Извольте прийти вон
– Нравится?
– Да, постройка нравится.
Снаружи хорош театр...
А. Чехов
Получив приглашение «принять участие в праздновании юбилея и торжественной церемонии открытия театра после реконструкции», я задумался. Впрямь ли мне предназначено 9-е место в 8-м ряду балкона? А ну как «уважаемый(ая)» – это кто-то другой? Если «ая» – хлопот не оберешься.
Кто ж там у них в театре выдает такие контрамарки? Ба! Увидев подпись, я решил, что сбылись надежды саратовцев, и В.М. Марон занял, наконец, должность, приличествующую его талантам, став театральным администратором, подобно незабвенному булгаковскому Варенухе. Тогда ничего: работник молодой, неопытный, поправят.
Но нет, на торжества приглашал вице-губернатор, первый заместитель председателя правительства. А стало быть, в новонареченном театре затевается нечто вроде выездного заседания «актива»?
И в самом деле, по числу чиновников казалось, что действо происходит по адресу не Рабочая, 116, а Московская, 72. В обилии административных физиономий особенно зияло отсутствие Олега Янковского, Юрия Каюрова, Владимира Краснова, Александра Михайлова, Евгения Миронова. Не было, разумеется, и того, с чьим именем театральная Россия много лет отождествляла славу «Карлушки».
За свою историю этот театр дважды получал внесаратовскую известность. Впервые, ненадолго, после московских гастролей, когда успех у столичного зрителя имели Степан Муратов, Вера Соболева, Павел Карганов, Георгий Сальников – актеры старой русской школы. В 50-60-е годы бывали спектакли лучше и хуже, однако театру не хватало лидера. Место худрука занимали, как правило, профессиональные режиссеры перекати-поле, вроде Николая Бондарева, который славился тем, что начинал ускоренно ставить чудовищные пьесы своей супруги Елизаветы Бондаревой до тех пор, пока все жители города от мала до велика не пересматривали их по несколько раз, вроде печально памятных старшему поколению «Чаек над морем». Тогда супруги снимались с места и ехали на неосвоенную территорию другого областного центра. Жаль было талантливых актеров, которыми всегда славилась саратовская сцена. Но, наконец, театру повезло.
У постановок Александра Дзекуна были сторонники и противники. Не было лишь оставшихся равнодушными. Никто не мог отрицать яркой, талантливой самобытности его спектаклей. Тогда-то театральная Россия и узнала, что есть в Саратове драмтеатр имени автора «Капитала». Укреплялась и росла слава театра полтора десятка лет. Примечательно, что при постоянной критике спектаклей режиссера, обладавшего к тому же не слишком приятным характером, тогдашней партийной власти не пришло в голову отлучить Александра Ивановича от театра, выжить его из города.
Когда же явились Аяцков с Мароном, от руководителей что завода, что вуза, что театра потребовались совсем иные таланты и способности. Таковыми, видимо, и обладает нынешний главреж театра Антон Кузнецов, преуспевший разве что в постановке так называемых «губернаторских» елок. Что ж, можно поздравить земляков с отремонтированным помещением, которое, судя по успехам спектаклей А. Кузнецова у зрителя, будут добровольно-принудительно заполнять курсантами и школьниками. Можно, конечно, прожить антрепризою и приглашениями иногородних мастеров, как например, питерца Игоря Коняева. Но в таком случае зачем театру, нареченному отныне именем подлинного театрального лидера, держать на его месте устроителя елок?
Опубликовано: «Новые времена в Саратове», №1 (63) 9-15 января 2004 г.
Автор статьи: С. БОРОВИКОВ
Рубрика: Культура