Останемся без истории?
Нижне-Волжская студия кинохроники снова попала в новости. 18 декабря на сайте «Общественного мнения» появилась информация, что в ближайшие дни из саратовского Фильмофонда балансодержатели учреждения (ФГУП «Объединенная государственная киноколлекция») должны вывезти весь архив хроники на хранение в Москву, а само здание Фильмофонда должны продать. А так как оно непосредственно пристроено к зданию студии кинохроники, то опасность вновь угрожает и Дому кино. Мы попытались разобраться в ситуации.
В тот же день, 18 декабря, главный редактор Нижне-Волжской студии кинохроники, директор фестиваля «Саратовские страдания» Татьяна Зорина дала по этому поводу комментарий «Эху Москвы» в Саратове». По словам Татьяны Викторовны, с 1935 года студия снимала хронику в регионах Поволжья – Саратове, Астрахани, Пензе, Калмыкии, Волгограде. Фильмы со временем накапливались, в итоге появился архив документальной кинохроники, который сохраняет в себе историю региона. Однако проблема в том, что здание Фильмофонда в результате бесконечного реформирования системы студий документального кино оказалось у одного владельца – Росимущества, а сам архив принадлежит ФГУП «Объединенная государственная киноколлекция».
По словам генерального директора ООО ТПО «Нижне-Волжская студия кинохроники» Андрея Наймушина, эта ситуация вполне рядовая, поскольку реформа этой системы привела к тому, что большинство региональных фильмофондов оказались бесхозными, никому не нужными и ничьими.
– Последний год все сотрудники-пенсионеры ходили туда на работу бесплатно, смотрели за архивом, – рассказывает Наймушин. – То есть эта проблема встала не сегодня. Мы не раз выходили на правительство области с предложением о том, чтобы весь фильмофонд киностудии передать на баланс Саратовской области с федерального уровня. В принципе, хранить фонд может любая организация, мы, например, имеем опыт такой работы. И зампред правительства Андрей Россошанский в этом решении нас поддерживал. Но вы же знаете, насколько быстро в этой вертикальной системе принимаются решения. В итоге мы пришли к тому, к чему пришли.
То есть Росимущество желает что-либо сделать со зданием, где хранится весь архив, но для этого надо что-то сделать с архивом. И проще всего, как, видимо, считают в Росимуществе, отдать всю – за 80 лет! – кинохронику Поволжья, где самый большой блок фильмов о Саратовской области, в Москву.
Что будет, если область лишится всего этого архива? По словам Зориной, ни у телевизионщиков, ни у режиссеров-документалистов уже не будет возможности получить какой-то архивный материал об этом огромном периоде, начиная с 1935 года.
– А если возникнет такая необходимость, то мы должны будем ехать в Москву, как мы сейчас ездим, в Красногорск, в Белые Столбы, – говорит Татьяна Викторовна. – И за каждую секунду этой пленки мы платим огромные деньги.
По оценке Андрея Наймушина, общая стоимость минуты кинохроники возрастет в общей сложности в 30 раз.
– Сейчас мы платим за минуту хроники чуть менее тысячи рублей, – говорит он. – В Москве мы должны будем выложить за ту же минуту 10-20 тысяч рублей, и это не считая стоимости билетов до Москвы и обратно и не считая проживания.
– Если мы не будем знать, как жила область раньше, нам очень трудно будет устроить жизнь сейчас и потом,
Сейчас очень важно приложить максимум усилий для того, чтобы киноколлекция осталась в Саратове. В свое время саратовский Дом кино спасла от закрытия общественная активность. Люди, неравнодушные к киноискусству, любящие эту особенную атмосферу старого кинозала, спасли Дом кино от закрытия. Почему-то полтора года назад чиновники испугались активно настроенных молодых людей. Сейчас Дому кино формально мало что угрожает. Но здание, в котором хранится фильмофонд, находится в пристройке к киностудии. И кто знает, чем грозит студии этот шаг Росимущества впоследствии?
Опубликовано: «Новые времена в Саратове» №37 (149)
Автор статьи: Алёна ШИПИЛОВА
Рубрика: Культура