Посадка с огоньком
В аэропорту Саратова тушили пассажирский самолет
От чрезвычайных ситуаций в воздухе не застрахован ни один авиалайнер. Если случится беда, наземные службы аэропорта и МЧС должны сделать все для спасения пассажиров и экипажа терпящего бедствие самолета.
Аварии на борту лайнеров происходят со зловещей регулярностью. Возникают они по трем основным причинам. Во-первых, большинство отечественных самолетов выработало свой ресурс, а купленные заграничные аэробусы тоже нередко уже достигли «ветеранского» возраста. Во-вторых, пилотам и диспетчерам свойственно ошибаться, а цена ошибки порой бывает слишком велика. Наконец, в-третьих, воздушные суда по-прежнему остаются привлекательной мишенью для террористов. Нетрудно понять, что наземные аварийно-спасательные формирования аэродромов и МЧС должны всегда находиться в готовности №1, чтобы помочь терпящему бедствие самолету. Это, естественно, касается и Саратова.
– SOS, SOS, у меня пожар в правом двигателе, на борту 60 пассажиров, остаток топлива 3 т. Иду на вынужденную посадку! – сообщил командир Як-42 местным авиадиспетчерам. По тревоге к взлетной полосе выдвинулись пожарные автомобили «Саратовских авиалиний». «Тревожный» сигнал незамедлительно был передан и на пульт «01». К аэродрому стали подтягиваться пожарно-спасательские формирования областного МЧС, спецавтомобили «Медицины катастроф», службы «03», вспомогательная техника. Окутанный дымом лайнер дотянул до полосы. Посадка, экстренное торможение. Через мгновение аварийные люки открылись, и по надувным трапам на летное поле стали скатываться люди. Подоспевшие сотрудники МЧС установили под крыльями самолета «кубы жизни», и все, кто оказался на крыльях лайнера, стали прыгать на «кубы». Травм при этом они не получили. Одновременно пылающий Як-42 взяли в плотное кольцо пожарные спецмашины. Пенная атака достигла цели: менее чем за две минуты пламя погасло. Взрыва лайнера удалось избежать.
Что касается «горевшего» самолета, то он еще поднимется в воздух, и, надеемся, количество его взлетов будет строго соответствовать числу безаварийных посадок. Дело в том, что тревога в саратовском аэропорту была учебной, пожар – условным, а роль терпящих бедствие исполняли статисты. Зато аварийно-спасательные формирования действовали, как при реальном ЧП. И после завершения первого этапа учений – эвакуации пассажиров – экстремальные службы «потушили» еще и Ан-24, а затем – топливо, которое по легенде вытекло из баков и загорелось. Кстати, последний этап учений прошел в условиях, максимально приближенных к «боевым». Если самолеты на самом деле не горели, то на специальном полигоне действительно подожги легко воспламеняющуюся жидкость. Однако пожарные укротили огонь в считанные минуты.
КОММЕНТАРИИ
Александр БОКОВ, генеральный директор «Саратовских авиалиний»:
– Прошедшие учения – это плановое мероприятие, которое проводится регулярно и преследует цель натренировать личный состав, чтобы специалисты были готовы ликвидировать возможные ЧС на территории предприятия в кратчайшие сроки. На этот раз учения были более масштабные: привлекались также силы МЧС области. У нас существуют совершенно четкие нормативы по прибытию к месту ЧП и ликвидации последствий экстремальной ситуации. Тренировка показала, что наши службы работали четко, уложились в сроки, так что участники учений заслужили хорошую оценку.
Александр ТЮТИН, заместитель начальника центра управления силами ГУ МЧС РФ по Саратовской области:
– В ходе гарнизонных пожарно-тактических учений, на которые было привлечено более 20 единиц основной и специальной техники, отрабатывалась аварийная посадка самолета. В случае реального ЧП главное – спасти людей. Поэтому для спасения пассажиров были задействованы все возможные способы эвакуации: люди покидали борт через основные и аварийные выходы, мы установили «кубы жизни». Кроме того, были отработаны способы тушения воздушного судна и разлившегося топлива при помощи специального порошка и пены.
Опубликовано: «Новые времена в Саратове» №39 (248)
Автор статьи: Владимир ГРИГОРЕНКО
Рубрика: Общество