Яндекс.Метрика

Дао Тао

Дао Тао

12 октября Академический симфонический оркестр саратовской филармонии открывает очередной концертный сезон. Он примечателен уже потому, что у симфонического появится новый главный дирижер. Это уроженец Пекина, выпускник Московской консерватории, молодой музыкант Линь Тао. Саратовские меломаны уже знакомы с дирижерским почерком Тао – в качестве приглашенного дирижера он одарил нас концертом №2 Брамса, сюитой из мюзикла Бернстайна «Вестсайдская история», в его прочтении звучали Сибелиус и Бетховен, Барток и Прокофьев.

В связи с назначением Линь Тао возник закономерный вопрос: а как же Эдуард Серов, проработавший за дирижерским пультом не один год, покидает ли он филармонию? Анатолий Катц, художественный руководитель филармонии, заверил нас, что Серов остается, просто он стал приглашенным дирижером, фактически поменявшись местом со своим преемником. «Смена дирижера – вполне естественная ротация, – сказал Анатолий Иосифович. – Появление новой личности отнюдь не означает, что Эдуард Серов стал хуже, невыразительнее. Серов замечательный и востребованный музыкант, не зря же он является и профессором Санкт-Петербургской консерватории, и главным дирижером Волгоградского оркестра, и постоянным приглашенным дирижером в одном из городов Норвегии.

Дирижеров, и в особенности хороших дирижеров, мало, и едва они появляются и проявляются, как о них сразу же становится известно: москвич Владимир Зива плотно занят в Москве и Краснодаре, Дмитрий Лисс работает в оркестрах Екатеринбурга и Венгрии. Линь Тао в этом отношении также не является исключением, он ежегодно дает много концертов с разными оркестрами, как в городах России, так и за ее пределами. Несколько лет Линь Тао руководил симфоническим оркестром Кузбасса (Кемерово). Знают музыканта и в симфонических оркестрах Санкт-Петербургской филармонии, Мариинского театра, в оркестрах Новосибирска, Нижнего Новгорода, Уфы, Казани.

Одной из сильнейших черт Тао-дирижера является острое и четкое ощущение ткани партитуры. Когда оркестранты понимают, что дирижер знает, чего он хочет – творческий контакт между ними, как правило, получается».

Линь Тао гастролировал в Испании, Китае, Германии. Думается, что симфонический оркестр под управлением своего нового молодого дирижера ждет немало интересного.

После пресс-конференции, посвященной началу нового сезона, я взяла небольшое интервью у нового главного дирижера.

– Господин Тао, то, что вы уроженец Китая, может как-то «прокрасться» в процесс дирижирования?

– Для России я иностранец, но ведь музыкальная школа у меня российская, я учился в Москве, в классе замечательного педагога Дмитрия Китаенко, а то, что каждый исполнитель вносит в музыку свое внутреннее ощущение, свой импульс, так это даже хорошо.

– Существует мнение, что дирижер – мужская профессия. Согласны?

– Абсолютно. Дирижирование требует колоссальных физических нагрузок, концентрированного мышления и внимания. Наверное, есть яркие женщины-дирижеры, но лично я с таковыми не встречался. А еще дирижерскую профессию именуют профессией второй половины жизни, профессией зрелых, опытных людей. Так что я с этой точки зрения еще почти ребенок.

– А идеал дирижера у Вас имеется?

– Я думаю, что у каждого незаурядного дирижера есть свои сильнейшие стороны. Я не выделяю для себя кого-то одного, а ставлю себе цель учиться лучшему, что есть у того или иного музыканта.

– Есть произведения, которые Вам очень бы хотелось исполнить – может быть в перспективе, в дальнейшем?

– Густав Малер создал симфонию №8, которую в музыкальном мире называют симфонией тысячи лиц. Она требует не менее двухсот оркестрантов, восьми солистов, огромного хора. Произведение длится около двух часов, это поистине масштабнейшее творение. Симфония не исполнялась в Саратове. Хочется верить, что когда-нибудь она прозвучит и здесь. А вообще я убежден: чтобы по-настоящему состояться профессионально, дирижер должен брать как можно больше самых разных композиторов. Нельзя оттачивать свой стиль только на Чайковском или только на Прокофьеве, Бетховене. В репертуаре должен быть весь мир.

На прощание я попросила музыканта написать пожелание нашей газете. На каком языке? – спросил он и оставил автограф сразу на двух – китайском и русском. А мне подумалось, что он мог бы написать еще более причудливую вязь из нот на своем главном языке – языке музыки. Впрочем, этот самый щедрый автограф могут получить все, кто придет 12 октября в филармонический зал. В этот день прозвучит музыка Глинки к трагедии Кукольника «Князь Холмский», концерт для скрипки с оркестром Глазунова (солист – скрипач из Санкт-Петербурга Илья Иофф) и «Картинки с выставки» Мусоргского в инструментовке Равеля.

Концертный сезон открывается и впереди немало интересного. Разве не замечательно хотя бы то, что в ближайшее время симфоническому оркестру предстоит сыграть десятую симфонию Малера, то есть симфонию, которой нет в природе, ибо, если вы помните, Малер написал только 9 симфоний. Однако по оставшимся наброскам, этюдам, музыкальным черновикам английский композитор Д. Кук восстановил или, скорее, предложил свою версию десятой малерской симфонии.


Опубликовано: «Новые времена в Саратове», № 37 (52), 10-16 октября 2003 г.


Автор статьи:  Светлана МИКУЛИНА
Рубрика:  Культура

Возврат к списку


Материалы по теме: