Информация должна быть достоверной
В феврале 2010 года президент России Дмитрий Медведев утвердил программу модернизации российского образования «Наша новая школа». Этот документ определил стратегические задачи, связанные с переходом на новые образовательные стандарты, совершенствованием учительского корпуса, развитием системы поддержки талантливых детей, изменением школьной инфраструктуры, сохранением и укреплением здоровья школьников, расширением самостоятельности школ. Чтобы проверить, насколько эффективны проводимые в образовании реформы, в разных регионах страны используются различные системы мониторингов.
Количество образовательных проектов на региональном и федеральном уровнях, реализация которых требует независимой и объективной оценки, с каждым годом растет. В связи с этим в июне 2011 года министр образования Саратовской области подписал приказ об организации в ГАОУ ДПО «Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» Центра мониторинга регионального проекта модернизации образования. О работе Центра нашему корреспонденту рассказала руководитель экспертно-аналитического отдела института Надежда Козырева.
– Надежда Анатольевна, что такое мониторинг в образовании? – Мониторинг в образовании, как и в любой другой области, – это один из важнейших источников достоверной информации, который помогает руководящим структурам принимать стратегически верные решения. Я хотела бы сделать упор на слове «достоверной». Поскольку только такая информация способна представить истинную картину того, что происходит сегодня в нашем образовании. А ведь, как известно, сегодняшний день определяет завтрашний.
– А чем отличается мониторинг в образовании от мониторинга в любой другой области? – Наверное, своей содержательной составляющей, которая охватывает буквально всю образовательную систему. Это и состояние нормативной базы, и введение новых образовательных стандартов, и переход на подушевую систему оплаты труда, и участие в олимпиадах, и повышение квалификации, и оснащенность школ, и многое-многое другое. Опросники очень глубокие, они включают в себя, например, такие тонкие вопросы, как содержание курсов повышения квалификации и наличие в них практических занятий по определенной тематике.
– Как происходит процесс сбора и передачи данных? – Данные мониторинга формируются из показателей трех уровней: школьного, муниципального и регионального. После проверки данных, введенных операторами, они направляются в центр, и там происходят автоматизированные расчеты показателей на федеральном уровне. В результате получаются интегрированные показатели региона, с которыми каждый желающий может ознакомиться на сайте www.kpmo.ru.
– И какое же место в этой цепочке отведено вашему Центру? – Чтобы вы представили истинные масштабы нашей работы, достаточно, наверное, сказать, что в электронной базе одного мониторинга 955 школ, другого — 2095 образовательных учреждений, к этому надо добавить 42 муниципалитета и город Саратов. Кроме того, специалисты Центра оказывают методическую помощь операторам, начиная с проведения обучающих курсов и заканчивая ежедневными консультациями по телефону или электронной почте. Текучесть кадров среди операторов большая, и наша задача – поддерживать их квалификацию на должном уровне, потому что я, наверное, повторюсь, но информация, которую они передают в центр, должна быть качественной, исчерпывающей и достоверной.
– А в других регионах мониторинги в системе образования тоже проводят институты, подобные вашему? – Нет. В каждом регионе мониторинги проводят разные организации. Есть даже специальные мониторинговые центры, которые занимаются только этим вопросом, и сотрудников там не столько, сколько у нас. И это естественно, потому что это очень большая и сложная работа. Что же касается нашего института, то началось все в 2008 году, когда Саратовская область выиграла конкурс по реализации комплексного проекта модернизации образования (КПМО) и вошла в 31 регион-победитель. В этом большая заслуга специалистов института. Они проделали огромную работу по подготовке документации, разработке проекта, который был отправлен в центр и победил. Да и сама реализация КПМО без института была бы проблематичной. Ведь любая реформа в образовании начинается с учителя. Нам пришлось обучить большое количество педагогов, и институт с этим справился. Вот так и получилось, что от разработки проекта мы перешли к активному участию в его реализации, что предполагало, в том числе, и осуществление мониторингов. Мы подготовили операторов, отладили систему передачи данных и, видимо, сделали это хорошо, потому что при запуске следующих проектов ни у кого не возникал вопрос о том, где будет находиться центр мониторинга.
– Сколько же сотрудников в вашем отделе? – Семь постоянных и два совместителя. Коллектив подбирался очень старательно, и в итоге у нас в отделе работают исключительно работоспособные и креативные люди. У каждого сотрудника есть своя ниша, в которой он настоящий ас. Но всех нас объединяют мониторинги, потому что здесь очень много работы и делать ее надо сообща. Но даже эта, по сути своей рутинная, работа – в нашем коллективе повод для творчества. В результате многие процессы мы упростили и значительно увеличили скорость передачи данных. Хотя бывают случаи, когда по не зависящим от нас причинам происходят сбои. Так, в конце прошлого года из-за низкой скорости интернета график поступления данных оказался под угрозой. Спасти его могла только круглосуточная работа. И в течение недели мы работали в три смены, чтобы данные в центр поступили вовремя. И не пропустили ни одной ошибки, хотя нагрузка на глаза была огромной – данные проверяются прямо с экрана монитора.
– То, что вы сейчас рассказали, похоже на сводки с фронта. – Нет, это наша обычная работа, просто мы стараемся выполнять ее добросовестно.
– Мониторинги – это единственное, чем занимается ваш отдел? – Конечно, нет! Это только часть нашей работы. В 2010 году отдел инициировал создание региональной научно-консультационной службы «Педагогический поиск» для работы с сетью муниципальных научных лабораторий.
– Судя по названию, деятельность лабораторий как-то связана с научно-исследовательской работой? – Безусловно. Сейчас в школах повсеместно вводятся новые образовательные стандарты, направленные на достижение нового качества образования. И этот переход на более высокий уровень преподавания невозможен без исследовательской деятельности. И хотя этот вид деятельности в школе не является ведущим, работать в экспериментальном режиме становится престижно. И здесь очень важно, чтобы эксперимент не превратился в элемент декора, а стал действенным средством развития педагогической системы школы. Выбранная форма организации очень мобильна, она позволяет учителям полностью реализовать свой научный потенциал. В рамках одной лаборатории педагоги могут заниматься различными направлениями, прививая ученикам вкус к научной работе, выявляя их индивидуальные интересы и обучая их приемам самостоятельного исследования.
– Ваш отдел, видимо, и является тем самым архитектором, который следит за тем, чтобы возводимое здание в итоге стало не только красивым, но и функциональным. – В принципе, да. Однако мы не только следим, но и создаем условия для информационного обмена и распространения опыта работы. С этой целью в 2009 году в рамках сетевого образовательного сообщества «Открытый класс» было создано открытое сетевое сообщество «Муниципальные научные лаборатории Саратовской области», активными пользователями которого в настоящее время являются 359 педагогов не только Саратовский области, но и других регионов.
В ноябре 2010 года отдел выступил в качестве организатора открытого регионального конкурса «Лучшая муниципальная лаборатория 2010 года», победителями которого стали ЧОУ «ЛИЕН» г. Саратова, МОУ «СОШ № 33» г. Энгельса, ГОУ СПО «Вольский педагогический колледж им. Ф.И. Панферова» и МОУ «СОШ № 51» г. Саратова. В мае прошлого года состоялся третий конкурс – «Грани педагогического исследования», треть победителей которого – это члены муниципальных научных лабораторий.
Не могу не сказать и еще об одном направлении деятельности службы «Педагогический поиск». Это обобщение и распространение передового педагогического опыта в рамках издаваемого с 2010 года журнала «Актуальные вопросы регионального образования». За два года он перерос рамки регионального издания, приняв в круг своих авторов, кроме педагогов-исследователей Саратовской области, их коллег из Ярославля, Владимира, Костромы, Ульяновска, Омска, Москвы и Казахстана. В этом году вышел первый номер приложения к журналу «Дидактический портфель учителя». Кстати, дизайн обложки и макет журнала мы тоже придумали сами.
– Надежда Анатольевна, вы кандидат педагогических наук, учитель физики высшей квалификационной категории, заслуженный учитель РФ, отличник народного просвещения, Соросовский учитель, 29 лет проработали в физико-техническом лицее. Не жалко было уходить из школы? – Я и сейчас со школой не порвала. Я по-прежнему общаюсь с ребятами. Но надо вовремя уходить. Надо уходить тогда, когда у тебя еще есть силы, энергия. Когда сожалеют о том, что ты ушел. В жизни всегда надо что-нибудь менять.
Справка «НВ»
В 2011 году коллектив экспертно-аналитического отдела стал победителем конкурса образовательных проектов для школьников, организованного Фондом инновационных научно-образовательных программ «Современное естествознание» (г. Москва)
Опубликовано: «Новые времена в Саратове» №8 (455)
Автор статьи: Андрей МУРАВЬЁВ
Рубрика: Образование/Наука