Яндекс.Метрика

Гнилая учеба

Гнилая учеба

Российские школы опасны для здоровья. Это вам подтвердит любой медик. За последние пять лет российские школы выпустили только 10% относительно здоровых детей.

Ученье – свет?

Все положения, касающиеся оборудования школы, естественного и искусственного освещения в ней, организации питания учеников и режима учебно-воспитательного процесса, описаны в санитарных правилах (СанПиН – прим. авт.) по организации учебного процесса в школах. Но наличие правил еще не означает их выполнения.

По словам Татьяны Парсиковой, заведующей отделом гигиены детей и подростков областного центра санэпиднадзора, максимально допустимые для школьников нагрузки, регулируемые СанПином, часто превышаются.

Предельная планка для одиннадцатиклассников составляет 36 уроков в неделю, а на практике бывает до 40-45 учебных занятий. Отведенные на занятия учеников начальных классов 24 часа нередко превращаются в 25.

Педагогов с 1 сентября 2003 года ждет неприятный сюрприз: новые гигиенические требования к условиям обучения школьников современных общеобразовательных учреждений. В этом документе, разработанном Госсанэпиднадзором РФ, допустимая учебная нагрузка для ребят будет еще меньше, чем в санитарных правилах от 2000 года.

Новый документ налагает строжайший запрет на занятия в несколько смен в школах с углубленным изучением отдельных предметов. Как будут выкручиваться из такого положения наши «элитные» учебные заведения, принимающие детей в две, а то и в три смены, остается только гадать.

В феврале этого года главный санитарный врач РФ Геннадий Онищенко сообщил: в 23% школ России нет канализации, в 18,4% – централизованного водоснабжения, в 13% – централизованного отопления, более 30% школ РФ плохо освещены. По данным минздрава Саратовской области, за время обучения в школе в 5 раз становится больше детей, страдающих близорукостью.

Показатель освещенности в учебных помещениях, указанный в санитарных правилах ,– не менее 500 люкс, т.е. 20 Вт на 1 квадратный метр – чаще всего не соблюдается.

– В классах необходима своевременная замена перегоревших ламп, чистка светильников – не реже двух раз в год, а также установка дополнительного освещения школьных досок – разъясняет проблему Т. Парсикова. – Однако в последние годы появилась дополнительная причина низкой освещенности классов: сетевое отключение электроэнергии, лимиты потребления энергии. В целях экономии включаются не все лампы.

Школьные годы древесные

Один из пунктов СанПиНа гласит: «Каждый учащийся обеспечивается удобным рабочим местом за партой или столом в соответствии с его ростом». Далее прилагается таблица мебели и ее маркировки по ГОСТу. Оказывается, школьная мебель должна быть шести различных размеров, чтобы каждая подходила под определенный возраст школьников.

В Саратовской области, по данным минздрава, показатель нарушения осанки в школах области на 1 тысячу детей до 14 лет составляет 49,4. Десять лет назад этот показатель был меньше почти наполовину. Причины – отсутствие индивидуального подбора школьной мебели под рост ученика.

– В большинстве образовательных учреждений нашей области парты и стулья не подходят по росту ученикам, они давно не менялась, и, как правило, ремонтируются исключительно силами учеников старших классов, – объясняет Татьяна Парсикова. – Конечно, подобные проблемы были и раньше, в советские времена, но все же тогда школьное оборудование еще как-то закупалось.

«Безразмерная» мебель, которой грешат школы, приводит к проблемам с позвоночником у детей, от которых, как утверждают некоторые специалисты, все болезни.

Один комплект школьной мебели (стол и два стула) стоит 1200 – 1300 рублей. В Саратове производится своя мебель, но она, по мнению специалистов, не самого лучшего качества. А вот парты самарского производства, хотя и стоят дороже – примерно 1350 рублей, более красивы по дизайну и дольше служат. Но, как известно, средств на школьные нужды выделяется в последние годы крайне мало. Иногда парту собственному ребенку приходится покупать родителям: не сидеть же чаду за сломанным столом и на шатающемся стуле!

По мнению врачей, современные парты все-таки не заменят старых двухместных парт Эрисмана. Многие поколения школьников провели школьные годы именно за ними: громоздкими, тяжелыми, но сделанными не из ДСП, как сегодняшняя школьная мебель, а из настоящего дерева.

– Могу сказать, что парты Эрисмана были самыми удобными и гигиеничными для школьников, и ничего лучше их на сегодняшний день пока не изобретено, – таково мнение Татьяны Васильевны. – Эти парты уже сами по себе являлись профилактикой близорукости, так как у них был определенный наклон крышки, а также профилактикой сколиоза. Дело в том, что на жесткой фиксированной скамеечке находился специальный упор под позвоночник, и у ребенка не уставала спина.

Однако эти парты почему-то не пользуются популярностью у наших органов образования. Несколько лет назад представители из УИН, решая проблему занятости заключенных, обратились в центр областного санэпиднадзора. Там им были предоставлены конструкторские документации и чертежи на изготовление парт Эрисмана, и заключенные уже были готовы приступить к их массовому производству, но... Оказалось, что эти парты почему-то не нужны даже несмотря на то, что мебель была изготовлена из натуральной древесины и имела не очень высокую стоимость.

На голодном пайке

Сегодня в школьных буфетах торгуют чипсами, шоколадками и жвачкой. В столовой одной из саратовских школ детям продавали браслетики из леденцов, которые сначала по очереди носил на руке весь класс, а после этого леденцы отправлялись в желудок владельца.

Школьники уже не пьют после второго урока молоко «с пенками» и не получают дешевых горячих обедов. По данным Минздрава РФ, их сегодня не получает около 50% российских школьников.

В октябре 2002 года обеспеченность горячим питанием в школах Саратовской области составляла в среднем 89%. В сельской мест-ности, где есть возможность выращивать овощи на пришкольных участках, эту проблему худо-бедно решили. А вот в Саратове регулярное обеспечение учащихся горячим питанием налажено только в ряде лицеев и гимназий, которым оказывают постоянную помощь спонсоры.

– Хуже всего на сегодняшний день обстоит дело с питанием в школах Заводского и Ленинского районов, – комментирует ситуацию Татьяна Парсикова. – Большая часть жителей нашей области не может ежедневно выделять на питание ребенку 30-45 рублей. Из бюджета выделяются средства, да и то по минимуму, только на ребят из социально незащищенных семей. В результате мы получаем детей, страдающих болезнями желудочно-кишечного тракта уже в юном возрасте.

Да, обидно сознавать, что разработанные санитарные правила и соблюдение их в жизни – это очередной миф. Еще более обидно, что параллельно со знаниями наши дети приобретают в школе целый букет болячек, с которыми потом им придется вступать во взрослую жизнь.


Опубликовано: «Новые времена в Саратове», № 16(31), 25 апреля – 7 мая 2003 г.


Автор статьи:  Ирина ЛИХОМАН
Рубрика:  Образование/Наука

Возврат к списку


Материалы по теме: