Дембельский альбом
Встреча по одежке
«Саратовская губерния по своей территории и экономическому потенциалу сродни некоторым европейским странам, – сообщают авторы предисловия д. и. н. В. Динес и А. Воротников. – Так что управлять ею ничуть не легче, чем, например, Австрией, Венгрией или Германией». Впору, стало быть, нашему областному руководителю быть канцлером.
Правда, с географией у докторов исторических наук явно проблемы: Германия почти в 4 раза обширнее Саратовской области. Но дело даже не в этом. Если следовать их льстивой логике, то глава Якутии (3 млн кв. км) должен в 5 раз превосходить достоинствами президента Франции (550 тыс. кв. км) и в 15 раз премьер-министра и королеву Великобритании (243 тыс. кв. км) вместе взятых.
Но – Германия так Германия. Пусть наш облглава стоит вровень с канцлером Германии, раз кому-то так нравится.
А нравится, вероятно, прежде всего главному персонажу и, очевидно, заказчику альбома «Аяцков».
Ему нравится быть... Нет, не быть, а выглядеть.
Ученым и меценатом, пахарем и воином, водителем и рыбаком, охотником и политиком, удалым парнем и нежным семьянином. Достигается это, как и на сцене, бесконечным переодеванием. Кажется, даже один галстук дважды не появится на нашем щеголе...
Медицинский халат, наряд скаута, каска строителя, мантия академика Академии художеств, облачение летчика гражданской авиации (голубая пилотка), танкиста (шлем) и спецназовца (краповый берет), просто армейский камуфляж, костюм химзащиты (противогаз), кавказская бурка, татарская тюбетейка, лыжный костюм, велосипедный, форма футболиста, волейболиста, прикид водноспортивный, егерский, смокинг и бабочка конферансье.
С такой скоростью умел переодеваться лишь один Аркадий Райкин.
Соответственно разнообразны и места действия: от палат до тучных нив, от собственных хором до больничных коридоров, от ученых советов до разнообразных пикников, охот, рыбалок. Стадионы, молебны, выборы, объятья, прогулки, выжимания двухпудовых гирь, новорожденные младенцы, благодарные ветераны. Целая страница (назвать не могу – нумерация страниц в «Аяцкове» отсутствует) посвящена стреляющему потенциальному канцлеру – 8 фото со всеми видами стрелкового оружия в руках и, естественно, в разных костюмах.
Разнообразие поз нашего героя выдает в нем незаурядные способности фотомодели. Где надо (Кремль, храм) – он собран, даже чуть скорбен. Со знаменитыми артистами рубаха-парень, с коллегами-политиками доброжелательный собрат, но по-разному: Кучме адресована радостная улыбка, движение навстречу. Ну а Горби уже можно снисходительно похлопать по плечу.
После десятков и десятков этих фото мне почему-то вспомнилось, что раньше рыночные фотографы предлагали сняться в любом облике: в холст, изображающий летчика на аэроплане, или джигита на коне, или зрелую купальщицу на морском берегу, надо было лишь всунуть свою физиономию и получить фото на память о...
Из множества подписей под фото одну не могу не воспроизвести. Швейная фабрика. Смущенная работница, пред которой на столе детские платьица. Губернатор (протягивая руку к изделию): «Материал неплохой, а крой надо доработать». Осведомленность беспредельная – от мира новейших технологий до родовспоможения.
После Петра Великого русская земля не рождала государственного мужа таких обширных познаний.
Разные мысли и чувства вызывает этот альбом, по весу напоминающий издания к 300-летию дома Романовых и 70-летию И.В. Сталина.
Кого-то из читателей заинтересует баснословная сумма, уплаченная заказчиками московским печатникам, и источник финансирования. Кого-то удивит легкость, с которой раздают комплименты герою альбома разные известные люди, и некоторое однообразие их (ср., например, отзывы О. Табакова и А. Калягина). Кто-то обратит внимание на то, что в английском варианте подписи (альбом двуязычен) Клинтон и Аяцков из «старых знакомых» по-русски превратились уже в «old friends» – «старых друзей». Любителя живописи заинтересует, «чьих кистей», по выражению героя Зощенко, фамильные портреты предков героя, а также портрет академика Сахарова, преподносимый ныне безработному Натану Щаранскому. И, конечно, не один саратовец, чьи руки доберутся до «Аяцкова», вздохнет, сравнивая бедность своей «среды обитания» со «сладкой жизнью» губернатора.
У меня же после первоначальных чувств возмущения, затем сатиры, затем юмора возникло чувство жалости.
Я представил, как немолодой сильно пузатый человек старательно разглядывает десятки, сотни, может быть, тысячи собственных изображений и предельно доволен увиденным, собственной привлекательностью.
Ведь в противном случае этот альбом не вышел бы.
Опубликовано: «Новые времена в Саратове», № 21 (83), 4-10 июня 2004 г.
Автор статьи: Сергей БОРОВИКОВ
Рубрика: Власть/Политика