Яндекс.Метрика

Миражи профицита

Миражи профицита

Наш заключительный материал в рамках рассмотрения областного бюджета 2003 г. будет посвящен анализу структуры ведомственного распределения бюджетных ассигнований, использованию средств Фонда дорожного хозяйства и адресной инвестиционной программы.

Предыдущие материалы на эту тему читайте в №№ 4, 8

Как и следовало ожидать, в число лидеров, получивших в 2003 г. более чем двукратное увеличение объема финансирования, входят в основном бюрократические ведомства. Отрадно, что в 2,5 раза выросли ассигнования областного фонда социальной поддержки населения, но если посмотреть на абсолютные цифры, то сумма увеличения окажется ничтожной (всего 3 млн рублей). Зато почти на 251 млн рублей возросла сумма, находящаяся в распоряжении Министерства финансов области, правда, этот прирост произошел за счет средств, выделяемых из федерального бюджета на проведение жилищной реформы и расходы по приему-передаче жилья и объектов социальной сферы в федеральную собственность. По остальным ведомствам наибольшая прибавка произошла по статье расходов на содержание аппарата. Что касается министерства сельского хозяйства и продовольствия, то большую долю здесь занимают расходы на государственную поддержку сельхозпроизводителей. Не совсем понятно более чем двукратное увеличение содержания аппарата Комитета по управлению имуществом. Видимо, стоит надеяться на такое же в будущем увеличение эффективности его работы. Пока же дело обстоит с точностью до наоборот. Впрочем, то же самое касается и деятельности министерства экономического развития и торговли и Счетной палаты области. В этой связи вспоминается известный «закон Паркинсона» о том, что количество чиновников никак не связано с объемом (а главное – качеством) выполняемой ими работы.

Показательным является также список аутсайдеров, получивших в 2003 г. наибольшее снижение объема финансирования из областного бюджета. Уменьшение ассигнований областной избирательной комиссии объясняется снижением избирательной активности в текущем году. Что же касается Управления по налогам и сборам, то оно является подразделением федерального министерства, и вообще непонятно, почему на него выделяются средства из областного бюджета, хотя, судя по тенденции, в следующем году данное ведомство уже ничего не получит.

Мы подозреваем, что многие читатели скажут, что так им и надо. Тревогу, однако, вызывает снижение финансирования министерств: образования; молодежной политики, спорта и туризма; информации и печати. Законодатели фактически приравняли права и интересы нового поколения к правам и интересам домашних животных (Управление ветеринарии). По нашему мнению, в связи со сложившейся демографической и экономической ситуацией в стране подобный факт недофинансирования является грубейшей и, возможно, непоправимой ошибкой власть предержащих. Ведь именно инвестиции в человеческий капитал считаются сегодня наиболее эффективными.

В бюджете 2003 г. появились некоторые новые статьи расходов, возникшие в связи с изменением структуры органов власти Саратовской области. Так, запланированы расходы на содержание вновь возникших министерства транспорта и дорожного строительства (113 млн руб.), Уставного суда (3,75 млн руб.), Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники (6,4 млн руб.).

Анализ финансирования областных целевых программ показал, что наибольший рост расходов произошел на реализацию программ: «Развитие физической культуры и спорта на 2001 – 2005 годы» (в 52 раза), «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (более чем в 3 раза), «Подготовка спортсменов Саратовской области к XXVIII летним Олимпийским и Параолимпийским играм 2004 года в городе Афины (Греция)» (в 3 раза), «Онкология» (почти в 3 раза), «Старшее поколение» (на 70%), «Программа развития архивного дела» (на 57%) и «Дети Саратовской области» (на 29%). Снижение расходов произошло на реализацию программ: «Профилактика и лечение наркомании» (на 94% (!) – выделено всего 165 тыс. руб.), «Профилактика и лечение артериальной гипертонии» (на 41%), «Вакцинопрофилактика» (на 38%) и «Развитие образования на 2001 – 2005 годы» (на 11%). В 2003 году появилось финансирование нескольких новых областных целевых программ: «Развитие Заволжья в Саратовской области» (69,4 млн руб.), «Молодежь Саратовской области» (10,6 млн руб.), «Патриотическое воспитание детей и молодежи» (3,06 млн руб.), «Реформирование уголовно-исполнительной системы» (всего 150 тыс. руб.).

Несколько меньше (на 1,5%), чем в прошлом году, выделено средств Фонду дорожного хозяйства области. Почти на 609 млн руб. понизится планируемый сбор налога на пользователей автомобильных дорог. Незначительно уменьшится финансовая помощь из федерального бюджета (с 491,3 млн руб. в 2002 г. до 490 млн в текущем). Однако, несмотря на это, в 2003 г. средства дорожного фонда пополнятся за счет акцизов на нефтепродукты в сумме 656,5 млн руб. и земельного налога в размере 298,7 млн руб.

В структуре расходов дорожного фонда на 6,2% увеличатся затраты на содержание и ремонт автомобильных дорог, в два раза вырастет финансирование работ по приведению в нормальное состояние сельских дорог, и почти в четыре раза больше средств будет выделено на реконструкцию автодороги Саратов – Усть-Курдюм на участке от границы Саратовского района до села Пристанное. А вот на строительство второй очереди мостового перехода через р. Волга в районе того же села, наоборот, денег будет выделено в три с половиной раза меньше. Таким образом, налицо признание первоочередной важности ремонта сельских дорог.

На 10 млн рублей сократятся затраты на ремонт и содержание мостового перехода «Саратов-Энгельс», состояние которого давно требует серьезного капитального ремонта. Откровенно радует двукратное увеличение расходов на ремонт транзитно-уличной сети в городах Саратове, Энгельсе, Балакове и Балашове, а также рост на 94% ассигнований на управление дорожным хозяйством. Однако исходя из себестоимости ремонтных работ (примерно 1 млн руб. на 1 км дороги), в 2003 г. планируется привести в нормальное состояние всего 200 км городских улиц.

На содержание дорожной сети муниципальных образований в бюджете 2003 г. предполагается выделить 541,6 млн руб., что на 12% больше, чем в прошлом году. В таблице 2 приведен список районов области, которым в 2003 г. выделено больше всего средств на содержание и ремонт дорог. Таблица говорит о крайне неравномерном распределении средств. На 10 из 39 наиболее финансируемых муниципальных образований приходится 37,6% всех выделяемых на эти цели средств. К примеру, на самый обделенный Ровенский район приходится 7,2 млн руб. или 1,3% ассигнований на ремонт и содержание дорог муниципальных образований. Зато в вопросе строительства новых дорог социальная справедливость соблюдена весьма оригинальным образом: областным бюджетом предусмотрено построить в каждом из районов по одному (!) километру дороги на сумму 3786 тыс. рублей. Не совсем понятно, куда можно построить такую дорогу, разве что к коттеджу главы администрации или ближайшему кладбищу?

Еще одним интересным моментом, на наш взгляд, является значительное сокращение (в совокупности почти на 400 млн руб.) финансирования строительства, реконструкции и содержания федеральных и бывших республиканских дорог: «Сызрань – Саратов – Волгоград», «Энгельс – Ершов – Озинки» и «Самара – Пугачев – Энгельс – Волгоград». Видимо, еще и поэтому удалось изыскать больше средств на содержание сельских и муниципальных дорог.

В заключение обратимся к областной адресной инвестиционной программе на 2003 г. По сравнению с 2001 г. ее объем сократился на 8,5%, или 25,8 млн рублей. Конечно, отрадно, что в текущем году выделено 27 млн руб. на завершение строительства театра юного зрителя им. Ю.П. Киселева против 5 млн в 2001 г. Однако почти по всем статьям уменьшилось строительство объектов непроизводственной сферы. Так, на 8 млн руб. снизилось финансирование по программе строительства жилья для работников бюджетной сферы. В сфере образования в 2003 г. запланировано строительство четырех объектов (школ на 1940 мест) на общую сумму 13 млн рублей против 21 объекта на сумму 81,9 млн руб. в 2001 г. В сфере строительства объектов культурного назначения значится всего один объект, он же театр юного зрителя, против 5 объектов в 2001 г. Вдвое по сравнению с 2001 г. снизились расходы на газификацию районов области.

Незначительно выросли ассигнования на переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда (с 16,1 млн в 2001 г. до 20 млн руб. в текущем), расходы на обеспечение населения Саратовской области питьевой водой (с 13,2 до 15 млн руб.). Зато почти в 7 раз увеличился финансовый резерв (с 3,8 до 27 млн руб.), а также размер средств, выделяемых на финансирование инновационных и инвестиционных программ и проектов хозяйствующих субъектов (с 71,6 до 90 млн руб.). Кроме того, с 20 до 32 млн рублей планируется увеличить расходы на проведение мероприятий по энергосбережению, что является особенно актуальным в связи с усилением зимних холодов, веерными отключениями электричества и ростом тарифов на энергоносители.

В целом давая оценку бюджету 2003 года, необходимо отметить тот факт, что он еще далек от совершенства. Самый главный недостаток – областной бюджет все еще остается бюджетом выживания, с кажущимся профицитом и мнимой социальной направленностью. Для того чтобы сделать его бюджетом развития, недостаточно просто свети баланс доходов и расходов. Необходимо наполнить сухие бюджетные статьи новым социальным содержанием, а для этого приоритетными направлениями должны стать развитие образования, науки, культуры и медицины, адресная поддержка малообеспеченных слоев населения, в первую очередь, детей, учащейся и студенческой молодежи, работников просвещения и здравоохранения.


Опубликовано: «Новые времена в Саратове», № 9(24), 7-13 марта 2003 г.


Автор статьи:  Олег КРАСИЛЬНИКОВ
Рубрика:  Экономика/Бизнес

Возврат к списку


Материалы по теме: