Нет повести печальнее на свете, чем повесть о дорожном комитете
Текст этого письма министр Геворг Джлавян зачитал вслух (со своими комментариями) две недели назад – 16 апреля на собрании руководителей предприятий дорожного комплекса. И задал вопрос: кто из вас подписывал это письмо? Руководители дружно отказались. И правильно, потому что письмо подписали 54 работника ФГУ ДЭП №298, разорённого министром по схеме, не раз по полочкам разложенной в наших прежних публикациях. Рабочие эти в полной мере ощутили на себе весь арсенал экономики по-джлавянски. Думается, под этим письмом поставили бы подписи не одна тысяча дорожников. Правда, люди начинают поднимать головы только в случае крайней нужды, когда лишаются работы и зарплаты, а до этого молчат и терпят.
По ком БУХает колокол?
– Раз вы не подписывали, значит, всё это ложь и клевета, – резюмировал на собрании министр.
А что он ещё мог сказать? Не будет же он сам себя сечь, как унтер-офицерская вдова. Пока что никто не припёр его к стенке цифрами и фактами. Попытки же управления по налоговым преступлениям ГУВД «привлечь к ответственности должностных лиц, подконтрольных» Джлавяну «дорожно-строительных организаций» наталкиваются на сильное противодействие ну очень влиятельных сил. Девять(!) уголовных дел, заведённых по статье 199 УК РФ (уклонение от уплаты налогов), несмотря на грубую зримость собранных фактов, никак не дойдут до логического завершения. А в уголовном деле в отношении, например, Балтайского ХДСУ, игравшего, как известно, ключевую роль в отмывании бюджетных средств, следствие столкнулось с обычной в таких случаях практикой, когда главный бухгалтер (Людмила Капарина) берёт всю ответственность на себя. Пример Людмилы Викторовны – это колокол, зазвонивший по главбухам джлавянских дорфирм: помните, главбухи, стрелочниками в любом случае окажетесь вы, хотя и не исключено, что вас потом отблагодарят (если смогут), и «отмажут» (если получится). Впрочем, репутацию соблюсти – тоже дело не последнее: не век же твориться этому финансовому беспределу.
Поберечь репутацию следует и некоторым «верным» газетам, которые в отместку нам, «критиканам», поют министру осанну. Вообще-то они должны быть нам благодарны, что у них то и дело появляется густо смазанный повод сказать о человеке что-нибудь хорошее. Правда, это не так просто, и дифирамбы выходят какие-то неубедительные. Не все в них верят. Например, депутаты облдумы не поверили, и на заседании 21 апреля задавали министру неудобные вопросы. Он, как мог, отбивался, кое в чем повинился и в итоге отделался легким испугом. Не стали в этот раз депутаты опускать большие пальцы вниз. Команды не было. И ждут ее вовсе не от губернатора, который, похоже, все больше теряет ощущение реальности, а также возможности влиять на некоторые процессы. Он-то в своем репертуаре: не успел вернуться из Лондона и тут же, на пресс-конференции 23 апреля, с ходу сочинил на дорожную тему фарс под названием «Кто виноват?» Со свойственной ему разящей объективностью он высказался в том смысле, что Джлавян, мол, не при делах, а собак надо вешать на председателя областного дорожного фонда В.Б. Стародубцева (он-де финансовые документы подписывал), определив, таким образом, академика и патриарха на роль главного дорожного греховодника. Строил-строил 40 лет Стародубцев дороги, параллельно занимаясь наукой, верой и правдой укреплял и развивал дорожный комплекс, создал Дорожный Фонд, наладил было дело с хорошей перспективой – а губернатор взял, да и посадил над ним жуликоватого малого, который за три года все созданное развалил и разграбил. А отвечать теперь за его финансовые махинации, оказывается, придется на старости лет, под конец славной и трудной карьеры, самому Виктору Борисовичу. У нас в Саратовской губернии как, наверное, нигде актуален тезис «ни одно доброе дело не остается безнаказанным».
Чем дальше в лес, тем круче партизаны
Удивляет, я бы даже сказал – настораживает – какое-то уж очень лояльное отношение Больших Правых (Во Всём) Охранителей к финансовым выходкам Джлавян-клана. Боже упаси касаться деликатнейшего процесса юридических действий. Но возникает вопрос: если Джлавян-звезда почему-то не гаснет, значит, это кому-нибудь нужно? Значит, это необходимо, чтобы каждый вечер... и т.д. Складывается ситуация, когда пресса пописывает, читатель почитывает – и на этом всё заканчивается. Читатели – они ведь разные бывают, в том числе и в погонах. А впечатление такое, будто берегут его прям как наследника, как Золотого Тельца, которого трогать не сметь! Большие Люди, они ведь потому и большие, потому что умные. И от комментариев – воздерживаются. На собственный несовершенный ум приходят две версии.
Первая. Чем больше пресса уделяет внимания персонажу, проходящему по уголовному делу, тем легче он «доится» и тем зависимее он от Вышестоящих, его прикрывающих. А это, сами понимаете, простор для манипуляций с ним и дополнительный фактор удержания его в узде.
Вторая, более глобальная. Большие Люди, держа его на поводке, выжидают, когда он окончательно подомнёт под себя дорожно-транспортный бизнес в области, чтобы в один прекрасный момент отправить его туда, куда дорога ему давно открыта, и прийти на готовенькое, очистив отрасль от наиболее одиозных фигур. Мавр, сделавший грязную работу, должен уйти. Всё это замешано на ожидании: чем кончатся пертурбации в федеральном правительстве и куда кинет свой взгляд новый руководитель дорожно-транспортной отрасли страны.
О чём не учит история
Наша саратовская дорожно-строительная отрасль очень быстро скатывается к тому, что называется «разруха». А она, как известно, в головах. Власть наша никак не поймёт (или не хочет), что не могут джлавяновские фирмы, захватившие материальные и денежные ресурсы, технику и объекты, строить по-человечески. Не могут и не хотят. Не для того они создаются.
На фоне застывшей сфинксом власти, низы – обделенные дорожники, точечными забастовками и протестными письмами пытаются решать свои локальные задачи. Порой это удается. Им затыкают рот подачками и льстиво-лживыми обещаниями. А тем временем министр ударными темпами строит свою дорожную империю. В марте он отдал на прокорм, до 2006 года, своему наспех слепленному ЗАО «Вольсктрансдорстрой» содержание дорог в Хвалынском, содержание мостов в Вольском и Воскресенском районах. Лиха беда начало.
Кому мы платим?
Между прочим, дорожная тема так или иначе касается сотен тысяч жителей Саратова и области. Касается каждого человека, кто утром садится за руль, кто заправляется на АЗС. С каждой лошадиной силы любого транспортного средства капает транспортный налог, с каждого литра бензина и солярки капает акциз. То есть все автомобилисты, чертыхаясь на колдобинах, вспоминая нехорошими словами дорожного барона, тем не менее платят на дороги, но получается, что кормят Джлавяна и тех, кто стоит за ним. Мы платим, а наши дороги постепенно превращаются в верблюжьи тропы.
Ему платит каждый севший в частный автобус или маршрутку. А ведь он организовал только один из каналов поступления денег во властные структуры. Мы платим за воду, за газ, за отопление – и ясно, что переплачиваем. Но кому? Да все туда же. В тот же бездонный властный карман. Мы платим, а дома ветшают, дороги стираются, водоводы текут, котельные и теплотрассы – ни к черту. Тенденция, однако. Менять их надо – вот что, ребята. Начальников менять. Других выбирать. На смену всего-всего остального наших кровных должно хватить. В том числе и на дороги.
Опубликовано: «Новые времена в Саратове», № 17 (79), 30 апреля – 13 мая 2004 г.
Автор статьи: Владимир АКИМОВИЧ
Рубрика: Экономика/Бизнес