Яндекс.Метрика

Саратовский Петербург

Саратовский Петербург

«Красуйся, град Петров...» Так называется выставка, посвящённая трёхсотлетию Санкт-Петербурга, открывшаяся 27 мая в залах Радищевского музея. Её экспозицию можно характеризовать и точнее: «Санкт-Петербург-Петроград-Ленинград-Санкт-Петербург в изображениях русских художников 18 – 20 веков». Ибо «гранитный город славы и беды» запечатлён ими в самые различные моменты его исторического бытия: и пышные торжества с фейерверками, и трупы блокадников на заснеженных улицах, и парадное величие замечательных памятников архитектуры и скульптуры, и уютные домики городских окраин. Каждый найдёт здесь свой Петербург.

Историю Петербурга на этой выставке можно проследить от момента зарождения петровского замысла будущей столицы («Здесь будет город заложён...») в эффектном листе Александра Бенуа «На берегу пустынных волн», до Петербурга сегодняшнего в живописи и графике саратовского художника Александра Козинцева. Прекрасны и образы петербургских пригородов – великолепных дворцово-парковых ансамблей, запечатлённых в графике А.Г. Ухтомского, И.В. Ческого, А.Н. Бенуа, А.П. Остроумовой-Лебедевой. Имперский Петербург в экспозиции впервые представлен живописными и скульптурными портретами представителей династии Романовых – от Петра I до Александра III, а также сильно уменьшенной копией знаменитого «Медного всадника», исполненной Е.А. Лансере.

В истории Петербурга ХХ столетия было два огромной значимости события – революция и блокада. Революционные и первые послереволюционные годы в коллекции музея представлены немногими графическими листами («Аврора в Октябрьские дни» Н.Н. Кострова, «Памятник В.И. Ленину у Финляндского вокзала» Н.А. Павлова, «Штурм Зимнего» В.В. Пакулина, изображением революционных праздников). Тематически к ним примыкают гравюры П.А. Шилинговского начала 1920-х годов из серий «Виды Петербурга» и «Петербург. Руины и возрождение». Верный традициям старой гравюры на дереве этот «маг безупречно вырезанных линий» культивировал отточенное, несколько суховатое мастерство.

Богатая подборка графики военной поры позволяет наглядно представить себе реальную трагедию блокадного города, упорно сопротивляющегося врагу. Это ощущение рождают листы Л.И. Гагариной из серии «Ленинград в блокаде», иные из которых, как и листы И.С. Астапова или А.В. Каплуна, Н.А. Платунова, создавались как раз в эти чёрные дни. В блокадном городе скончались от голода, холода и других невзгод талантливые живописцы А.Е. Карев и В.В. Суков, представленные ленинградскими пейзажами 1920-х годов. Хорошо помню, как закупали мы в середине 1980-х блокадные автолитографии И.С. Астапова у его вдовы.

Особый раздел на выставке составляет Петербург литературный. Здесь автолитография Н.А. Павлова «Пушкин на Неве» – образ почти набоковский: «Нева, лениво шелестя, как Лета льётся. След локтя оставил на граните Пушкин». Здесь замечательная книжная графика М.И. Полякова: иллюстрации к «Медному всаднику» и «Пиковой даме» Пушкина, к «Петербургу» Андрея Белого, выразительные иллюстрации Ф. Константинова и С. Мочалова, портрет Александра Блока Г.Н. Бурмагиной и её же иллюстрация к его «Двенадцати», серия иллюстраций Андрея Ушина к роману Ф.М. Достоевского «Идиот», убеждающе передающих напряжённо-гнетущую атмосферу повествования.

Литературный Петербург оказался на выставке более мрачноватым, чем другие её разделы, не исключая блокадный. В графических листах Остроумовой-Лебедевой, Г.С. Верейского, Н.А. Павлова, С.Б. Юдовина, Л.И. Гагариной привлекает прозрачная ясность, гармония и торжественная строгость архитектурных ансамблей, то, что именуют «ампирным великолепием Петербурга». Знаком возрождённого и празднично-прекрасного города стала на выставке огромная картина Ю.С. Подляского «Ленинград» – яркий образец радужного оптимизма времени хрущёвской оттепели.

Поистине: «Красуйся, град Петров...»


Опубликовано: «Новые времена в Саратове», № 20(35), 30 мая – 5 июня 2003 г.


Автор статьи:  Ефим ВОДОНОС
Рубрика:  Культура

Возврат к списку


Материалы по теме: