Яндекс.Метрика

Шоу «Гольдони и Ко»

Шоу «Гольдони и Ко»

Наверное, это тот самый случай, когда выходишь из театрального зала со смешанными чувствами. Сказать, что спектакль не понравился, – значит погрешить против истины, но и заметить, что ты в восторге от него, – не меньшая ложь.

В 1793 году Карло Гольдони покинул этот мир, а его «Трактирщица», «Хитрая вдова», «Слуга двух господ» звучат столь же лукаво и неотразимо, как будто созданы сегодня. Любопытной представлялась и режиссура Паоло Эмилио Ланди. Поставленный им несколько лет назад в ТЮЗе «Брак по-итальянски» совершенно очаровал меня своей теплотой и сдержанной ироничностью, нежностью и эмоциональностью.

И вот новая работа итальянского мастера на саратовской сцене – знаменитая костюмная, яркая комедия, представляющая такой простор для таланта лицедеев, что все настоящие актеры о ней должны вроде бы только мечтать.

Актерское созвездие в «Слуге...» и впрямь замечательное – занят едва ли не весь актерский цвет ТЮЗа – в центральных ролях: Елена Вовненко, Илья Володарский, Алексей Чернышев, Елена Краснова. Играют актеры замечательно, но... Комедия, на мой взгляд, оказалась неоправданно излишне осовремененной, а вставные самопальные реплики – про политику и засилье рекламы, про бедных актеров и богатых дураков-спонсоров – вульгарно выпирают из бессмертного текста.

Великий венецианец прославился не только как драматург. Он был личностью, сумевшей очистить комедию от словесной грубости и пошлости, отделить театр от элементов фарса, цирка. Посему периодическое соскальзывание современной постановки в фарс раздражало. Уж простите меня за консерватизм, но когда актеры в забавных и одновременно стильных венецианских костюмах заводят «огней так много золотых на улицах...» – это удручает. Ну не Венеция Саратов, не Венеция! Даже трехсотлетней давности. И чтобы понять это, не надо ходить в ТЮЗ.

«Слуга...» в постановке Паоло Ланди, кроме всего прочего, – спектакль в спектакле, пьеса об актерах, разыгрывающих перед нами представление. Иногда этот прием приводит к смешным ситуациям: к примеру, когда актриса «забывает» текст и апеллирует к наспех найденному суфлеру, а тот оказывается немым и подсказывает жестами, – зал буквально стонет от смеха. Однако другая сюжетная вставка – со служанкой Смеральдиной, проводящей с залом викторину для даунов в духе Якубовича-Галкина и вручающая самым сметливым конфеточные призы, – смотрелась пошловато. Особенно учитывая то, что призы извлекались из более чем смелого декольте. Наверное, все взаимосвязано. Театр резво учится новым ходам у шоу-бизнеса, шоу-бизнесу скоро будет впору проситься на мастер-класс в театральный зал.

Отдельно хотелось бы сказать о реакции зрителя на то, что происходило на сцене. Зал оказался целомудреннее иных предлагаемых ему игровых ходов. Когда Труффальдино лихо запечатывает письмо, попросту усевшись на бумагу, дети (а их в зале было немало) заливисто смеялись. Когда же Труффальдино поднялся вместе со злополучным письмом, прилепившимся к его штанам, и начал опрашивать зал, куда делось послание, детские голоса стали застенчиво подсказывать герою: «Сзади письмо, сзади!». Труффальдино изображал непонимание.

– Скажи, что письмишко на ж…... – подначил сынишку находчивый папа.

В ответ укоризненно прозвучало:

– Папа, это же театр!

Вот так. Дети в отличие от взрослых понимают, что театр – это место, где (позволим себе каламбур) уместны не все слова. Детская аудитория, если вторых и третьих смыслов театрального действа и не расшифрует, то в том, что есть красота, а что красивость, будьте уверены, разберется великолепно.

Размышляя над репертуаром ТЮЗа последних месяцев, пришла к выводу, что театр все больше и больше стремится охватить взрослую аудиторию. «Волки и овцы» и «Вечный муж», «Наливные яблоки» и «Король Лир», «Строитель Сольнес» и «Старосветская любовь», «Брак по-итальянски» и «Поллианна» – прекрасные, но абсолютно взрослые спектакли. Чисто детскими являются единичные постановки, вроде сомнительного качества «Питера Пэна» и старой, доброй «Маленькой Бабы Яги». Сегодняшним детям катастрофически недостает яркой, веселой зрелищности. Может быть, ее отчасти утоляет «Похищение луковиц» – карнавальный спектакль с элементами цирка. Подозреваю, что в тот же ряд карнавальности, но уже в виде пародии и на шоу-бизнес, и на нашу жизнь в целом, вольно и невольно попадает пьеса Гольдони в прочтении его соотечественника.

Труффальдино, как и прогнозировал режиссер, нравится детям. Проказливый, авантюрный юноша, экстравагантный, азартный, неуемный на всякие штуки – одним словом, эдакий повзрослевший Карлсон, обреченный на успех. Насчет «повзрослевшего Карлсона» не мое наблюдение. Услышала в фойе во время антракта от барышни лет 12-ти. Дети – гениальные рецензенты, потому как девочка еще добавила: «Труффальдино классный, только иногда здорово перегримасничает».

Молодой актер Денис Сарайкин, купаясь в игровой стихии своей роли, иногда начинал тонуть в ней. Пьеса Гольдони требует от исполнителя за-главной роли очень многого. Труффальдино – это антиспокойствие, ртуть и шампанское в одном флаконе, гремучая смесь, способная в пух и прах разнести неподготовленного актера. Прочтение роли Труффальдино обязывает исполнителя к сумасшедшему куражу, полнейшей пластической раскованности, богатейшей эмоциональной палитре голоса, мимики. Проще перечислить, чего эта роль не требует. Сарайкин – профессионал достойного класса, но маленькая зрительница права: слишком много гримас, ужимок, прыжков. Плохо, что их много, еще хуже, что за ними чувствуется работа. Да, большая, да, филигранная, но работа. А должна бы ощущаться игра – беспечная, азартная, легкая. Может быть, Сарайкин еще разыграется, раскуражится, войдет во вкус. В конце концов, премьера еще не показатель, а в том, что Денис хороший актер, меня убедила крошечная сценка, когда он на несколько минут поднимает свою полумаску и смотрит в зал. Уверяю вас, такой взгляд дорогого стоит.

«Слуга двух господ» – тот самый случай, когда в одной упряжке соединили трепетную лань классической комедии дель арте и взмыленного коня современного шоу. Тандемчик получился тот еще: странноватый, но запоминающийся.


Опубликовано: «Новые времена в Саратове», № 38 (53), 17-23 октября 2003 г.


Автор статьи:  Светлана МИКУЛИНА
Рубрика:  Афиша

Возврат к списку


Материалы по теме: