Декаданс в промышленном пейзаже
Предварительные итоги развития областной промышленности за 2002 год, которые были недавно подведены, не вселяют оптимизма. Невзирая на положительные темпы роста в производственном секторе.
Чудеса в решете экономики
Были времена, когда флагманом местной промышленности по праву считался Саратовский авиационный завод. После него в негласном рейтинге престижных предприятий шел подшипниковый завод, затем ПО «Нитрон», а «Крекинг» и вовсе занимал четвертое место.
Сегодня все изменилось с точностью до наоборот. На НПЗ трудиться выгодней всего, потому что к этому располагает высокая зарплата. На «Саратоворгсинтезе» она чуть меньше, на СПЗ еще меньше, а про САЗ лучше промолчать совсем.
Именно в областном топливно-энергетическом комплексе по итогам прошлого года мы имеем индекс физического объема 112%, в то время как в машиностроении – 105,2%. Чуть больше показатели только в деревообрабатывающей промышленности – 120,8%.
При этом чудеса еще случаются. Как иначе воспринимать такой парадокс: в последнее время Саратовский НПЗ испытывает трудности с сырьевой загрузкой. А ведь именно в нынешнем году планировалось вывести нефтеперерабатывающий завод на 5-миллионный рубеж по переработке сырой нефти. На рубеж, который последний раз отмечался лет 10-12 назад.
При этом в областном правительстве зреют гениальные наполеоновские планы – увеличить добычу нефти через год до 2 млн тонн, чего мы также не добивались со времен эпохи застоя. В общем, что ни показатель, то рекорд.
Одновременно с этим неумолимо приближается повышение цен на бензин. Точнее, оно уже произошло – в среднем на 1 рубль за один литр.
Правда, забавно складываются дела в губернской промышленности?
Редкий «Боинг» долетит до середины Саратова
Про Саратовский авиационный завод разговор нужно вести, конечно же, отдельно.
Упомянем лишь о том, что недавний визит в Саратов члена Палаты Представителей Конгресса США Курта Уэлдона на предмет совместного производства вертолетов «Боинг» есть не что иное, как типичный шум на пустом месте.
– На самом деле не было подписано даже протокола намерений, – разочаровал министр промышленности области Сергей Лисовский. – Самое конкретное, что было предложено в ходе этих переговоров – вступить САЗу в международный вертолетный центр, который организовывается под эгидой конгресса США и в который должны войти такие всемирно известные фирмы, как «Боинг», «Сикорски», некоторые другие.
К словам Сергея Михайловича стоит добавить еще один интересный факт. Кроме авиационного завода, американцы проявили интерес к другому нашему предприятию, причем оборонного назначения – КБПА.
Конструкторское бюро промышленной автоматики получило известность за счет изготовления систем автоматического управления и навигации для вертолетов (САУ), для всех вариантов самолета МИГ-23, вертолетов фирмы Камов, включая знаменитую «Черную акулу», для которой коллективом предприятия был впервые в стране создан цифро-аналоговый вертолетный пилотажно-навигационный комплекс. КБПА также разработало и внедрило в серийное производство ряд автопилотов, систем автоматического управления для вертолетов Ми-14, Ми-24, Ми-26,
Ми-28, пилотажных и пилотажно-навигационных комплексов. Опыт разработки САУ для летательных аппаратов позволил создать уникальную систему управления САУД «Бриз» для кораблей и подводных лодок типа «Олимпия»...
Поэтому американцев понять можно: пока мы здесь все окончательно не угробили, надо «зацепить» имеющееся производство и заставить его работать на тот же «Боинг». Но это, кстати, уже из области кормления чужой армии. Мы близко и как-то незаметно для самих себя подошли к этому рубикону. При этом никто не покраснел и не смутился, в том числе и «Рособоронэкспорт».
Но в любом случае ясно, что при налаживании двухсторонних связей совместный проект с «Боингом» – это из области постсоветских воздушных замков в экономике.
Плата за страх
Безусловно, деньги в стране есть, и вовсе не обязательно лезть за ними в карман к заокеанскому соседу. Только за предыдущий год наличная денежная масса в России увеличилась почти на 200 млрд целковых, то есть на одну треть от имеющегося объема. Поэтому кажется на первый взгляд, что идти предприятиям нужно в банки, которые эти самые денежки и аккумулируют согласно элементарным законам рыночной экономики. Увы, процентные ставки по банковским кредитам для промышленных предприятий в Саратовской области очень высокие – в среднем 24%. В то же время в Самаре или в Казани они на уровне 14-16%.
Рассказывая об итогах работы местной промышленности, Сергей Лисовский признал:
– Необходимо прежде всего принять меры по снижению процентных ставок. Это ключевой вопрос, от решения которого будут зависеть и объемы кредитования, и объемы инвестиций в промышленности.
Он привел положительные примеры опыта долгосрочных вливаний в производственный сектор экономики. СЭПО неплохо взаимодействует с Внешторгбанком, с Экономбанком, упомянул Лисовский и про схему финансового лизинга между Поволжским немецким банком и заводом резервуарных металлоконструкций. Но тут же заметил, что это пока единичные примеры.
В чем же глобальная причина вялого интереса финансовых структур к промышленности? Как объясняют банковские круги, более высокая ставка – это плата за повышенный риск в Саратовской области – такой вывод прозвучал из уст Сергея Лисовского. В свою очередь министр услышал об этом от финансистов на банковском совете, который заседал на днях в Саратове. На совете как раз разбиралась ситуация с кредитованием производственного сектора.
Интересно, что при различных подходах к инвестиционной политике, наши соседи обозначают те же самые проблемы. «Привлечение заемных средств предприятиями Самарской области, остается проблематичным из-за недостаточного уровня капитализации банковской системы, высокой стоимости банковских кредитов и отсутствия в пассивах банков достаточного количества «длинных» денег», – это из доклада Департамента экономического развития и инвестиций администрации Самарской области по итогам годичной давности.
В целом же, объемы инвестиций, по задумке саратовского минпрома, должны вырасти за 2003 год на полтора миллиарда рублей. В прошлом году они составили 8 миллиардов. Только вот беда, эти суммы крутятся вокруг величины областного бюджета. Много это или мало? Для сравнения: в Самарской области, по предварительным данным, за прошлый год объемы инвестиций в основной капитал составили 35 млрд рублей. В Татарстане только за первое полугодие 2002 года – 18,9 млрд рублей. В Нижегородской области инвестиции по крупным и средним предприятиям за январь-июнь также прошлого года сравнимы с годовыми саратовскими показателями – 6,75 млрд рублей.
Здесь необходимо отметить, что по Самарской области и Татарстану наибольшие вливания были сделаны в машиностроение, топливную промышленность, транспорт, нефтедобывающую, нефтеперерабатывающую, химическую и нефтехимическую отрасли. И еще одно сравнение: общий объем инвестиций в основной капитал всей экономики Саратовского региона составил в 2002 году 12 млрд рублей. Как говорится в одном рекламном ролике: «Почувствуй разницу!»
В тревожном ожидании ветра перемен и урагана реконструкций
Тем временем деньги предприятия ищут. Кстати, для более-менее полного удовлетворения потребностей областной промышленности требуется порядка 25 млрд рублей. Это с учетом того, что более половины всех основных фондов изношено и требуются колоссальные вложения для дальнейшего «безбедного» существования. Но тут возникает очередной парадокс: в производстве уже стало традицией привлекать в качестве инвестиций собственные средства предприятий.
А ситуация складывается тревожная. Судите сами. На два месяца остановилась табачная фабрика. Причина – необходимая реконструкция. Хорошо, хоть здесь хозяйничают англичане. Оборудование на БАТ-СТФ и без этого было явно не устаревшее, а сейчас поставят суперсовременное. Этот фактор и позволит по прогнозам местных экспертов нагнать показатели в течение года.
Началась частичная реконструкция на другом флагмане местной промышленности – ОАО «Саратовстройстекло». Будет продолжено усовершенствование производства на «Балаковских минеральных удобрениях», планируется запустить новое производство на «Саратоворгсинтезе». И везде реконструкция, везде нужны деньги... Нестабильная работа отечественного гиганта автомобилестроения ОАО «АвтоВАЗ» привела к тому, что только за ноябрь прошлого года убытки ОАО «Балаковорезинотехника» составили более 100 млн рублей. Это предприятие почти полностью ориентировано на тольяттинский завод: годовые объемы произведенной продукции у балаковцев превышают 4 миллиарда рублей. Лишь по одному этому показателю можно судить, насколько увязаны друг с другом многие гиганты промышленности и насколько болезненным оказывается удар в случае остановки головного производства. А тут еще грядущее сокращение почти трех тысяч работников БРТ, опять-таки из-за снижения заказов «АвтоВАЗа».
Еще сложней легкой промышленности. «Балашовский текстиль» и «Ниткан-Покровск» сократили свое производство, а отсутствие продуманной государственной политики в развитии этой отрасли (уже все привыкли к тому, что она в числе отстающих – прим. авт.) привело к тому, что ОАО «Балтекс» вынуждено сейчас искать сырье в Китае, Индии и в Индонезии. А ведь были времена, когда китайцы закупали у нас и готовую продукцию, и сырье для рубашек и блузок! Как говорится, доигрались в демократию...
Из грязи – в князи
Нет, положительные примеры имеются. Не без этого, в противном случае мы бы не добились роста на уровне 7%. Но радоваться таким показателям рановато.
Стоит выделить очень умное решение минпрома: передать без пяти минут банкрота ОАО «Энгельсский капрон» в систему холдинга «Куйбышев-азот». Сегодня темпы роста производства у покровчан – 145%. Потому что самарцы дают сырье по сниженным ценам. Как ни странно, им пока это выгодно.
Другой пример – Европейская мебельная компания (ЕМК) в г. Балаково. Здесь темпы роста уже на уровне 700%! И только из-за того, что знаменитая на всю Россию компания ООО «МК Шатура» целиком и полностью арендовала это балаковское предприятие, также записанное год назад в банкроты.
Теперь специалисты даже не исключают, что ЕМК в нынешнем году войдет в Клуб миллиардеров. Ну а в областном министерстве промышленности не стесняясь заявляют, что хотели бы видеть «Шатуру» собственником ЕМК. Благо у потенциального хозяина в руках основная доля мебельного рынка страны.
Холодок бежит за ворот
В общем, мы умеем, когда захотим, найти выход из безвыходного положения. Иногда нам в этом мешает политика, в иных случаях мы становимся заложниками собственного безволия. Рост тарифов на ТЭР служит тому примером.
Областные власти каждый год разводят руками и сетуют на политику РАО «ЕЭС», только не видят собственного бессилия перед энергетическим монстром. Результат? В связи с январским ростом цен на ТЭР, нагрузка по платежам на промышленный сектор не только не уменьшилась, как было обещано на федеральном уровне, но и возросла. Предприятия в результате перекрестного субсидирования раньше теряли 1 млрд рублей, а в нынешнем году потеряют на 300 миллионов больше.
Это только в части затрат на электроэнергию. Что касается цен на газ, то здесь проделан хитрый ход. Официально стоимость голубого топлива возросла на 20%, а на самом деле введена дополнительная транспортная надбавка, и получается в сумме уже 30-процентный рост. А это очень серьезная проблема для многих предприятий. Здесь вам и потерянные миллиарды, и снижение налоговых отчислений, потому что увеличение затрат ведет к уменьшению прибыли, и т.д.
Не произойдет ли после этого так, что новые времена для промышленности окажутся не только безденежными, но еще и темными и холодными?
Опубликовано: «Новые времена в Саратове», № 6(21), 14-20 февраля 2003 г.
Автор статьи: Сергей ЩЕРБАКОВ
Рубрика: Экономика/Бизнес