Вежливо, но твердо
В знаменитой передовице «Известий» четырехлетней, кажется, давности, той самой, которая в Саратове подверглась цензурной правке, было сказано, что проекты Д. Ф. Аяцкова (полет в космос, легализация проституции и пр.) объединяет одно – они никогда не реализуются. Подправлено же было на «иногда реализуются». Но с недавнего времени стало казаться, что правы не московские «известинцы», а саратовские чиновники – вполне реальным выглядел озвученный губернатором проект переноса гражданского аэропорта из Саратова в Энгельс.
Существует распоряжение областного правительства «О проведении мероприятий по переносу Саратовского аэропорта на аэродром «Энгельс-2». Как сообщают информагентства, к Энгельсскому аэродрому предполагается присоединить кусок земли ориентировочно в 365 га, где и будет расположен гражданский сектор – аэровокзал с пропускной способностью 1500 пассажиров в час, ангары, грузовой комплекс и т.д. Совместно будут использоваться пункты радионавигации и посадки, светотехническое оборудование, объекты авиатопливного обеспечения и, главное, взлетно-посадочная полоса длиной 3,5 км. Сюда могут садиться крупные суда, вплоть до ТУ-204 и ИЛ– 96300. В сутки планируется принимать не менее ста рейсов, в год пропускать 3 млн пассажиров.
Заказ вручили «симпатичной» (неизвестно, чью это оценку дружно цитируют информаторы) московской фирме «Прогресстех». «Прогресстех» взялся до 1 октября разработать предпроектные предложения и эскизы и согласовать их в соответствующих ведомствах. Услуги фирмы в любом случае обойдутся областному бюджету почти в полмиллиона рублей. А сам перенос, по словам губернатора, оценивается в 300 млн долларов. Часть денег предполагается выручить, отдав под жилую застройку 220 га территории действующего аэропорта (их рыночная стоимость около 300 тысяч долларов). Еще часть – получить из федерального бюджета, включившись в российскую программу развития аэропортов.
Так вот, по поводу федеральных денег. Существует письмо министра обороны России от 29 января 2004 года на имя губернатора. Привожу его текст полностью – не каждый день письма от министров читать приходится:
«Уважаемый Дмитрий Федорович! Ваше обращение от 20 декабря 2003 г. № 1-07-02-2271 о вынесении аэропорта г. Саратова за черту областного центра для снижения опасности полетов над массовыми жилыми и производственными застройками рассмотрено. Минобороны России не возражает относительно совместного использования авиацией Министерства обороны и Саратовской областью аэродрома Энгельс с целью решения проблемы обеспечения безопасности полетов авиации в черте города Саратова при выполнении следующих условий:
подтверждения гарантий инвесторами выделения финансовых средств на строительство гражданского терминала;
производства строительства гражданского терминала вне земель Министерства обороны РФ с учетом запретных районов;
доведения заинтересованной стороной аэродрома Энгельс до установленных требований, предъявляемых к гражданским аэродромам;
выполнения полетов воздушными судами гражданской авиации на аэродроме Энгельс после завершения строительства здания аэропорта, перрона, рулежных дорожек, склада горюче-смазочных материалов, контрольно-диспетчерского пункта и практических работ по ликвидации последствий проливов нефтепродуктов и рекультивации земель в районе аэродрома.
Ориентировочная стоимость оборудования аэродрома Энгельс составит 2 млрд 521 млн рублей.
С уважением, С. Иванов»
Все, что напроектировали и намечтали саратовские спецы по поводу совместного использования пунктов посадки и взлетно-посадочных полос, можно выбросить в корзину. Сказано: «вне земель Министерства...». Теперь о деньгах. Хотя министр приводит стоимость ориентировочную (в самой некруглости которой присутствует военная точность), все равно совершенно непонятно, где их брать. У губернатора, как мы помним, есть только $300 тыс., и те в проекте. С федеральным участием С. Иванов все вопросы снял. Инвесторы? Сумма вроде небольшая, и проект интересный, но инвестиционная репутация области и особенно губернатора разрушена давно, основательно, почти непоправимо. Кредит? Но кто его даст после такого письма министра...
Сергей Иванов, конечно, знал, как отказать, чтобы больших обид не было. Вежливо, но твердо. Однако, помимо экономики, здесь присутствует и политика. Слишком много и всуе говорил Дмитрий Федорович, будто перенос одобрен начальником Генштаба Анатолием Квашниным. Забывая, что министр обороны и начальник Генерального штаба, независимо от имен и званий, традиционно оппонируют друг другу. С пришествием Сергея Иванова на министерский пост тенденция только обострилась. Проще сказать: Иванов едва ли безоглядно поддержит проект, который чем-то понравился Квашнину.
Подождем лучших времен.
Опубликовано: «Новые времена в Саратове», № 12 (74), 26 марта – 1 апреля 2004 г.
Автор статьи: Алексей КОЛОБРОДОВ
Рубрика: Власть/Политика