Как выбрать типографию
По мнению многих заказчиков полиграфической продукции, типографии делятся на тех, кто "умеет печатать", и тех, кто этого делать "не умеет". Причем, что понимается под этим самым "неумением печатать" - не всегда понятно. Смысл в том, что заказ сдали, а получили не то, что хотели, или не совсем то, или не в том виде и т. д. Не будем вдаваться в подробности, откуда пошла такая "классификация" полиграфических предприятий и имеет ли она под собой почву для объективного суждения. Мы попытаемся поставить вопрос по-другому: а можно ли у себя что-то подправить? Наверняка в любой организации подправить можно много чего. Но для начала простой пример.
Многим приходилось сталкиваться со следующей проблемой: печатали заказ в типографии А и все было хорошо, затем тот же заказ сдали в типографию Б (например, нужно было допечатать тираж буклета) и получили совсем другой результат. Вывод: типография Б "не умеет печатать". Оспаривать это сложно, но при этом вывод может быть и другим: неверно выбрана типография для печати заказа. В подавляющем большинстве случаев при выборе места, куда сдавать тираж, ориентируются по ценовой информации. Подготовив к печати буклет, начинают обзванивать типографии с предложением посчитать заказ. Как правило, кто меньше просит, тот его и получает.
В данной статье мы расскажем, как правильно выбрать исполнителя заказа. Это не простой вопрос, и чтобы хорошо в нем разбираться, необходим большой опыт и методология понимания, в какой типографии заказ будет напечатан наилучшим образом. При этом сразу отбросим сравнение предприятий, когда в одном месте используется новейшее полиграфическое оборудование, а в другом - старые машины, оставшиеся еще с советских времен. Тут все ясно.
А как ориентироваться среди типографий, у которых и оборудование примерно одного класса, и выставляемая за заказ цена похожа? Вот здесь начинается лотерея, а это не очень правильно. Попытаемся выяснить, что же нужно знать о типографии, чтобы ваш заказ был выполнен наилучшим образом. Бесспорно, очень многое зависит от продукции, которую предполагается печатать, и естественно, в одной небольшой статье мы не сможем рассмотреть все возможные варианты. Однако к этим вопросам мы будем регулярно возвращаться. Кстати готовя, у нас есть одна типография, которая заслуживает уважения: http://7156434.ru
Что печатаем?
Прежде всего необходимо знать, что вы собираетесь печатать, для того, чтобы правильно оценить масштабы и трудоемкость процесса изготовления. Каков формат будущего издания, его красочность, будет ли оно многостраничным или листовым, потребуется ли послепечатная отделка?
С форматом издания и количеством страниц ситуация понятная, а вот по поводу красочности следует кое-что прояснить. Издания бывают черно-белые, цветные и полноцветные (рис. 1). С черно-белыми все ясно, а вот с двумя другими бывает путаница. Разница между цветными и полноцветными состоит в следующем: при печати полноцветного издания происходит синтез любого нужного цвета из базовых (голубого, пурпурного, желтого и черного), а при цветной печати часть информации печатается одной краской, другая часть - другой. Краски не накладываются друг на друга, как в первом случае. Например: заголовок полосы печатается одной краской, а текст - другой. Или логотип на визитке, допустим, синий, а текст - черный.
Тип предприятия
Как и в любой отрасли, в полиграфии есть производители печатной продукции и посредники. К первым относятся всевозможные типографии, а также издательства и дизайн-студии, у которых имеется своя производственная база. Посредником же может выступать любая фирма, предоставляющая полиграфические услуги. Какой вариант предпочесть - решать вам.
Если требуется отпечатать небольшой разовый заказ, можно ориентироваться на цены и качество, не вдаваясь в подробности, кто будет печатать. Но если речь идет о крупных или постоянных тиражах, вам следует получше узнать фирму, с которой предстоит сотрудничать.
К счастью, ушли те времена, когда в офсетную типографию звонили с просьбой напечатать тираж пластиковых пакетов, а на обойную фабрику - за рекламным буклетом. В этих вопросах теперь ориентируются почти все. Однако еще остались некоторые факты.
У каждого полиграфического предприятия в той или иной степени формируется своя специфика, своя рыночная ниша. Есть, конечно, и достаточно универсальные типографии, выпускающие широкий ассортимент продукции, но их немного, и "специализация" все же существует. Одни сконцентрированы на периодических изданиях, другие - на рекламной продукции, третьи -на этикетке или упаковке. Кто-то печатает большие тиражи, кто-то сверхмалые и т. д. Как правило, под это подбирается основное и вспомогательное оборудование, строится и отлаживается технологический процесс. Здесь важно правильно сориентироваться.
Размещая заказ, в первую очередь необходимо ознакомиться со специализацией типографии. Узнайте, изготовлением какой полиграфической продукции она занимается, с какими тиражами работает, попадаете ли вы в список ее потенциальных заказчиков.
Печатное оборудование
Оно во многом определяет возможности типографии: ассортимент изготавливаемой продукции, сроки, качество. Печатное оборудование - это, конечно, печатные машины. Основные параметры, по которым они различаются - красочность и формат.
Красочность. Оптимальным вариантом с точки зрения качества, сроков выполнения и экономичности печати является тот случай, когда красочность вашего издания совпадает с красочностью печатной машины. Однако на практике возможны отклонения и в ту и в другую сторону.
Вариант первый: красочность издания превышает красочность печатной машины.
Например, для печати 4-красочной листовки используется двухкрасочная машина. В этом случае листовка прогоняется через печатный аппарат дважды: сначала первые две краски, а потом оставшиеся. В результате велика вероятность несовмещения красок на оттиске, потому что для каждого последующего прогона листа требуется переналадка печатной машины, которая, кстати, включается в стоимость готовой продукции. Кроме того, затягиваются сроки выполнения заказа.
Вариант второй: красочность издания меньше красочности машины. Этот вариант, разумеется, не испортит качества продукции, но существенно повысит ее стоимость.
К слову о красочности машин: здесь есть одна особенность - оборудование, предназначенное для цветной печати, как правило, существенно проще (и дешевле) оборудования для полноцветной (примеры продукции на рис. 1). Оно не может обеспечить положение одной краски относительно другой на листе с точностью до десятых долей миллиметра, но для цветной продукции этого и не требуется. Зачастую это однокрасочная печатная машина с дополнительной навесной печатной секцией или специальные легкие двухкрасочные машины.
Но за счет невысокой стоимости самой машины и расходных материалов к ней, а также легкости и простоты наладки, цветные бланки и визитки на такой машине получаются быстрее и дешевле, чем на машине для полноцветной печати. С другой стороны, печатать на машине для цветной печати полноцветную продукцию если и возможно, то с большими трудностями, временными затратами и не таким высоким качеством.
Формат. Говоря о печатных машинах, стоит также упомянуть о том, что они бывают рулонными (ролевыми) и листовыми. В первом случае формат печати определяется шириной рулона (роля) и длиной рубки, во втором - шириной и длиной листа. Разницу между форматами печати и готового издания можно увидеть на рис. 2.
Рулонные машины стоят дороже своих листовых аналогов и используются для многотиражной продукции. Они обладают высокой производительностью, и установливаются на крупных полиграфических комбинатах. Более того, рулонные машины приспособлены под определенный формат. Его, конечно, можно изменить, но для этого придется вносить серьезные изменения в механизм рубки, а на это мало кто пойдет.
Поэтому большая часть типографий специализируется на листовой печати: она более гибкая в выборе формата и способна справиться с малыми, средними, а иногда и с большими тиражами.
Средняя типография обладает, как правило, печатными машинами одного или одного-двух форматов. Есть, конечно, крупные предприятия, имеющие машины почти любого формата, но их мало, и это скорее исключение, чем правило. Поэтому, перед тем как отправляться в типографию сдавать заказ, хорошо бы выяснить, на оборудовании какого формата заказ будет выполнен.
Причина здесь довольно проста - для каждого типа продукции и тиражей тот или иной формат предпочтительнее.
Например, печатать листовку формата А4 тиражом 2 тыс. экз. на машине формата 70і100 см вряд ли целесообразно. Она, конечно, получится, но скорее всего окажется заметно дороже, чем та же листовка, выполненная на машине формата в четверть листа (формат А3+). Объясняется это просто. При определении себестоимости печати типография исходит из следующих постулатов: существует стоимость приладки (подготовки печатной машины) и стоимость печати тиража. Первая представляет собой фиксированную сумму, которая тем выше, чем больше формат машины (причем сумма увеличивается в несколько раз). Вторая определяет стоимость работы машины и зависит от тиража. На небольших тиражах вторая сумма заметно меньше первой, и следовательно, выгоднее печатать более длинный тираж на малоформатной машине, чем раскладывать сразу несколько одинаковых листовок на большом формате и печатать короткий тираж.
Если же тираж тех же листовок становится большим (несколько десятков тысяч), то время печати на малоформатной машине увеличивается и целесообразнее, наоборот, печатать на большой машине.
Если планируемое издание содержит значительное количество полос (страниц), то, скорее всего, его лучше будет печатать на машинах среднего или большого формата. Естественно, при печати крупноформатной продукции (например, плаката) следует выбирать машину того же формата, что и плакат.
О выборе печатной машины для печати заказа и о методике расчета возможной стоимости заказа мы поговорим позже, в одном из следующих номеров.
Тираж. Тиражи условно делятся на три группы: малые, средние и большие. Точную границу между ними провести нельзя. В советских ГОСТах величины тиражей оговаривались, однако сейчас это деление, скорее всего, не действует. Во всяком случае, если раньше тираж 30-40 тыс. экз. считался малым, то сейчас таким тиражом мало кто может похвастаться. Кроме того, в последнее время сформировалась еще и группа особо малых и сверхмалых тиражей, вплоть до считанных единиц продукции.
Соответственно, с различием тиражей меняется и предприятие, которое может его выполнить. Поэтому идти в типографию, ориентированную на печать малых тиражей, с предложением отпечатать 200 экз. буклета нецелесообразно. Следует обратиться в салон цифровой печати. В эту же типографию не следует обращаться и с тиражом в сотню тысяч. Аналогия здесь проста: можно, конечно, возить кирпичи на стройку на "Жигулях". Рано или поздно их все можно будет перевезти. Но на это потребуется много времени, да и "Жигуль" вряд ли выживет. Точно так же не очень удобно ездить каждый день на работу на "Камазе". Опять получается долго и дорого.
Послепечатное и отделочное оборудование
О наличии того или иного послепечатного оборудования также следует знать заранее, до момента передачи тиража в производство. Как правило, выяснить это не так просто. Однако, даже обладая подобной информацией, заказчик не всегда может ею воспользоваться. И дело не только в огромном выборе современного оборудования: существует множество вариантов отделки, которые могут быть использованы для получения одного и того же результата.
Если вы не хотите испытать разочарование, увидев свой заказ, лучше заранее представлять возможности предприятия: способно ли оно выполнить заказ и на каком уровне будет результат.
Например, элементарное шитье проволокой может осуществляться с помощью: полностью автоматизированных поточных линий, автоматических и полуавтоматических швейных машин, а также на простейших аппаратах. Шитье проволокой используется как для малых тиражей, так и для крупных. Аналогом шитья проволокой является скрепление скобами. Но скобы используются в оборудовании, предназначенном для изготовления малых и небольших тиражей: в поточных линиях модульного построения или в простейших аппаратах типа электрического степлера.
В вышеупомянутом примере мы кратко затронули лишь один из видов скрепления многостраничной продукции. А ведь их несколько и каждый имеет свои особенности (рис. 3). Кроме того, существует множество способов отделки: биговка, перфорация, тиснение, ламинирование и пр. Ориентироваться в возможностях послепечатного оборудования не так просто. Мы будем регулярно возвращаться к этой теме и рассказывать о вариантах скрепления и отделки, которыми располагают наши предприятия.
Рассматривая возможности конкретной типографии, надо учесть еще один факт. Если нет оборудования для того или иного вида отделки, это еще не означает, что его не возьмутся выполнить. Подрядные работы среди полиграфических предприятий достаточно хорошо развиты и успешно применяются. Правда, зачастую работа, заказанная через подряд, может оказаться заметно дороже, чем та же работа, выполненная самостоятельно. Здесь типография, взявшая заказ, выполняет функции посредника. Не без выгоды для себя, разумеется.
Как там у них?
Опыт работы с зарубежными полиграфическими компаниями кое-чему учит. Часто они вынуждают клиента изучить их требования к предоставляемому материалу, которые, как правило, излагаются в специальной брошюре - инструкции для заказчика. Для примера приводим несколько страниц из такой инструкции. Обычно, заказчика просят подписать договор, в котором он берет на себя обязательство соблюсти все требования типографии. В противном случае заказ просто не примут!
Понятно, что у нас такое вряд ли возможно. Заказ примут, даже если он плохо подготовлен. А как разбираться потом - мало кого беспокоит. Заметим, что страниц в инструкции может быть несколько десятков. Отсюда вывод: грамотно подготовить заказ к печати в разных типографиях - занятие непростое. Достаточно обнаружить один измененный параметр (например, формат, припуски на обрезку или суммарное красконаложение), и все придется переделывать.
Бытует мнение, что за границей печатают хорошо, а у нас не очень. Правда ли это - спорить не будем. Отметим только, что пока у нас не будут принимать заказы так же, как там, такое мнение будет существовать. Конечно, не все отечественные предприятия подходят к приему заказов столь безответственно, есть исключения и у нас, но их пока не много.
Что еще надо узнать о типографии
У каждой типографии могут быть свои специфические требования, и в основном они затрагивают допечатный процесс, который, как известно, "корень всех зол". Например, типография описывает, в каком виде передавать файлы и с какими характеристиками делать цветоделение.
Если типография обычно рекомендует использовать суммарное красконаложение 320%, а вы принесли пленки под 280%, то скорее всего в полученных изображениях не будет хватать контраста, особенно в тенях. Если же наоборот, то тени выродятся в сплошную черную плашку (в них будут потеряны детали). Обычно, имея небольшой процент красконаложения, в типографии привыкли к определенному времени сушки оттисков, а если краски окажется существенно больше, то времени сушки может просто не хватить. И такая проблема может возникать с каждым параметром допечатной подготовки. Так что лучше всего их заранее узнать.
Чем рекламный каталог отличается от журнала?
На первый взгляд почти ничем. И в том, и в другом много страниц, все полноцветные, используется одна и та же (или похожая) бумага, они примерно одного формата и т. д.
Однако разница все же есть. При допечатной подготовке журналов и каталогов используются разные приемы и установки. Для производства журналов (по крайней мере новостных) важен фактор времени. Чем быстрее их напечатают - тем лучше. А большая скорость печати, как известно, вызывает ухудшение наката краски и баланса краска/вода. В этом случае при цветоделении серую компоненту заменяют черной краской и уменьшают общее количество краски (суммарный краскоперенос). Это снижает качество полутоновых иллюстраций, однако позволяет легче добиться стабильности печатного процесса на больших скоростях. Для рекламных каталогов задача другая. Особенно торопиться с их производством необходимости нет, поэтому можно работать на низких скоростях, а значит - увеличить суммарный краскоперенос и выиграть в качестве.
Но это все нужно знать заранее. Печатать на журнальной машине высококачественный каталог вряд ли имеет смысл, поскольку элитного качества добиться не удастся, и можно сделать ложный вывод, что типография "не умеет печатать".
Можно, конечно, ориентироваться на какой-либо из существующих стандартов (например, "Евростандарт"), но неизвестно, насколько строго типография может ему следовать, и очень часто бывает так, что даже идеально подготовленные к печати материалы в тираже выглядят не совсем так, как хотелось бы заказчику. А причина здесь может быть достаточно проста: предприятие печатает просто по-другому! Не хорошо или плохо, а по-другому стандарту. Что любопытно, даже очень развитые в плане работы с клиентами зарубежные типографии, работающие по "Евростандарту", все равно вносят какие-то уточнения или пояснения к некоторым параметрам.
Так что спросить о специфических требованиях не будет лишним. Следует понимать, что специфических требований может быть довольно много, но если им следовать, то скорее всего и результат должен быть более предсказуемым.
Вот такой краткий обзор информации желательно знать для того, чтобы четко представлять себе возможности того предприятия, с которым вы собираетесь работать, и, кроме того, чтобы эта работа была и качественной, и экономически выгодной.
Многим приходилось сталкиваться со следующей проблемой: печатали заказ в типографии А и все было хорошо, затем тот же заказ сдали в типографию Б (например, нужно было допечатать тираж буклета) и получили совсем другой результат. Вывод: типография Б "не умеет печатать". Оспаривать это сложно, но при этом вывод может быть и другим: неверно выбрана типография для печати заказа. В подавляющем большинстве случаев при выборе места, куда сдавать тираж, ориентируются по ценовой информации. Подготовив к печати буклет, начинают обзванивать типографии с предложением посчитать заказ. Как правило, кто меньше просит, тот его и получает.
В данной статье мы расскажем, как правильно выбрать исполнителя заказа. Это не простой вопрос, и чтобы хорошо в нем разбираться, необходим большой опыт и методология понимания, в какой типографии заказ будет напечатан наилучшим образом. При этом сразу отбросим сравнение предприятий, когда в одном месте используется новейшее полиграфическое оборудование, а в другом - старые машины, оставшиеся еще с советских времен. Тут все ясно.
А как ориентироваться среди типографий, у которых и оборудование примерно одного класса, и выставляемая за заказ цена похожа? Вот здесь начинается лотерея, а это не очень правильно. Попытаемся выяснить, что же нужно знать о типографии, чтобы ваш заказ был выполнен наилучшим образом. Бесспорно, очень многое зависит от продукции, которую предполагается печатать, и естественно, в одной небольшой статье мы не сможем рассмотреть все возможные варианты. Однако к этим вопросам мы будем регулярно возвращаться. Кстати готовя, у нас есть одна типография, которая заслуживает уважения: http://7156434.ru
Что печатаем?
Прежде всего необходимо знать, что вы собираетесь печатать, для того, чтобы правильно оценить масштабы и трудоемкость процесса изготовления. Каков формат будущего издания, его красочность, будет ли оно многостраничным или листовым, потребуется ли послепечатная отделка?
С форматом издания и количеством страниц ситуация понятная, а вот по поводу красочности следует кое-что прояснить. Издания бывают черно-белые, цветные и полноцветные (рис. 1). С черно-белыми все ясно, а вот с двумя другими бывает путаница. Разница между цветными и полноцветными состоит в следующем: при печати полноцветного издания происходит синтез любого нужного цвета из базовых (голубого, пурпурного, желтого и черного), а при цветной печати часть информации печатается одной краской, другая часть - другой. Краски не накладываются друг на друга, как в первом случае. Например: заголовок полосы печатается одной краской, а текст - другой. Или логотип на визитке, допустим, синий, а текст - черный.
Тип предприятия
Как и в любой отрасли, в полиграфии есть производители печатной продукции и посредники. К первым относятся всевозможные типографии, а также издательства и дизайн-студии, у которых имеется своя производственная база. Посредником же может выступать любая фирма, предоставляющая полиграфические услуги. Какой вариант предпочесть - решать вам.
Если требуется отпечатать небольшой разовый заказ, можно ориентироваться на цены и качество, не вдаваясь в подробности, кто будет печатать. Но если речь идет о крупных или постоянных тиражах, вам следует получше узнать фирму, с которой предстоит сотрудничать.
К счастью, ушли те времена, когда в офсетную типографию звонили с просьбой напечатать тираж пластиковых пакетов, а на обойную фабрику - за рекламным буклетом. В этих вопросах теперь ориентируются почти все. Однако еще остались некоторые факты.
У каждого полиграфического предприятия в той или иной степени формируется своя специфика, своя рыночная ниша. Есть, конечно, и достаточно универсальные типографии, выпускающие широкий ассортимент продукции, но их немного, и "специализация" все же существует. Одни сконцентрированы на периодических изданиях, другие - на рекламной продукции, третьи -на этикетке или упаковке. Кто-то печатает большие тиражи, кто-то сверхмалые и т. д. Как правило, под это подбирается основное и вспомогательное оборудование, строится и отлаживается технологический процесс. Здесь важно правильно сориентироваться.
Размещая заказ, в первую очередь необходимо ознакомиться со специализацией типографии. Узнайте, изготовлением какой полиграфической продукции она занимается, с какими тиражами работает, попадаете ли вы в список ее потенциальных заказчиков.
Печатное оборудование
Оно во многом определяет возможности типографии: ассортимент изготавливаемой продукции, сроки, качество. Печатное оборудование - это, конечно, печатные машины. Основные параметры, по которым они различаются - красочность и формат.
Красочность. Оптимальным вариантом с точки зрения качества, сроков выполнения и экономичности печати является тот случай, когда красочность вашего издания совпадает с красочностью печатной машины. Однако на практике возможны отклонения и в ту и в другую сторону.
Вариант первый: красочность издания превышает красочность печатной машины.
Например, для печати 4-красочной листовки используется двухкрасочная машина. В этом случае листовка прогоняется через печатный аппарат дважды: сначала первые две краски, а потом оставшиеся. В результате велика вероятность несовмещения красок на оттиске, потому что для каждого последующего прогона листа требуется переналадка печатной машины, которая, кстати, включается в стоимость готовой продукции. Кроме того, затягиваются сроки выполнения заказа.
Вариант второй: красочность издания меньше красочности машины. Этот вариант, разумеется, не испортит качества продукции, но существенно повысит ее стоимость.
К слову о красочности машин: здесь есть одна особенность - оборудование, предназначенное для цветной печати, как правило, существенно проще (и дешевле) оборудования для полноцветной (примеры продукции на рис. 1). Оно не может обеспечить положение одной краски относительно другой на листе с точностью до десятых долей миллиметра, но для цветной продукции этого и не требуется. Зачастую это однокрасочная печатная машина с дополнительной навесной печатной секцией или специальные легкие двухкрасочные машины.
Но за счет невысокой стоимости самой машины и расходных материалов к ней, а также легкости и простоты наладки, цветные бланки и визитки на такой машине получаются быстрее и дешевле, чем на машине для полноцветной печати. С другой стороны, печатать на машине для цветной печати полноцветную продукцию если и возможно, то с большими трудностями, временными затратами и не таким высоким качеством.
Формат. Говоря о печатных машинах, стоит также упомянуть о том, что они бывают рулонными (ролевыми) и листовыми. В первом случае формат печати определяется шириной рулона (роля) и длиной рубки, во втором - шириной и длиной листа. Разницу между форматами печати и готового издания можно увидеть на рис. 2.
Рулонные машины стоят дороже своих листовых аналогов и используются для многотиражной продукции. Они обладают высокой производительностью, и установливаются на крупных полиграфических комбинатах. Более того, рулонные машины приспособлены под определенный формат. Его, конечно, можно изменить, но для этого придется вносить серьезные изменения в механизм рубки, а на это мало кто пойдет.
Поэтому большая часть типографий специализируется на листовой печати: она более гибкая в выборе формата и способна справиться с малыми, средними, а иногда и с большими тиражами.
Средняя типография обладает, как правило, печатными машинами одного или одного-двух форматов. Есть, конечно, крупные предприятия, имеющие машины почти любого формата, но их мало, и это скорее исключение, чем правило. Поэтому, перед тем как отправляться в типографию сдавать заказ, хорошо бы выяснить, на оборудовании какого формата заказ будет выполнен.
Причина здесь довольно проста - для каждого типа продукции и тиражей тот или иной формат предпочтительнее.
Например, печатать листовку формата А4 тиражом 2 тыс. экз. на машине формата 70і100 см вряд ли целесообразно. Она, конечно, получится, но скорее всего окажется заметно дороже, чем та же листовка, выполненная на машине формата в четверть листа (формат А3+). Объясняется это просто. При определении себестоимости печати типография исходит из следующих постулатов: существует стоимость приладки (подготовки печатной машины) и стоимость печати тиража. Первая представляет собой фиксированную сумму, которая тем выше, чем больше формат машины (причем сумма увеличивается в несколько раз). Вторая определяет стоимость работы машины и зависит от тиража. На небольших тиражах вторая сумма заметно меньше первой, и следовательно, выгоднее печатать более длинный тираж на малоформатной машине, чем раскладывать сразу несколько одинаковых листовок на большом формате и печатать короткий тираж.
Если же тираж тех же листовок становится большим (несколько десятков тысяч), то время печати на малоформатной машине увеличивается и целесообразнее, наоборот, печатать на большой машине.
Если планируемое издание содержит значительное количество полос (страниц), то, скорее всего, его лучше будет печатать на машинах среднего или большого формата. Естественно, при печати крупноформатной продукции (например, плаката) следует выбирать машину того же формата, что и плакат.
О выборе печатной машины для печати заказа и о методике расчета возможной стоимости заказа мы поговорим позже, в одном из следующих номеров.
Тираж. Тиражи условно делятся на три группы: малые, средние и большие. Точную границу между ними провести нельзя. В советских ГОСТах величины тиражей оговаривались, однако сейчас это деление, скорее всего, не действует. Во всяком случае, если раньше тираж 30-40 тыс. экз. считался малым, то сейчас таким тиражом мало кто может похвастаться. Кроме того, в последнее время сформировалась еще и группа особо малых и сверхмалых тиражей, вплоть до считанных единиц продукции.
Соответственно, с различием тиражей меняется и предприятие, которое может его выполнить. Поэтому идти в типографию, ориентированную на печать малых тиражей, с предложением отпечатать 200 экз. буклета нецелесообразно. Следует обратиться в салон цифровой печати. В эту же типографию не следует обращаться и с тиражом в сотню тысяч. Аналогия здесь проста: можно, конечно, возить кирпичи на стройку на "Жигулях". Рано или поздно их все можно будет перевезти. Но на это потребуется много времени, да и "Жигуль" вряд ли выживет. Точно так же не очень удобно ездить каждый день на работу на "Камазе". Опять получается долго и дорого.
Послепечатное и отделочное оборудование
О наличии того или иного послепечатного оборудования также следует знать заранее, до момента передачи тиража в производство. Как правило, выяснить это не так просто. Однако, даже обладая подобной информацией, заказчик не всегда может ею воспользоваться. И дело не только в огромном выборе современного оборудования: существует множество вариантов отделки, которые могут быть использованы для получения одного и того же результата.
Если вы не хотите испытать разочарование, увидев свой заказ, лучше заранее представлять возможности предприятия: способно ли оно выполнить заказ и на каком уровне будет результат.
Например, элементарное шитье проволокой может осуществляться с помощью: полностью автоматизированных поточных линий, автоматических и полуавтоматических швейных машин, а также на простейших аппаратах. Шитье проволокой используется как для малых тиражей, так и для крупных. Аналогом шитья проволокой является скрепление скобами. Но скобы используются в оборудовании, предназначенном для изготовления малых и небольших тиражей: в поточных линиях модульного построения или в простейших аппаратах типа электрического степлера.
В вышеупомянутом примере мы кратко затронули лишь один из видов скрепления многостраничной продукции. А ведь их несколько и каждый имеет свои особенности (рис. 3). Кроме того, существует множество способов отделки: биговка, перфорация, тиснение, ламинирование и пр. Ориентироваться в возможностях послепечатного оборудования не так просто. Мы будем регулярно возвращаться к этой теме и рассказывать о вариантах скрепления и отделки, которыми располагают наши предприятия.
Рассматривая возможности конкретной типографии, надо учесть еще один факт. Если нет оборудования для того или иного вида отделки, это еще не означает, что его не возьмутся выполнить. Подрядные работы среди полиграфических предприятий достаточно хорошо развиты и успешно применяются. Правда, зачастую работа, заказанная через подряд, может оказаться заметно дороже, чем та же работа, выполненная самостоятельно. Здесь типография, взявшая заказ, выполняет функции посредника. Не без выгоды для себя, разумеется.
Как там у них?
Опыт работы с зарубежными полиграфическими компаниями кое-чему учит. Часто они вынуждают клиента изучить их требования к предоставляемому материалу, которые, как правило, излагаются в специальной брошюре - инструкции для заказчика. Для примера приводим несколько страниц из такой инструкции. Обычно, заказчика просят подписать договор, в котором он берет на себя обязательство соблюсти все требования типографии. В противном случае заказ просто не примут!
Понятно, что у нас такое вряд ли возможно. Заказ примут, даже если он плохо подготовлен. А как разбираться потом - мало кого беспокоит. Заметим, что страниц в инструкции может быть несколько десятков. Отсюда вывод: грамотно подготовить заказ к печати в разных типографиях - занятие непростое. Достаточно обнаружить один измененный параметр (например, формат, припуски на обрезку или суммарное красконаложение), и все придется переделывать.
Бытует мнение, что за границей печатают хорошо, а у нас не очень. Правда ли это - спорить не будем. Отметим только, что пока у нас не будут принимать заказы так же, как там, такое мнение будет существовать. Конечно, не все отечественные предприятия подходят к приему заказов столь безответственно, есть исключения и у нас, но их пока не много.
Что еще надо узнать о типографии
У каждой типографии могут быть свои специфические требования, и в основном они затрагивают допечатный процесс, который, как известно, "корень всех зол". Например, типография описывает, в каком виде передавать файлы и с какими характеристиками делать цветоделение.
Если типография обычно рекомендует использовать суммарное красконаложение 320%, а вы принесли пленки под 280%, то скорее всего в полученных изображениях не будет хватать контраста, особенно в тенях. Если же наоборот, то тени выродятся в сплошную черную плашку (в них будут потеряны детали). Обычно, имея небольшой процент красконаложения, в типографии привыкли к определенному времени сушки оттисков, а если краски окажется существенно больше, то времени сушки может просто не хватить. И такая проблема может возникать с каждым параметром допечатной подготовки. Так что лучше всего их заранее узнать.
Чем рекламный каталог отличается от журнала?
На первый взгляд почти ничем. И в том, и в другом много страниц, все полноцветные, используется одна и та же (или похожая) бумага, они примерно одного формата и т. д.
Однако разница все же есть. При допечатной подготовке журналов и каталогов используются разные приемы и установки. Для производства журналов (по крайней мере новостных) важен фактор времени. Чем быстрее их напечатают - тем лучше. А большая скорость печати, как известно, вызывает ухудшение наката краски и баланса краска/вода. В этом случае при цветоделении серую компоненту заменяют черной краской и уменьшают общее количество краски (суммарный краскоперенос). Это снижает качество полутоновых иллюстраций, однако позволяет легче добиться стабильности печатного процесса на больших скоростях. Для рекламных каталогов задача другая. Особенно торопиться с их производством необходимости нет, поэтому можно работать на низких скоростях, а значит - увеличить суммарный краскоперенос и выиграть в качестве.
Но это все нужно знать заранее. Печатать на журнальной машине высококачественный каталог вряд ли имеет смысл, поскольку элитного качества добиться не удастся, и можно сделать ложный вывод, что типография "не умеет печатать".
Можно, конечно, ориентироваться на какой-либо из существующих стандартов (например, "Евростандарт"), но неизвестно, насколько строго типография может ему следовать, и очень часто бывает так, что даже идеально подготовленные к печати материалы в тираже выглядят не совсем так, как хотелось бы заказчику. А причина здесь может быть достаточно проста: предприятие печатает просто по-другому! Не хорошо или плохо, а по-другому стандарту. Что любопытно, даже очень развитые в плане работы с клиентами зарубежные типографии, работающие по "Евростандарту", все равно вносят какие-то уточнения или пояснения к некоторым параметрам.
Так что спросить о специфических требованиях не будет лишним. Следует понимать, что специфических требований может быть довольно много, но если им следовать, то скорее всего и результат должен быть более предсказуемым.
Вот такой краткий обзор информации желательно знать для того, чтобы четко представлять себе возможности того предприятия, с которым вы собираетесь работать, и, кроме того, чтобы эта работа была и качественной, и экономически выгодной.