В жанре кризиса
Не исключено, что в самом скором времени придется принимать экстренные меры по защите культуры от курирующих ее чиновников. В Саратовской филармонии уже третий сезон продолжается скандал вокруг молодых исполнителей эстрадной песни – солистов арт-студии «ЮТА». Одно из главных действующих лиц скандала – нынешний министр культуры Михаил Брызгалов.
Музыкальный проект «Юные Таланты» был основан в 1990 году. Произошло это в Энгельсе. Молодые энгельсские исполнители первыми покоряли зрителей России с экранов центрального телевидения.
С 1992 года конкурс молодых исполнителей эстрадной песни «ЮТА-92» продолжился в Саратовской областной филармонии. В целях возрождения и развития жанра эстрадной песни, воспитания молодых талантливых артистов, создания коллективов.
В конкурсе принимали участие молодые исполнители, студенты, выпускники эстрадного отделения училища искусств и одаренные дети, решившие избрать эстрадное пение своей профессией.
Победители конкурсов – наиболее талантливые и перспективные – продолжали профессиональную подготовку в студии, где с исполнителями работали лучшие мастера города: режиссеры звукозаписи, композиторы, аранжировщики, педагоги вокала.
Солисты арт-студии «ЮТА» одерживали убедительные победы и представляли Россию на международных конкурсах и фестивалях в 15-ти странах мира – Канаде, Германии, Франции, Италии, Испании, Швеции, Греции, Финляндии. Всего на 20 конкурсах юные саратовцы завоевали 23 высшие премии, которые им вручали Робертино Лоретти, Мишель Легран, Александра Пахмутова, Алла Пугачева, Иосиф Кобзон, Лариса Долина, Лев Лещенко, Юрий Саульский.
Солисты студии – участники популярных телевизионных программ, конкурсов артистов эстрады, фестивалей: «Славянский базар», «Золотой шлягер», «Утренняя звезда», «Классная компания». Более 20 клипов транслировалось на каналах ОРТ, РТР, АСТ, АРТ, «Культура», ГТРК «Саратов».
В 2001 году музыкальный проект «ЮТА» победил в Федеральной целевой программе Министерства культуры Российской Федерации «Культура России».
«ЮТА» существовала и развивалась в большей степени за счет благотворительных поступлений фирм, банков, предприятий, а также денежных средств родителей и доходов от концертной деятельности.
Все заработанные средства от концертов должны были пойти на развитие коллектива, по условиям договора, который был заключен администрацией филармонии с детьми и их родителями. В связи с отсутствием финансирования учредителей дети согласились, не получая свою зарплату, использовать ее на развитие репертуара концертных программ и создание коллектива.
Проблемы начались с приходом нового руководства филармонии во главе с Михаилом Брызгаловым в ноябре 2001 года.
ОТ РЕДАКЦИИ
Как развивались события, рассказывает бывший исполнительный директор конкурса «ЮТА» Галина СЕЛИВАНОВА:
«Когда я обратилась с просьбой о финансировании студии «ЮТА» в связи с предстоящим концертом, мне адресовали бухгалтерский отчет для ознакомления и обсуждения. Ознакомившись, я сообщила Брызгалову, что в статье «Доходы» отсутствуют многие поступления, а в статью «Расходы» включены те, которые не имеют отношения к деятельности студии.
Позже часть спонсорских поступлений с помощью переговоров спонсоров с руководством филармонии удалось вернуть, но большая часть (а это заработанные детьми денежные средства) оказалась замаскирована невыплаченной зарплатой, несуществующими сценическими костюмами и другими мифическими расходами.
Я неоднократно обращалась к Брызгалову с просьбой проверить достоверность отчета бухгалтера, предоставить документы, подтверждающие получение заработной платы за концерты, приобретение костюмов и другие расходы, и продолжить финансирование. В результате отменялись прослушивания, репетиции, собрания, концерт, отняли помещение.
Я надеялась на то, что Михаил Брызгалов, став саратовским министром культуры, а Светлана Краснощекова – директором филармонии, иначе отнесутся к этой ситуации. Но убедить его и ее в том, что «ЮТА» – это дети, и деньги заработаны детьми и по решению детей и их родителей должны быть вложены в их профессию, было невозможно. Ответ Краснощековой: «Все документы, договоры, приказы ваши и ваших детей уже уничтожены...». Мои дальнейшие попытки решить конфликт в интересах детей, добиться финансирования студии, выплаты зарплаты привели к моему увольнению в сентябре 2003 года.
Увольнение было выстроено на лжесвидетельских показаниях и подложных документах. В результате администрация проиграла три судебных заседания, и в марте 2004 года я была восстановлена. При восстановлении в присутствии судебных приставов директор филармонии Краснощекова повторила: «Вашей «ЮТЫ» больше не будет, они уже пенсионеры, набирайте новых детей...». Я спросила: «Как будет оплачиваться труд новых детей?», Краснощекова ответила: «Никак, дети должны работать за счастье быть на сцене». Я пыталась объяснить, что нет такой статьи в законе. Филармония – государственная концертная организация, в которой дети в законном порядке должны получать за свой труд заработную плату!
Бывшие студийцы, получив в «ЮТЕ» практически профессиональное образование, став взрослыми артистами и студентами музучилища, в юбилейный год «ЮТЫ» очутились за стенами филармонии.
А в филармонии вместо отдела эстрадного искусства, который крайне необходим для обеспечения занятости артистов эстрады, в т.ч. и артистической молодежи, имеющей специальное образование, а значит вместо создания рабочих мест для профессиональных исполнителей, профессиональных коллективов, был создан отдел по работе с одаренными детьми.
Раньше в филармонии было более 10 коллективов. Сегодня молодые артисты, получив дипломы, но не имея возможности получить оплачиваемую работу в соответствии с избранной профессией, вынуждены либо сменить профессию, либо вернуться в самодеятельные коллективы, рестораны, ночные клубы...
И если бы не наши депутаты, руководители предприятий, которые всегда готовы прийти на помощь юным талантам, творческой молодежи, дебютантам, начинающим творческим коллективам, то есть, реализовать Федеральную государственную программу правительства РФ – сохранения и развития культуры, многим молодым исполнителям грозила бы безработица либо неквалифицированный труд для заработка.
И как поднялась рука у Брызгалова, бывшего музыканта, перечеркнуть огромный труд детей, еженедельно приезжающих на занятия, репетиции, концерты из Аткарска, Балаково, Красноармейска, Татищево, Энгельса. Перечеркнуть многочисленные победы и признание профессиональных мастеров российской и зарубежной эстрады, признание зрителей, перечеркнуть финансовые вложения спонсоров, отнять первые заработанные средства и первые зарплаты, вложенные в развитие своей профессии...
Благодаря действиям министра культуры и директора филармонии у солистов арт-студии «ЮТА» третий концертный сезон продолжается юридический антракт!
А я продолжаю обсуждать отчет «ЮТЫ» и незаконное прекращение деятельности солистов студии с представителями другого жанра, в Волжской районной прокуратуре».
Это уже не первая публикация «Новых времен» по проблемам взаимодействия министерства культуры со своими «подопечными».
Надеемся, что и министр М.Брызгалов выскажет свою точку зрения.
Опубликовано: «Новые времена в Саратове», № 10 (122), 18-24 марта 2005 г.
Рубрика: Культура