Книга рекордов Динеса (избранные главы)
О Дмитрии Федоровиче Аяцкове рассказывает зав. кафедрой экономической и политической истории России Саратовского государственного социально-экономического университета, доктор исторических наук, профессор А.А. ВОРОТНИКОВ (www.ssea.runnet.ru):
«Науку часто смешивают со знанием. Это грубое недоразумение. Наука есть не только знание, но и сознание, т.е. умение пользоваться знанием как следует».
В. Ключевский, историк (1841-1911).
У каждого ученого свой путь в науку. Одни идут в нее по классической схеме: вуз – аспирантура – защита кандидатской диссертации – потом докторская. И на все дается время, только занимайся, исследуй, пиши, не ленись. Другим, тем, кто с производства, так называемым соискателям, штурм научного Олимпа дается гораздо трудней. Не так часто встретишь руководителей регионов, которые бы наряду с практической работой – решением экономических, социальных, политических и других проблем (их в жизни всегда огромное множество) – увлекались бы и еще научными изысканиями. Дмитрий Федорович Аяцков как раз один из немногих, кто этим охотно занимается.
Другой бы почивал на лаврах, радовался бы, что стал наконец-то кандидатом исторических наук, но Дмитрий Федорович – человек иного склада, натура ищущая, беспокойная, его не звания и титулы прельщают, хотя это, несомненно, приятно, греет душу, но больше привлекает сам процесс научного поиска, стремление самому глубоко и детально разобраться в тех или иных научных проблемах.
Став доктором исторических наук, профессором, Дмитрий Федорович продолжает сотрудничать с кафедрой экономической и политической истории России нашего социально-экономического университета, выполняет всю учебно-педагогическую нагрузку: читает лекции, рецензирует курсовые работы, выступает оппонентом.
Чтобы понять Аяцкова как ученого, надо, прежде всего, побывать на его лекциях. Кстати, они вызывают огромный интерес у слушателей. В аудиториях социально-экономического университета, где Дмитрий Федорович обычно читает свои лекции, буквально яблоку негде упасть. Приходят не только студенты, но и преподаватели с других вузов. Речь его образная, лаконичная, сразу же с первых минут захватывает присутствующих. Вот одна из таких лекций: «Россия: свой путь развития». Докладчик, обращаясь в зал, как бы делится своими сокровенными мыслями, раздумьями.
И как водится, после каждой лекции профессору Аяцкову, задаются десятки вопросов. Наиболее типичные такие:
– Где Вы родились и кто Ваши родители?
– Почему Вы так много выступаете по центральному и местному телевидению?
– Как Вы смогли при напряженнейшей работе губернатора защитить кандидатскую и докторскую диссертации? И зачем Вам это?
– Говорят, что в Саратовской области – культ Аяцкова. Все чиновники Вас превозносят.
– Ощущаете ли на себе давление средств массовой информации?
– Как Вам живется на губернаторскую зарплату?
– Почему Вы так много тратите денег на всякие презентации, конкурсы, конференции?
– Хотите ли Вы перебраться в Москву?
– Есть ли у Вас свой астролог, экстрасенс?
– Ваше заветное желание?
– Как Вы считаете: Вам памятник потомки поставят?
– Какая отрасль экономики для Вас наиболее приоритетная?
– Что такое для Вас власть?
– Вы верите в Бога?
– Какой поступок не дает Вам спать по ночам?
– Какова роль государства в экономике?
– Какая идея нужна сейчас России?
– Ваше главное достижение?
И так далее и тому подобное. Только по этой малой части вопросов можно судить, что интересует студентов, преподавателей, всех, кто приходит на лекции профессора Аяцкова в Саратовский государственный социально-экономический университет. И надо отдать должное Дмитрию Федоровичу: на все вопросы он отвечает откровенно, полно, без утайки, не уходит в сторону.
От редакции. По существу лекции ни одного вопроса никем не задавалось. Так как ответ заранее известен любому выпускнику средней школы – «Русь, куда же несешься ты? дай ответ. Не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик...» (Н.В.Гоголь. «Мертвые души», щемящий душу до сей поры заключительный рассказ про птиц и тройку).
Опубликовано: «Новые времена в Саратове», № 18(33), 16-22 мая 2003 г.
Рубрика: Образование/Наука