пребывания на Украине, в противном случае вам грозит солидный штраф за нелегальное пребывание в стране.
Через две-три минуты после украинских пограничников в поезде появляются хваткие «валютчики», обменивающие рубли на гривны. Курс – почти такой же, как и в популярном на Украине «Приват-банке»: за сто русских рублей дают семнадцать гривен. Гривны – вообще отдельная песня: они менее симпатичны, чем некогда ходившие «карбованцы», но более приглядны, чем «купоны», хождение которых в начале 90-х годов и было заменено гривнами. Еще в поезде мы с интересом рассматривали купюры, украшенные портретами великих украинцев: 10 гривен – Иван Мазепа, 5 гривен – Богдан Хмельницкий, а князь Владимир Великий «стоил» всего одну гривну. Зато радуют украинские «копийки», так как благодаря им узнаешь истинную ценность мелких денег: небрежно ссыпая мелочь в карман, внезапно вспоминаешь, что неприглядные пятьдесят «копийок» равняются трем российским рублям.
ХЛЕБНЫЕ ЗРЕЛИЩА
На Украине и впрямь продовольственный кризис, и стране позарез нужен хлеб. В этом отношении руководство «самостийной», которое недавно приезжало в Саратов с просьбой закупить с полмиллиона тонн зерна, не лукавило. Соседи по СНГ увлеклись экспортом прошлогоднего урожая в Европу, причем посильней нас. За что, собственно говоря, и поплатились...
Пшеница в Полтавской области в этом году плохая – не более 30 см от земли, зато кажется, будто подсолнечником и свеклой засажены все поля. В этом нам пришлось убедиться воочию в деревне Соколовая Балка Новосанжарского района Полтавской области, самой что ни есть рафинированной Украины.
До гоголевских мест отсюда подать рукой, а угодья вокруг Соколянки (как называют деревню местные жители) – это места, воспетые Тарасом Шевченко. Здешний сельхозкооператив так и называется – «имени Т. Шевченко».
Соколовая Балка имеет в наличии дом культуры, почту, сельсовет, отделанный в стиле «евроремонта», магазин-бар, кафе «Магнолия», а также два солидных памятника: павшим воинам Великой Отечественной войны и Тарасу Шевченко. Через дорогу – соколовобалковская школа, при ней ухоженный дворик с голубыми елями, пихтами и аккуратно подстриженным кустарником. И тут же, рядышком, пасутся козы и лениво жуют траву коровы.
На первый взгляд, Соколовая Балка живет настолько припеваючи, что этой деревне могло бы позавидовать любое саратовское село: великолепные дороги, ухоженные новые домики, большие угодья... Но чудо объясняется просто: за околицей Соколянки уже четвертый год ведется добыча газа силами британской компании JKX Oil&Gas, совместно с «Полтавской газонефтяной компанией».
Англичане не только трудоустроили жителей деревни, но и помогли сельхозкооперативу и местной власти проложить в деревне дороги, построить водопровод и отремонтировать канализацию. А еще шефство над местной школой, совместные мероприятия и многомиллионные вложения в разработку газовых месторождений. В долларовом эквиваленте, разумеется.
И все-таки, благополучие лишь кажущееся. Да, действительно, те, кто трудится сегодня на британцев, получают зарплату, сравнимую с окладом украинского министра. Но такой заработок – большая редкость. Средняя зарплата на Украине колеблется в пределах 300 – 500 гривен (2000 – 3000 тысячи рублей), пенсия в несколько раз меньше – около 500 российских рублей.
Но вернемся к хлебной теме. Сегодня она словно лакмусовая бумажка для украинской экономики. Июньско-июльская продовольственная паника, когда население лихорадочно скупало в магазинах крупу и макаронные изделия, привела к значительному подорожанию хлебобулочных изделий. Если буханка до кризиса стоила 70-75 копийок, то во время нашего пребывания в «самостийной» самый дешевый хлеб был по 1 гр. 10 коп. (6 российских рублей). В среднем же цены на хлеб колеблются от 9 до 10 российских рублей, пышный полтавский каравай можно приобрести за 30 «деревянных». Для украинцев такие цены и впрямь – национальное бедствие. Поэтому неудивительно, что в июле этого года Леонид Кучма просто-напросто уволил с занимаемых должностей четырех губернаторов: Полтавской, Черновицкой, Запорожской и Днепропетровской областей. За что, правда, толком непонятно, ведь экспортером была вся страна...
Жители Новосанжарского района живут бедно, но явно намерены не падать духом. Поразил базар в селе Нехвороща, что в 10 километрах от Соколовой Балки. По масштабам он сравним с саратовским Привокзальным рынком, а ведь далеко не на каждой карте отмечено это село. Но и в нем – чистота, неплохие дороги, приветливые люди, и купить можно все, начиная от куриных яиц и заканчивая мужскими сорочками, импортными холодильниками и новенькими велосипедами. Между прочим, данный вид транспорта – едва ли не самый популярный у деревенских жителей. И хотя машин, и даже иномарок, хватает, все равно самым популярным транспортом среди сельчан является велосипед: те, кто не может позволить себе авто, смело садятся на двухколесного друга и едут по своим делам или просто друг к другу в гости. Самое удивительное, что поначалу становится страшновато от количества молодых девчонок и мальчишек, дедушек и пожилых тетушек, которые смело рассекают по трассам Полтавщины. Сразу же вспоминаешь движение на саратовских дорогах. Видно, как заботливо объезжают легковые и грузовые автомобили велосипедистов.
ПОЛТАВСКИЙ ГОГОЛЬ-МОГОЛЬ
Полтава сразу удивляет своей чистотой, дикий виноград обвивает заборы и пятиэтажные дома, везде ухоженные парки и бесконечные «фигурные» цветочные клумбы. Витрины – не хуже, чем в Саратове, с огромными золочеными вывесками типа «Годинники з Швейцарiп» и «Кахель з усього свiту», наводят на мысль о состоятельности этого небольшого города с численностью населения чуть более 315 тысяч человек. Однако приглядевшись повнимательнее, обнаруживаешь, что Полтава – образец скромного уровня жизни украинцев.
Мы с восторгом восприняли местные цены: в кафе в самом центре города можно вкусно и плотно закусить за 30 рублей, выпить пива по цене 10-14 рублей за бутылку. Причем пива отличного качества. Удручили цены на видео– и аудиопродукцию, а также книги и газеты – в среднем они в полтора-два раза дороже, чем в Саратове.
Гоголевские мотивы в Полтаве эксплуатируются на полную катушку. Минеральная вода «Гоголевская» и «Миргородская», подсолнечное масло «Диканька» – рекламные щиты этой продукции сразу же бросаются в глаза, как только вы оказываетесь в центре города. Полтавские минеральные воды, и в самом деле, очень высокого качества, лечебные. Только стоит заметить, что в программе украинских школ Николай Васильевич Гоголь фигурирует в разделе... «зарубежная литература», и на изучение его произведений отведено всего 2 (!) учебных часа за учебный год. Впрочем, Льва Толстого в старших классах вообще проходят факультативом. Зато главная государственная награда на Украине – орден Ярослава Мудрого.
Вообще, за последние три-четыре года русский язык для украинских школьников стал вроде иностранного: в русских школах (число которых на Украине сейчас резко сократилось) количество часов на его изучение значительно уменьшилось, а в украинских – сведено до минимума. Курс русской литературы изучается в переводе на украинский, от чего, по мнению некоторых местных педагогов, страдают в первую очередь сами школьники: качество переводов с русского на украинский язык оставляет желать лучшего.
Цены на продукты питания в Полтаве сопоставимы с саратовскими. Но на зарплату в 2,5 тысячи рублей, которая считается тут неплохим заработком, особо не разгуляешься. Это накладывает отпечаток и на внешний вид местного населения. Даже молодые люди одеваются гораздо скромнее, нежели российские юноши и девушки. Про старшее поколение и говорить не приходится. По части одежды саратовцы обгоняют Полтаву лет на 5-6, а проспект Кирова по сравнению с центром этого украинского города – подиум дней Высокой моды в Париже.
Помимо сплошной озелененности, Полтава удивляет полным отсутствием на улицах лиц бомжеватого вида. Только один раз какой-то странный тип попытался выпросить у нас «копиечку». Но получив вежливый отказ, не менее вежливо откланялся и быстро удалился. Впрочем, славный город Симферополь в этом плане вообще удивил до глубины души. Раза четыре приходилось обедать и ужинать в летнем кафе у железнодорожного вокзала. Да, были граждане помятого вида, некоторые не совсем трезвые. Подходили и, тысячу раз извиняясь, просили пустую бутылку. Цена украинской «пушнины» – 1 руб. 20 коп. в пересчете на наши деньги, так что заинтересованность бедной части населения понять можно. Однако всякий раз, получая вожделенную стеклотару, нищие или полунищие симферопольцы не забывали дважды, а то и трижды сказать «большое спасибо» и «дай бог вам здоровья». Да и таковых было немного, если сравнивать с российской действительностью. По-видимому, попрошайничество на Украине пока еще не стало такой популярной «профессией», как в российских городах.
ВСЕ ДОРОГИ ВЕДУТ В КРЫМ
Дороги не только на Полтавщине, но и по всей Украине против саратовских – сказка. О республиканских трассах вообще разговор отдельный. Например, бывшая союзная магистраль Москва – Симферополь поддерживается в настолько хорошем состоянии, что у водителя могут от педалей устать ноги, но не руки в постоянных попытках объехать ухабы и кочки. Местами дорога шире, местами уже, чем хотелось бы, но качество ее покрытия очень даже ничего и нигде нет популярных в Саратове заплаток из «горячего» асфальта.
Плохие дороги довелось увидеть лишь в Днепропетровске. Кстати, наше путешествие по Украине проходило на «Газели» с российскими номерами: из Полтавской области и далее – в Крым. Поэтому в справедливости наших суждений читатель может не сомневаться, сами все видели...
Днепропетровск был, наверное, единственным местом на Украине, который оставил не самые приятные впечатления. Именовавшийся два десятилетия назад «городом чугуна и стали», сегодня третий по величине украинский город-миллионер встретил нас заводским смогом, мусором на тротуарах и плохими дорогами. В этом плане он оказался ничуть не лучше Саратова. Днепропетровск – огромный мегаполис, расположившийся в каком-то странном беспорядке на обоих берегах Днепра. Нам пришлось блуждать по нему часа полтора, прежде чем мы смогли выбраться на трассу до Запорожья и Симферополя. На окраинах Днепропетровска «Газель» попрыгала, будь здоров. Но все равно, наш водитель удрученно сказал: «Дорог хуже, чем в вашей Саратовской губернии, я еще не видел». услышать его мнение было довольно грустно, ведь он проделал путь на Полтавщину аж из Ямало-Ненецкого округа. Невеселая, прямо скажем, характеристика. Единственный приятный момент: в Днепропетровске вам не понадобится русско-украинский разговорник, так как большинство населения говорит на русском языке, наплевав на «державную мову».
Прослышав о зверствах местных «даишников» (ДАп – дорожная автоинспекция) по отношению к русским автомобилистам, мы ожидали увидеть их посты на каждом десятом километре. Однако на протяжении 500-километрового пути насчитали всего 7 постов. И ни разу никто нас не попытался остановить. Была, правда, незначительная проверка у лиманов, на самом въезде в Крым, но она свелась к тому, чтобы собрать курортный сбор в размере 10 гривен. Перед поездкой мы прочитали в Интернете, что на самом деле курортный сбор не более 2 гривен, но спорить во избежание неприятностей не стали. Все-таки территория другого государства.
Что поразило в дороге из Полтавской области в Крым, так это цены на красную и черную икру, которую продавали с машины недалеко от лиманов. 250-граммовую баночку красной икры местный торговец-частник предлагал прямо из своей машины у трассы за 35 гривен (220 российских рублей). После недолгого разговора и выяснения конъюнктуры рынка семейства лососевых, нам было предложено купить две такие баночки (одну с красной икрой, другую с черной) по 30 гривен каждую. Сошлись все-таки для пробы на банке красной икры. Оказалась она совсем свежей и отлично приготовленной. Нигде более мы такой торговли не обнаружили. Фрукты или овощи – пожалуйста, они вдоль всей дороги в неимоверных количествах. Но родную саратовскую стерлядь с герба мы видели только около лиманов – в соленом, копченом и свежем видах.
«ЦАРСКАЯ ОХОТА» ЛЕОНИДА КУЧМЫ, ИЛИ НЕСКОЛЬКО СЛОВ О ЮЖНОМ БЕРЕГЕ
Где действительно российский гражданин может почувствовать себя королем, так это в Крыму. Наверное, точно так же считает и президент Украины Леонид Кучма. Во время нашего приезда в Крым он отдыхал в Мисхоре в угодьях под громким названием «Царская охота». Тут же, у берегов, курсировал и хорошо вооруженный морской кораблик президентской охраны.
Что бы кто ни говорил, а все же отдых на Южном берегу Крыма – ЮБК – и в самом деле обойдется российскому гражданину дешевле, нежели в Сочи или Геленджике.
Начнем с проезда от симферопольского железнодорожного вокзала до Ялты. О здешних ценах ходят самые разные мифы. Да, расценки крымские водители-частники заламывать могут поистине фантастические: до 100 долларов. Только рассчитано это на несведущих туристов-дикарей. Если умело поторговаться, то дорога от Симферополя до Ялты будет стоить не более 400-500 рублей.
Те, кому такие цены не по карману, могут воспользоваться маршрутными такси, прокатиться на которых зазывают народ транспортные диспетчеры. На микроавтобусе «Мерседес» проезд до столицы южного крымского берега стоит 78 рублей. Прямо скажем, небольшие деньги для тех, кто приехал отдохнуть даже не на широкую ногу. Удобство маршрутки заключается в том, что до Ялты она идет примерно 1 час 20 минут. Старенький троллейбус будет ползти это же расстояние два с половиной часа за сорок два рубля.
А вообще-то маршрутные такси в Крыму – это отдельный разговор. Билетов, как правило, вам никто не выдаст, но ни разу ни в одной маршрутке мы не услышали грубого слова в адрес пассажиров. Водители предельно вежливо просили отдыхающих: «Пожалуйста, аккуратней закрывайте двери». Внутри «мерседесов» таблички с надписями типа «Хочешь выйти – кричи».
«Газелей» на ЮБК крайне мало. Как нам объяснил местный таксист, в «мерседесах» чувствуешь себя на горных дорогах надежнее. Только мы никак не могли взять в толк, каким образом частники в более бедной Украине позволяют себе приобретать чуть ли не новые микроавтобусы иностранного производства. Сказать, что они драли три шкуры с пассажиров, невозможно. Например, проезд из Ялты до поселка Мисхор стоит 2,5 гривны (примерно 15-16 рублей), до Симеиза вас домчат за 3 гривны.
Но более всего отдыхающих поражают цены в летних кафе, местный сервис, качество еды, а также стоимость фруктов. Если в Симферополе персики на базаре стоили от 9 до 15 рублей за килограмм, то в Мисхоре они были немного дороже: 18-20 рублей. А как вам глянется виноград по 5-6 рублей за килограмм, или груши по той же цене?
Летних кафе на Южном берегу Крыма – пруд пруди, а цены примерно одинаковые. Даже в популярном ресторане на пляже «Русалочка», что в самом оживленном месте Мисхора, вдвоем можно вкусно поесть и выпить вина, уложившись в 300 рублей. В ассортименте: салат из мидий, салат из рапанов, копченая осетрина и даже французское блюдо из лягушачьих лапок.
В поселке Симеиз в кафе «Розовый Фламинго» горшочек домашнего жаркого стоил чуть больше 30 рублей. Если не страдаете обжорством, то этого горшочка вполне хватит, чтобы наесться даже на голодный желудок.
Правда, обслуживать во многих кафе не умеют. Иногда просто не хватает официантов. Но когда в двух местах подряд (в Симферополе и в Ялте) мы попросили пластиковые стаканчики и приготовились за них заплатить, на нас посмотрели как-то подозрительно. В итоге мы практически везде получали железные ложки, вилки и ножи, а также красивые стеклянные стаканы под пиво, фужеры под вино. Крымские вина – это предмет для отдельного разговора. Помимо кафе и баров, где вам предложат обширную карту вин, «затариться» бутылочкой массандровского «Бастардо» или «Муската розового» по цене от 100 до 160 рублей за бутылку можно как в магазине, так и у продавцов-частников. У них же можно приобрести разливное вино, но не домашнее, как на Кавказе, а с того же Массандровского завода, по цене 120 рублей за литр. Как это вино попадает в руки многочисленных торговцев, остается только догадываться.
Экскурсии по карману любому, кто приехал на ЮБК. Можно, конечно, отправиться в симеизскую обсерваторию за 220 рублей с носа, а можно сесть на прогулочный теплоходик и за 18 рублей на одного добраться из того же Мисхора в знаменитое «Ласточкино гнездо». Там входной билет обойдется вам всего в 30 рублей. Столько же стоит вход и в Никитский ботанический сад. Стоимость билетика в Воронцовский дворец в Алупке поражает – всего 6 рублей. Это для входа в сам дворец, а осмотреть его снаружи и даже побродить по некоторым участкам дворика и в прилегающем парке, где снимали фильм «Собака на сене», можно вообще бесплатно.
Прокатиться по канатной дороге на вершину Ай-Петри в августе этого года обходилось в 102 рубля с человека с учетом двухчасовой очереди. По словам местных жителей, два часа в кассу – это еще мелочи, обычно туристы за сомнительное двадцатиминутное удовольствие поорать от страха при подъеме на гору выстаивают и три, и четыре часа. Те, кто желает увидеть канатную дорогу и вершину не с воздуха, а с земли, могут принять предложение предприимчивых частников и промчаться на машине по горному серпантину до той же вершины, правда, с остановками, где пожелает турист.
Конечно, своя ложка дегтя в Крыму имеется. В мисхорском парке, едва ли не самом красивейшем на ЮБК, хронически не хватает скамеек, достаточно мусора. Однако все рекорды по захламленности побил знаменитый парк в поселке Симеиз – место не менее красивое, чем тот же Мисхор или Алупка. Здесь мусор на каждом шагу. Полуразрушенная старинная вилла «Ксения», построенная в XIX веке, заколочена досками. Местный торговец сообщил нам, что некие ушлые предприниматели выкупили виллу за 2,5 млн долларов. И добавил: «Теперь в нее еще столько же вложить надо, чтобы в нормальное состояние привести».
Вызвал удивление Никитский ботанический сад. Нет, он все так же хорош собой, как и много лет назад. Здесь так же все в буйных красках цветов и причудливых растений, только вот явно не хватает возле многих из них табличек с названиями, мало тех же скамеек, а знаменитая китайская беседка давно требует покраски.
«Ласточкино гнездо», где снимался художественный фильм «Десять негритят», в очень опрятном состоянии, тут чисто и очень мило для глаз отдыхающих. И по сей день замок в основном используется как роскошный ресторан. Но к своему удивлению, мы не обнаружили за изящно сервированными столиками ни одного посетителя, хотя приветливые официанты стояли у дверей. Люди отдавали предпочтение уличным кафе рядом с «гнездом», или недорогим гамбургерам, приготовленным в ста метрах от ресторана. Причина заключается в «космических» ценах ресторана «Ласточкино гнездо».
Ялта – воистину курортная столица Крыма. Здесь все самое лучшее: архитектура, фонтаны и даже одежда европейского качества в местных магазинах. Вот только искупаться в море в Ялте довольно непросто: набережная выходит на акваторию морского порта, а практически все пляжи в сторону Ливадии – санаторные. На обычном «бесплатном» пляже буквально яблоку негде упасть. Зато в Ялте можно показать свои лучшие наряды, а привычный пляжный «прикид» – майка и шорты – здесь является, по меньшей мере, моветоном.
Саратов-Соколовая Балка-Полтава-Днепропетровск-Запорожье-Мелитополь-Джанкой-Саки-Симферополь-Ялта-Южный берег Крыма-Саратов
Опубликовано: «Новые времена в Саратове», № 31 (46), 22 августа – 4 сентября 2003 г.
Автор статьи: Ирина ЛИХОМАН, Сергей ЩЕРБАКОВ
Рубрика: Отдых/Путешествия