Великий Магистр саратовского «Азазеля»
Математика – наука абстрактная, и для большинства людей, к которым я отношу и себя, просто непостижимая. Поэтому со школьных времен физико-математическая школа № 13 была для меня окутана пеленой таинственности и недоступности. Сегодня еще большую таинственность ей придает факт, что многие ее выпускники добились успехов в сферах, далеких от точных наук. Например, Александр Файфман – продюсер первого канала ОРТ, Сергей Семенов – ведущий тележурналист этого же канала, Анатолий Блинов – экс-адвокат Газпром Медиа (активно засветившейся на телеэкранах во время судебного разбирательства между Газпромом и НТВ). Ходят слухи, что и олигарх Роман Абрамович тоже какое-то время учился в этой школе. Во всяком случае, несколько лет назад так утверждали киселевские «Итоги». Да и сам директор школы Евгений Борисович КВАШНИН – человек известный.
В молодости Евгений Борисович многие годы работал крупным чиновником в ЮНЕСКО. Осуществлял внедрение образовательных программ в развивающихся странах. А затем возглавил физико-математическую школу в Саратове. В этом году ему исполняется 75 лет. Но, несмотря на возраст, он постоянно занимается самообразованием, в курсе технологических фишек и теоретических разработок. Невольно вспоминается акунинский «Азазель» и экстернаты для особо одаренных детей. Чтобы узнать тайну расположения счастливых звезд судьбы и избавиться от «комплекса Фандорина», я решил расспросить о всех мучивших меня вопросах самого Евгения Борисовича.
– Так почему же многие ваши выпускники известны нам не как ученые «точных» наук, что позволило им добиться успеха в областях, далеких от физики и математики? Раскройте формулу успеха. – Дело в том, что у нас очень жесткая система обучения. Ребятам приходится трудно, особенно в первые годы. Вообще российская система образования перегружена, а наша программа перегружена особенно. Например, участие в международных олимпиадах – это стресс и опыт борьбы за выживание. Пускай элементарный, но опыт. И именно он помогает ребятам в дальнейшем найти свой путь. Вот когда в конце восьмидесятых, казалось, все рухнуло – наука, производство – ребята не сломались, а сумели найти свое место в жизни.
– Я помню Сашу Файфмана таким смешным саратовским неформалом, в ТЮЗе чудище играл в «Аленьком цветочке». Никогда бы не подумал, что он станет медиамагнатом. – Саша Файфман – заводила, рок-группу у нас организовал, тогда это модно было. Проводил фестивали политической песни. Я еще тогда подумал, этот далеко пойдет. Ираида Дмитриевна, его классный руководитель, до сих пор Сашу добрым словом вспоминает. А вот Сережа Семенов был таким тихим, скромным, но очень упорным мальчиком. А потом, многие идут в нашу школу не за физикой и математикой, а именно за этой напряженной, но творческой атмосферой. У нас существует система спецкурсов вплоть до гуманитарных, и учащиеся могут записаться на любой, по своему желанию. Каждый год 5-7 наших выпускников поступают в медицинский, поступают и на филфак, и в юридический. Моя внучка закончила нашу школу, поступила на романо-германский. Потом выиграла стажировку, теперь учится в США, хочет стать журналистом. Или, например, биология у нас дается на высоком уровне. Я как-то зашел к ним на урок и ничего не понял, а чтобы понять, о чем они там разговаривают, надо быть специалистом. Наш биолог год из года становится победителем конкурса «Учитель года», последовательно сначала городского, затем областного, теперь вышел на всероссийский. У нас уникальный преподавательский коллектив. Совсем недавно географ «защитился». Теперь в школе пять кандидатов наук работает. Удивительные люди. Зарплата маленькая, подрабатывают, да не в одном месте, и еще наукой успевают заниматься.
– Я слышал, что даже в московских вузах такая же ситуация, но статус преподавателя элитного вуза дает возможность зарабатывать приличные деньги в частных учебных заведениях. Что вы думаете об идеях леди Эстер из Акунинского «Азазеля»? – Акунина я очень люблю, но считать нас «Азазелем», согласитесь, перебор. Безусловно, сила и благополучие любой страны – в образованных людях. К сожалению, наше государство вкладывает в образование крохи. Мы создали благотворительный фонд учителям, а как выживают учителя обычной средней школы, я даже не представляю. Или никто не станет спорить, что компьютеры сегодня актуальны, но привлечь специалистов, например, по сетевому администрированию на учительскую зарплату трудно, хотя статус преподавателя нашей школы – большой плюс.
– Еще в детстве у друзей, учившихся в 13-й школе, я видел такие дырявые картоночки, они называли их перфокартами, хвастались, что работают на ЭВМ. – Было и такое. Еще в самом начале 80-х университет отдал нам ЭВМ, это была ламповая машина «Урал-1». Уже тогда аттестат нашей школы был своеобразным брендом, а наши выпускники поступали и в МФТИ, и в МИФИ, и в МГУ, и в другие элитные вузы страны. С 1990 года мы называемся Физико-Технический лицей №1. Пришло новое время. Помог Джордж Сорос. В начале 90-х он осуществлял программу помощи лучшим учителям России. Сначала за свой счет, потом на паях с нашим правительством. Кстати, так работают все международные организации – и ЮНЕСКО, и ООН. В этом смысле мне пригодился предыдущий опыт работы.
– И что, эти деньги не разворовали, как это у нас было принято в те годы? – Дело в том, что помощь эта осуществлялась весьма интересно. Путем независимого опроса студентов вузов 2-3 курсов выявлялись их лучшие школьные учителя. Набравшие наибольшее количество балов получали довольно солидную материальную поддержку адресно. В нашем лицее таких набралось 14 человек. И они получали гранты от Сороса в течение нескольких лет. Потом уже смотрели, в каких школах больше стипендиатов, больше победителей олимпиад. И грант уже получала сама школа. Мы получали два раза. Вот за счет этих денег мы оснастили школу современной техникой. Мы и до сих пор следим за подобными проектами, например, компания «Сименс» проводила мультимедийный конкурс, мы в нем участвовали, победили и тоже вложились в вычислительную технику. Теперь работаем в интернете, содержим там бесплатную заочную школу.
– А вы-то сами с компьютером обращаться умеете? – Практически все наши преподаватели работают с компьютерами, у нас их в школе 84. Я вот тоже новейшие технологии осваиваю потихоньку. С внучкой по электронной почте переписываюсь. Можно сказать, что наш девиз – традиции плюс новаторство.
– Ну а все-таки, олигарх Абрамович у вас учился? – Что касается Абрамовича, то слухи о том, что он у нас учился, ходят уже очень давно. Мы даже поднимали архивы, но такого человека в списках не нашли, может, он учился под другой фамилией. Хотя вряд ли, обычно наши выпускники нас не забывают. Сегодня многие из них приводят в лицей своих детей, и это тоже уже традиция. Хотя конкурс у нас очень большой.
Попрощавшись с Евгением Борисовичем, я шел по коридору лицея на выход. Сердце радовалось – кругом птички, рыбки, цветочки. Наверное, в такой атмосфере зимнего сада и должны выращиваться будущие «мозги» нашей страны. Но все равно флешбеком, что-то напоминало экстернат леди Эстер, но какой-то добрый. Кстати, у лицея есть свой гимн, флаг, герб и Верховный Магистр. Угадайте, кто?
Опубликовано: «Новые времена в Саратове», № 14(29), 11-17 апреля 2003 г.
Автор статьи: Всеволод ТРИНИТАТСКИЙ
Рубрика: Образование/Наука