Яндекс.Метрика

Казна и воля

Казна и воля

Еще со времен гоголевского «Ревизора» известно, что самый щекотливый для городничих момент – это использование казенных средств и казенной собственности. Солидные, уважаемые в обществе люди в этом пункте начинают гореть от пяток до макушки, включая, разумеется, шапку. К числу жаростойких относится саратовский градоначальник Аксененко, а вот его коллега из Энгельса Свистунов, известный разными вольностями, уже сгорел бесследно. И сразу в городе Э. пошли перемены. Такая безнадежно-коррупционная сфера, где раньше концов не могли сыскать городские депутаты, стала очищаться от некомпетентности и лихоимства и приносить районной казне ощутимые деньги.

Еще в 2002 году по предложению нового мэра Михаила Лысенко была принята концепция эффективного управления и использования муниципальной собственности. Сформулирована главная цель – снизить расходы на содержание, наращивая при этом доходы от использования. Но структура муниципальной собственности в Энгельсском МО, прямо скажем, не блестящая: почти 70% (6,4 млрд руб.) от стоимости муниципального имущества занимает жилфонд, требующий постоянных затрат, и только оставшаяся треть представляет собой доходные в привычном смысле объекты.

Однако Михаил Лысенко показал себя человеком изобретательным.

По его предложению из производственно-жилищных трестов, эксплуатирующих жилье, были выведены все нежилые помещения. Их поставили на баланс нового муниципального учреждения «Энгельсская недвижимость». В результате затраты трестов по налогу на имущество и плате за землю снизились на 5 млн рублей. А муниципальные учреждения – по закону – ни за землю, ни за имущество не платят.

Еще один шаг к повышению отдачи от муниципального имущества – приведение его балансовой стоимости к реальной. Чтобы понять, насколько запущенной была эта сфера, приведем две цифры: квадратный метр торгового павильона на энгельсской окраине стоил по балансовой оценке 2 тысячи долларов, и с этой суммы исчислялся налог на имущество, в то время как «квадрат» во встроенном помещении в центре города был оценен всего в 26 рублей. На сегодня 32 муниципальных объекта приведены к реальной стоимости, и опять-таки пошла экономия по налогу на имущество (374 тыс. руб. в прошлом году), хотя по некоторым объектам стоимость и повысилась. А что дает реальная оценка? Прежде всего пресекаются попытки продать казенную недвижимость по заниженной цене. Кроме того, грамотная оценка дает реальную картину того, чем располагает муниципалитет, а это позволяет принимать адекватные решения и строить выполнимые планы.

По данным городского комитета по управлению имуществом (горКУИ), значительная часть муниципальной собственности была в свое время передана в хозяйственное ведение муниципальных унитарных предприятий. Интересно, что только 5 из 32 МУПов приносят прибыль и отчисляют 15% ее в районную казну. Их взнос в прошлом году составил всего-то 150 тысяч рублей. И надо еще учесть, что в 2006 году, после вступления в силу нового закона о местном самоуправлении, у муниципалитетов останется только то имущество, которое необходимо для функционирования местной власти. Поэтому в ЭМО и взят курс на приватизацию МУПов. Жизнь показывает, что, став нормальными частниками, прежде убыточные конторы начинают работать совсем по-другому.

Кроме того, муниципалитет продает через аукционы свои доли в акциях предприятий, не приносящих дивидендов.

Отдельная песня – аренда муниципального имущества. Сплошные проверки, проведенные при Лысенко, выявили как незаконных арендаторов, так и злостных неплательщиков арендной платы. И если с первыми расстались быстро, то вторые принуждают горКУИ проводить настоящий розыск, ведь раньше договор аренды заключали, не спрашивая паспортные данные предпринимателя. Но даже если договоры аренды с такими вот коммерсантами расторгаются в одностороннем порядке через суд, имущество у должников зачастую отсутствует. По словам председателя горКУИ Ольги Гнусиной, из-за таких вот арендаторов бюджет недополучил 700 тысяч рублей дохода. Так что теперь договор аренды муниципальной недвижимости в ЭМО заключается с двухмесячной предоплатой.

Собрание депутатов ЭМО утвердило методику расчета ставок арендной платы, которая помимо прочих показателей учитывает и вид деятельности, так что игорный бизнес, банки и богатые магазины в центре города, располагающиеся в муниципальных помещениях, платят по максимуму (1764 руб. за квадратный метр в год), некоммерческие организации в центре города в год отдают бюджету по 378 руб. за «квадрат», а обычные – парикмахерские, ремонтные мастерские, спортзалы, магазины, торгующие хлебом на окраинах города, – имеют ощутимое понижение по арендным платежам. Дешевле всего обходится аренда где-нибудь в селе – всего-то 195 руб. в год за квадратный метр. Причем по утвержденному главой ЭМО положению о порядке сдачи в аренду муниципальной собственности получить в аренду площадь где-нибудь в школе, больнице, ДК можно только после визы директора учреждения, начальника отраслевого управления и заместителя мэра, курирующего данную сферу. Но вместе с тем при наличии всех документов вопрос аренды в комитете по управлению имуществом решается даже не за 30 дней, как предписано, а всего за 10. И на сегодня в аренде находится порядка 230 объектов, что составляет 56 тыс. кв. м муниципальных площадей.

С 1 марта этого года, по распоряжению мэра М. Лысенко, горКУИ получил право заключать договоры по аренде земельных участков и контролировать поступление платежей. Нормативный срок заключения либо отказа – 30 дней, будем надеяться, что комитет сумеет уложиться. Тем более что прошлогодние итоги работы с муниципальным имуществом в ЭМО говорят и о правильности выбранной стратегии, и о четкости и прозрачности функционирования управляющей структуры.

И что характерно, никаких скандалов вокруг использования муниципальной собственности в Энгельсе не слышно. Ни тебе Аллеи роз, засиженной нелегальными лавочниками, ни скандальных продаж коммерческим банкам особняков буквально за гроши, ни теннисных кортов, самовольно построенных в зоне отдыха горожан. Зато уже сегодня Энгельс лидирует в другом. В прошлом году в бюджет ЭМО поступило 29 млн рублей в качестве доходов от муниципального имущества, из них 7 млн принесла продажа, а 21,5 млн – аренда. Причем по аренде поступления вдвое превысили показатель 2001-го, «свистуновского» года. А еще интереснее сопоставить итоги не самого крупного муниципального образования с итогами областными. По данным областного комитета по управлению имуществом, эта структура за весь прошлый год выручила 6 миллионов рублей от аренды областной недвижимости и 1,3 миллиона – от продажи. Комментарии, как говорится, излишни.


Опубликовано: «Новые времена в Саратове», № 10 (72), от 12-18 марта 2004 г.


Автор статьи:  Наталья МАУС
Рубрика:  Экономика/Бизнес

Возврат к списку


Материалы по теме: