Трупное шоу
В кинотеатре «Победа» развернута поистине дьявольская выставка
На торговой площади, между прилавками с женским нижним бельем, мылом и прочими ходовыми товарами, выставлено объявление, зазывающее прохожих на выставку препарированных трупов и заформалиненных уродцев. Это не картинка из быта наших средневековых предков, это Саратов, торговые ряды возле кинотеатра «Победа». Штендер приглашает посетить выставку «Пластинаты человеческого тела».
ВЛАДЕЛЬЦЫ НАСИЛИКОНЕННЫХ ОРГАНОВ
В последние годы кинотеатр «Победа» стал излюбленным пристанищем балаганщиков всех мастей. Кто здесь только не побывал за последние годы, от восковых фигур до заморских рептилий. Последняя новинка сезона – выставка человеческих пластинатов. Пластинация – это особый способ «приготовления» органов человеческого тела, изобретенный 15 лет назад немецким профессором Гюнтером фон Хагенсом. Метод основывается на замещении жидкостей человеческого тела специальной силиконовой пропиткой. В результате изъятые у трупов органы не теряют своей формы и пластичности.
Технологию оценили медики, она позволила существенно расширить границы анатомических исследований. Сам немецкий профессор – личность весьма скандальная – нашел своему изобретению другое применение, он сделал пластинаты арт-объектами и проводит в Европе выставки, где вместо скульптур и картин зрители могут наблюдать художественные композиции из засиликоненных человеческих останков. Теперь это сомнительное искусство пришло и в Саратов. Гастролеры, арендовавшие небольшой зал в кинотеатре «Победа», представляются так – выставочный центр Санкт-Петербургской Кунсткамеры. На мои вопросы о выставке и ее целях согласилась ответить менеджер проекта Лейла Набиева.
Как утверждает госпожа Набиева, в России технологию пластинации освоил ученый из Санкт-Петербурга, некий профессор Говорунский. Его работами заинтересовалась Кунсткамера и приобрела несколько образцов для своей экспозиции. Но так как все экспонаты не могут быть выставлены в стенах музея, организуются выездные выставки. Однако документов, подтверждающих отношение выставки к питерской Кунсткамере, менеджер не представила, сославшись на то, что забыла их в гостинице. Я попросила хотя бы точно проговорить название музея так, как оно звучит в официальных документах, на что Набиева ответила: «Сейчас это называется «Открытое акционерное общество «Санкт-Петербургская Кунсткамера». По слова менеджера, выставка «Пластинаты человеческого тела» только что вернулась из тура по Европе, были даже названы конкретные страны: Болгария, Турция и ...Китай. В России первым «чести» принимать у себя анатомический балаган удостоился Саратов. Затем «органы» поедут в Ростов. Лейла Набиева высказала искреннее удивление «нездоровым интересом к выставке саратовской прессы»: «Нас хотят представить как что-то ужасное, как страшилку для зрителей, – жаловалась она, – но мы не хотим никого пугать, миссия нашего проекта более просветительская, нежели развлекательная. Мы живем не в темные средние века и должны стремиться к знаниям, расширять свой кругозор. Более того, знания, которые получают люди у нас, просто необходимы. Например, очень полезно для молодежи знать, что бывает от наркомании, как изменяются легкие от курения. К нам приходят целые семьи с детьми (ограничений по возрасту нет. – Е.Н.), и им очень нравится, они говорят нам спасибо. Ничего противоречащего этике я в этом не вижу. Главное, чтобы всем занимались профессионалы».
ЖУТКАЯ ЭКСКУРСИЯ
Экскурсию по небольшому обшарпанному залу на первом этаже кинотеатра «Победа» проводит «профессионал» Марина. По образованию она философ и, как говорит, рада подвернувшейся возможности заработать у питерских гастролеров. Марина водит посетителей между столами, на которых разложены прорезиненные мочевые пузыри, щитовидные железы, мозги и придатки, некогда, как утверждают организаторы, бывшие внутренностями живых людей. На отдельных стендах выставлены заформалиненные младенцы (по словам Марины – из запасников Кунсткамеры). Свою лекцию она то и дело прерывает «профессиональными» советами приблизительно такого содержания: «Вот, посмотрите, что бывает, когда беременная ест мало кальция (показывая на скорчившееся тельце в пробирке), а вот что будет с вашим позвоночником, если вы будете кушать много соли. Здесь вы можете увидеть печень человека, который плохо мыл руки и занес себе эхинококк. А сейчас перед вами – предстательная железа с аденомой. Мужчины, посмотрите и постарайтесь не застужаться!». Все экспонаты Марина вертит в руках, предлагая сделать то же посетителям.
По словам менеджера, выставку посещают разные по возрасту и социальному положению люди. В выходные количество посетителей колеблется от 100 до 150 человек, в будни меньше, от 50 до 100. Пока мы разговаривали, Лейла Набиева, выполняющая также функцию кассира, успела обилетить несколько пар. Две девушки из аграрного университета объяснили мне причину своего визита просто: «Любопытно!». Рассмотреть выставленные внутренности можно по сходной цене: 100 руб. – для студентов и пенсионеров, 150 руб. – для всех прочих. Фото на фоне трупов – бесплатно.
СЛОВО ЦЕРКВИ
Рыночные зеваки – так всегда называли людей, жадных до низкопробных зрелищ. Трудно осуждать их, они как дети, не осознающие пагубность любопытства, не ограниченного моралью. Определить эти самые границы взялись религиозные деятели. Первым отреагировало на сомнительную выставку Саратовское Епархиальное управление. В СМИ было разослано заявление владыки Лонгина следующего содержания:
«Есть события в светской жизни, которые Церковь не может оставлять без внимания, поскольку ее долг – свидетельствовать перед миром о добре и зле, и особенно – о тех опасностях, которые для человека, не имеющего ясного духовного зрения, трудно различимы. К числу таких событий относится открывшаяся недавно в нашем городе выставка так называемых пластинатов. ......Тело человека – чудо Божественного творения. ......Даже самые дикие народы не оставляли своих умерших без погребения, но заботились о том, чтобы взятое первоначально от земли тело вновь вернулось в землю, нашло там себе упокоение.
В том, что человек по смерти превращается в «экспонат», выставленный на всеобщее обозрение, заключается страшное кощунство, глумление над прекрасным творением Божиим, насмешка над непостижимым таинством смерти. А для верующих Саратовской епархии открывшаяся выставка кощунственна вдвойне – ведь кинотеатр «Победа», в котором проходит выставка, открыт на месте, где прежде стоял храм в честь святителя Митрофана Воронежского. Нам известно, что устроители выставки ссылаются на полученное ими благословение от священника. (Лейла Набиева утверждает, что испросила благословение на проведение выставки у своего духовного наставника – священника Казанского собора в Санкт-Петербурге отца Владимира. – Е.Н.) Либо это неправда, либо священник был просто введен в заблуждение, не представлял ясно того, с чем имеем мы дело в данном случае. Так называемая «выставка» – преступна, и было бы очень отрадно, если бы ее организаторы смогли это понять».
Поддержал протест православных и Муфтий Саратовской области Мукаддас хазрат Бибарсов:
«Подобные выставки кощунственны. Есть хадис пророка Мухаммеда, согласно которому тело умершего должно быть предано земле. В другом хадисе говорится о том, что тело умершего нельзя показывать, тем более выставлять на всеобщее обозрение. Организаторы выставки должны осознавать свою ответственность не только перед сегодняшними посетителями, но и перед своими потомками».
Областное министерство культуры отмежевалось от происходящего. В приемной Михаила Брызгалова объяснили, что минкульт отвечает только за выставки, проходящие в музеях областной подведомственности, например в краеведческом музее. Кинотеатрами ведает городской комитет по культуре. Начальник отдела культурных связей городского комитета по культуре Лариса Федотова сообщила, что контролирующие функции администрации города распространяются только на мероприятия, проводящиеся на открытом воздухе. Все, что происходит за дверями закрытых помещений, находящихся в частной собственности, как кинотеатр «Победа», муниципалитету не подвластно.
Директора кинотеатра «Победа» мне так и не удалось застать, но женщина, сидевшая у входа в платный туалет (это еще одна статья дохода бывшего храма культуры), вызвалась ответить на мой вопрос. Оказалось, что днем она по совместительству является секретарем директора, а также билетершей в киношной кассе – то есть в курсе всего. «Почему выставки такие пускаем? Платят – вот и пускаем, фильмов-то у нас почти нет», – таков был ответ.
КТО ЕСТЬ КТО
Журналистская проверка предоставленной менеджером выставки информации дала довольно любопытные результаты. Кунсткамера Санкт-Петербурга, как сообщается на официальном сайте музея, официально именуется так: Государственное учреждение «Музей антропологии и этнографии Петра Великого «Кунсткамера» РАН (а не ОАО «Кунсткамера», как утверждала Набиева). Поиск во всемирной паутине по ключевым словам «Говорунский + Пластинация», «профессор Говорунский», «Санкт-Петербург+Кунсткамера+ Говорунский» не дал ничего.
В самом музее антропологии и этнографии сообщению о саратовских гастролях «Кунсткамеры» очень удивились. На звонок корреспондента «НВ» ответила пресс-секретарь Елена Соболева: «Мы не в первый раз сталкиваемся с тем, что частные лица представляются нашим именем, и стараемся, по мере возможностей, выявлять и пресекать подобные случаи. Дело в том, что Кунсткамера крайне редко проводит выездные выставки. Что же касается анатомических коллекций, то они требуют особого хранения – этим вещам уже более 300 лет, поэтому за пределами Кунсткамеры практически не экспонируются. Никаких копий и реплик анатомических экспонатов мы не изготавливаем и коммерческих выставок не проводим, потому что показ человеческого тела – крайне деликатная тема, к которой нужно относиться очень осторожно. В прошлом году музей распространил заявление в СМИ, где разъяснял свои взаимоотношения с коммерческими структурами. Кунсткамера сотрудничает только с государственными учреждениями. Но здесь есть одна тонкость: само по себе понятие «кунсткамера» – это тип музея, а не его название. Если организаторы проходящей у вас в городе выставки заявляют, что работают в традициях кунсткамеры – это одно, и совсем другое дело, если они нарушают наши авторские права, прикрываются именем музея федерального значения».
Похоже, саратовская гастроль махинаторов от патологоанатомии вышла за пределы чисто этической проблематики. Одному Богу известно, что же на самом деле выставляют гастролеры в зале кинотеатра «Победа» и где они «это» раздобыли. Ситуация свидетельствует и об еще одной неприятной тенденции – Саратов постепенно сдает позиции «культурной столицы Поволжья». Жаль только, что кроме журналистов и священников это никого не волнует.
Опубликовано: «Новые времена в Саратове» №35 (147)
Автор статьи: Елена НАЛИМОВА
Рубрика: Общество