Яндекс.Метрика

Ускользающая красота

Ускользающая красота

Захотелось перечитать классику. Поплакать над бессмертными страницами, подумать, помечтать. Вдруг оказался не страшен нудный октябрьский дождь за окном, вся эта промозглость поздней осени, потому что на душе стало светло – старая добрая литература, оживленная сценой, сыграла свою роль. ТЮЗ в очередной раз порадовал премьерным спектаклем. На сей раз дипломным. Курс народного артиста, профессора Александра Галко показал спектакль «Летние люди».

Очень чеховский спектакль по...пьесе Максима Горького «Дачники». Пронзительная, горькая, саркастичная пьеса о жизни, что проходит непонятно как, о чувствах, которые невозможны, потому что их боятся (а боящийся, как сказано в самой древней и самой классической из книг, несовершенен в любви), о мечтах, которые разбиваются, о пошлости, что торжествует, и о красоте, которая от соприкосновения с пошлостью истончается, ускользает, но не уходит совсем.

Этот спектакль мог быть назван не только «Летние люди». Он вполне мог получить название в духе фильма Бертолуччи «Ускользающая красота». Пьеса «Дачники» – горестный поклон писателя женщинам, тот самый случай, когда не то чтобы положительный герой-мужчина отсутствует напрочь, это скорее та ситуация, когда и демонических мерзавцев-то нет. Есть лишь духовные ничтожества, инфантильные, циничные, цепко приспособленные к окружающей среде. Мерзавцы – те хотя бы к борьбе стимулируют. А тут болото, душевная прострация, культ безучастности ко всему, что не является едой, выпивкой, деньгами или адюльтером.

Отправной точкой спектакля является музыка. Фортепианные аккорды, тревожные и сладостные творения Шопена – как ключ, отмыкающий дверь в мир, где живут эти мужчины и где страдают эти женщины. Дача адвоката Сергея Басова, на которой и разворачиваются все события пьесы, – это, если угодно, мир не только ускользающей красоты, но и уходящей поэтичности. Басов в исполнении Артема Волобуева есть человек, презирающий всех близких и дальних, но при этом по-хамелеонски меняющий расцветку своей души, в зависимости от того, куда он попал и с кем говорит. Прожженный дальше некуда, он предлагает заезжей знаменитости, писателю Шалимову, приударить за его женой. Причем, нужно ему это не потому, что она вызывает у него какие-то подозрения, а как раз наоборот – потому что она уж слишком, убийственно чиста для него. Очень хочется изгадить, низвести до своего уровня. Гаденькую персону Волобуев играет живо, набрасывает эдакие характерные штришки характера своего персонажа с помощью пластики, характерных смешков и ужимок. Играет разрушение личности в развитии: его герой то озабочен странной женой, то раздражен ею же, то увлечен своей нехитрой интригой, то взбудоражен тем, что Влас – брат его жены – влюбился в женщину, много старше его.

Супруга Басова Варвара Михайловна – тот персонаж, вокруг которого строится все действие, она, как музыка Шопена, определяет тональность происходящего на сцене. Не люблю делать прогнозы, но из Натальи Кошелевой способна вырасти, по-моему, очень сильная драматическая актриса. Удивительно тонко она воссоздает мир незаурядного, яркого человека, настоящей женщины, оберегающей пространство собственной души и с уважением относящейся к другим людям, даже решительно ей неприятным. Героиня Кошелевой привносит в спектакль доброту и лирическое настроение. Чувствительность, честность и вследствие этого острая уязвимость делают ее самой сильной и одновременно самой незащищенной из персонажей спектакля. Варвара Басова – антидачница. На ее помощь любой может рассчитывать, и это «антидачное» свойство души своей героини Наташа Кошелева выписала безупречно. Совсем другая история – это Ольга Алексеевна, жена доктора Дудакова. Ирина Лысогорская играет нервозную, терзаемую своими страстями натуру. В ней нет той мощной основы нравственности, что в Варваре, но тоска по чистоте жизненных целей, по утраченному смыслу жизни в ней присутствует. В сцене выяснения отношений с Варварой Ольга-Лысогорская по-настоящему драматична.

Екатерина Старостина примерила на себя возрастную роль. Это характерная актриса, способная и на комедию, и на трагедию одинаково органично. Помню, я отметила блеск и изящество этой юной девушки еще в «Веере» – предыдущем спектакле курса Галко. Там Старостина была эдаким воплощением праздника, игривым чертенком, а здесь... Здесь появилась женщина, переживающая страсть к мужчине много моложе себя. Старостина действительно выглядит взрослой и трагичной в роли Марьи Львовны. И делает это не ее седой парик, а умение стареть и молодеть на сцене, умение, которому учатся у хороших педагогов и с которым рождаются. У Кати первое и второе счастливо совпали.

Весьма колоритный персонаж – писатель Шалимов. Когда-то он писал настолько сильные и проникновенные романы, что ими оказалась очарована столь незаурядная женщина, как Варвара Михайловна. Алексей Комашко погружает своего героя Шалимова в состояние духовной прострации, в своеобразный летаргический сон души. Наблюдая за Шалимовым-Комашко, невольно спрашиваешь себя: пробудится он или все останется по-прежнему? Молодой актер балансирует на очень тонкой грани плохого-хорошего человека. Вроде бы в нем есть способность чувствовать, вроде бы в него хочется поверить. Но на определенном этапе понимаешь, что писатель не намного лучше адвоката. Просто в столицах малость пообтесался. А так – вполне стандартный «летний человек»: ни к чему не обязывающие слова, поступки.

Инженер Петр Суслов (Сергей Петров) примечателен в основном тем, что женился на красавице (Мария Синичкина). С ней он и выясняет отношения практически весь спектакль. Трагедия этого человека в том, что он полагал, будто женился на цветке, а выяснилось, что цветок-то железный. Не понимает молодой муж, «что нужно этой ведьмочке», как сказал бы по этому поводу другой великий писатель. Он думает, что она жаждет измен, а ей нужна любовь, которую он дать не может. С другой стороны, герой Петрова, по-моему, единственный человек, испытывающий самоотвращение и понимающий, сколь растительна, сколь примитивна его жизнь. И это самопостижение молодой актер играет не по-юношески зрело. Иногда, правда, на мой взгляд, переигрывает, перехлестывает с эмоциями.

Уже выйдя со спектакля, я вдруг поймала себя на мысли: интересно, а все же кому – молодым людям или девушкам было сложнее искать краски, оттенки для своих персонажей? Ведь женщины в пьесе – все до единой – вызывают симпатию, а мужчины – отвращение, усмешку, раздражение. Не секрет, что очень многие вещи играются актерами «от себя», от собственного опыта. Так что же сложнее – искать в себе черное или белое?

Очень взрослая, очень жесткая драматургия оказалась разыграна этими молодыми людьми вдохновенно и с пониманием того, что непридуманны и не устарели те страсти, что они играют. В спектакле не было откровенно слабых актерских ролей. Да, конечно, кто-то играл сильнее, кто-то менее убедительно, но героев своих оживили все. Александр Галко выбрал для своих студентов очень современную пьесу. Устами Горького ее персонажи обозначены как летние люди. Вчера были летние люди, сегодня на языке молодежи они зовутся «ботаниками». Но финал «Дачников» не вызывает депрессии. На сцене – два юных влюбленных героя. Они еще ничего не ведают о горестях и разочарованиях любви. В них живет надежда, которая и передается зрителю.


Опубликовано: «Новые времена в Саратове», № 42 (104), 29 октября – 4 ноября 2004 г.


Автор статьи:  Светлана МИКУЛИНА
Рубрика:  Афиша

Возврат к списку


Материалы по теме: