Яндекс.Метрика

Доживем до воскресенья

Доживем до воскресенья

Свежий номер «Новых времен» со статьей «Доживем до понедельника» (о положении дел в 3-й гимназии и общественной благотворительной организации «Бэмби») едва успел появиться в продаже, как в редакцию уже посыпались отклики. Нас хвалили за объективность и ругали за то, что вынесли частные проблемы школы на всеобщее обсуждение, выражали признательность за то, что не боимся поднимать такие острые и важные для общества темы, и критиковали за то, что отразили не все точки зрения. В ответ на последнее замечание мы хотели бы заметить, что мнений и подкрепляющих их примеров так много, что недостаточно будет в каждом номере газеты публиковать по статье, чтобы их все отразить. Тем не менее мы приняли решение дать возможность высказаться всем желающим, кто по тем или иным причинам не успел это сделать во время подготовки первой статьи. А пригласив высказываться, мы с удивлением услышали короткие гудки в телефонной трубке и увидели спины спешно удаляющихся граждан. Ряды желающих резко поредели. Куда же вы, уважаемые?

И ЭТО ВСЕ О НАС

Для начала те мнения, что мы успели уловить и записать:

«Статья отражает истинное положение дел, написано объективно и корректно по отношению ко всем сторонам» (Елена Александровна).

«Статья правильная. Позволяет получить целостное представление о конфликте, не то что те обрывки, что я прежде читал» (Андрей).

«Вы рано радуетесь. Прокуратура еще не представила результатов своей ревизии. Посмотрим, что они скажут» (Галина). (А мы и не радовались. Посмотрим.)

А теперь несколько реплик по существу вопроса. Их удалось получить, только клятвенно пообещав сохранить анонимность высказывавшихся:

«Когда поступал мой сын, набор был 20 человек в класс, большой конкурс. В сентябре в нашем классе было уже 32 человека, а к октябрю их стало 38. Когда я спросил одного из родителей, как вы сюда попали, он ответил, мол, ты что, не знаешь, как сюда попадают? Школа переполнена. В каждом классе учится примерно по 36 человек. Разве это норма для заведения гимназического типа?» (отец девятиклассника).

«Моя дочь в этом году перешла в 8-й класс. Из ее класса сейчас ушли 9 человек (7 – в ФТЛ №1, 2 – в Восточно-Европейский лицей), из параллельного – 4 ученика (3 – в ФТЛ №1 и одна девочка в лицей при аграрном институте). При этом все дети, для того чтобы поступить в эти лицеи, год отзанимались на подготовительных курсах. Директор же, комментируя их уход, сказал примерно так: да это же школа их подготовила, и вообще, то, что они уходят, к лучшему – другим больше внимания достанется. А я считаю, что ушла интеллектуальная элита, и эта тенденция должна насторожить администрацию гимназии. Если раньше в ФТЛ №1 уходили по призванию к математике или физике, то сейчас массовый исход напоминает бегство. Это может подтвердить и Ольга Викторовна Суровова (лицей гуманитарных наук), к ней тоже обращались с просьбами принять детей» (мама восьмиклассницы).

«Мы приводили своих детей даже не в целом в гимназию, а к конкретному учителю. Например, к Евгении Григорьевне Начинько. Это потрясающий учитель, у нее замечательные уроки, она умеет собрать детей в коллектив, приучить их к дисциплине и воспитать в них чувство локтя. Но дети взрослеют, переходят в старшие классы, а учительской преемственности нет» (мама выпускника).

«Этот учебный год начался с того, что 2 недели не было уроков физики, потому что не было учителя, который мог бы их вести. О том, что школе нужен физик, было известно еще по окончании предыдущего учебного года, у администрации школы было 3 месяца на поиски. Неужели нельзя было найти учителя? Когда же учительница наконец появилась, между нею и другим учителем физики, Алексеем Юрьевым, вспыхнул спор, она получила удар по голове (долгая история, закончившаяся увольнением Юрьева, затем его оправданием и восстановлением через суд на работе. – Прим. ред.) и еще на месяц ушла на больничный. В результате за год мы прошли треть учебника по физике» (родители семиклассника).

«Меня не удивляет выжидательная позиция учителей в этом конфликте. А кто полезет на баррикады? Они, кстати, не всегда отмалчиваются: например, Тамара Ивановна (учитель английского), Светлана Михайловна (учитель истории) всегда высказывали много дельных предложений. Учителя, как и везде, разные: кто болеет за свое дело, а кто его просто механически исполняет. Администрация школы говорит, что скандал раздувает лишь небольшая кучка недовольных родителей. Это не так. Недовольных гораздо больше – это раз, а два – не у всех родителей есть желание и время разбираться в ситуации. Я сама преподаватель и вижу, что одни родители посылают детей за знаниями, а другие – за оценками. Вторых гораздо больше, а ради хороших оценок они стремятся не обострять отношения с педагогами» (мама восьмиклассницы).

Но, высказываясь подобным образом, родители все же оставляют детей учиться именно в этой гимназии. Недовольные отдельными моментами, они понимают, что школу лучше найти будет сложно.

КАК ЭТО БЫЛО (РОДИТЕЛИ)

Практически у каждого сотрудника редакции нашлись знакомые, дети которых учились либо учатся в 3-й гимназии. Естественно, они тут же атаковали их звонками, активно высказываясь, негодуя, поддерживая... Но в ответ на мое предложение высказаться более конкретно, отметить, с чем именно они в статье согласны, а с чем – нет, почти все сказали: «Да нет, мы... это... так просто». Боятся. Чего? Сторонники администрации школы (их было немного, но они были) произвели на меня впечатление людей, сомневающихся в своей правоте. Даже не так. Людей, вынужденных по тем или иным причинам поддерживать директора, но понимающих, что вряд ли ситуация сложится в его пользу, и, соответственно, не желающих плыть в одной лодке с проигравшим. Были и другие: те, кто учились в школе сами, учат своих детей и планируют учить внуков, – они недоумевают, испытывают реальную боль и вполне искренне поддерживают администрацию школы.

Граждан, сочувственно относящихся к усилиям нового руководства «Бэмби» и положительно оценивших газетный материал, нашлось гораздо больше, но и они высказываться не спешили. По причинам весьма прозаическим: не хочу высовываться, дети еще учатся и т.д. А ведь они не за детей беспокоятся. Им просто лень. Это надо будет разбираться, тратить массу душевных сил, нервов и времени. А они сегодня в дефиците, особенно первый компонент. Или же не хотят портить отношения. В гимназии учатся дети многих высоких должностных лиц, бизнесменов. Не то скажешь, потом припомнят. Именно это я уловила из нервного подхихикивания проректора одного из саратовских вузов, чей ребенок учится в гимназии.

Но высокопоставленных родителей не так много, гораздо больше тех, чье служебное положение никак не пострадает от принципиальности их позиции. Объединившись, они могли бы заставить всех считаться со своим мнением. Думаю, что и родителей, и учителей, решившихся озвучить свою позицию, особенно если она не совпадает с официально принятой точкой зрения, будет все больше.

ЧТО С НИХ ВЗЯТЬ (УЧИТЕЛЯ)

А это уже совсем другая история. История о корпоративной солидарности. На самом деле мы все – цеховики (журналистская братия, врачебное, адвокатское или учительское сообщество и т.д.). Мы все подчиняемся негласным правилам, действующим в нашей профессиональной среде, и горой встаем на защиту коллег, если кому-то случится вдруг их в чем-то обвинить. Это правильно. Но и коллеги бывают разные. Бывают и такие, что так профессию замажут, что всем миром не отмоешь.

Учителя, например, жалуются, что упал престиж их профессии. А кто его уронил? Нет ни одной школы, где родители бы не жаловались на поборы со стороны учителей, на их некомпетентность, на необходимость нанимать репетиторов, на равнодушие к детям. Разумеется, это я не про всех, но случается. Я все понимаю про маленькую зарплату и прочее, но разве ее размер стал для вас неожиданностью? К учителям во все времена и во всех странах предъявляли повышенные требования, ведь они работают не с механизмами и даже не с другими, взрослыми людьми, а с детьми. Пусть сейчас со школы снята воспитательная функция, осталась только учебная, это тоже немаловажно.

Мы долго ждали реакции от школы, но побеседовать тет-а-тет с педагогами не удалось. Администрация предпочла провести собрание во вторник 22 июня, пригласив на него представителей учительского коллектива и отдельных родителей, правда, все выступавшие родители почему-то оказались сами преподавателями либо вузов города, либо других школ или этой же школы, но это уже частности.

НО СНАЧАЛА СЛОВО ДЕТЯМ

Марина Гусева, выпускница, 11 «А» класс: «За 9 лет, что я здесь училась, я слышала очень много про свою гимназию и пыталась очень много спорить с тем, что я слышу. Даже из моих близких знакомых никто не верил, что в эту школу можно поступить, а тем более – успешно ее закончить без подарков, денег и т.п. На самом деле это было довольно сложно, но я практически всем это доказала. За последнее время столько грязи вылили на нас, что такого еще никогда не было. В течение своей учебы я ни разу не слышала никаких предложений по поводу денег... Я поступила в Российский химико-технологический университет имени Менделеева в Москве. Ни одного репетитора по химии у меня не было, а только факультативные курсы, которые вела наш учитель химии. И в олимпиаде я смогла принять участие благодаря тому, что она вовремя меня проинформировала».

Шиндин Артем, выпускник, 11 «А» класс: «Я в отличие от Марины не медалист, поэтому меня тем более никто не мог просить какие-то слова придумывать, но я с ней согласен. Да, в нашей школе много медалистов, но это говорит не о том, что в школе много берут взяток, а о высоком уровне знаний. Все наши ученики независимо от того, как они учились, всегда поступали в высшие учебные заведения легче, чем другие, особенно по языкам. Мои родители, учась в СГУ, помнили учеников из нашей школы еще того времени, которые, простите за выражение, были балбесы балбесами, но по английскому, по всем гуманитарным предметам у них не было абсолютно никаких проблем».

Затем детей попросили удалиться, и мнения полились рекой. Исключив явные оскорбления и намеки на заказ, я процитирую некоторые высказывания. Простите заранее, если не все они будут подписаны, ряд выкриков с места было трудно идентифицировать с лицами и именами.

Профессор Александр Лазерсон, СГУ: «Я сам учился в этой школе, у меня здесь учился старший сын, старшая дочь, сейчас учится младшая. Я наблюдал в течение многих лет, как школа менялась, атмосфера в ней оставалась положительная. Вы просто не представляете, что творится в других школах. Вы зайдите и послушайте, какие слова говорят дети. Все, что говорят в Крытом рынке, все это вы услышите и там. А вы посмотрите, как наши дети общаются друг с другом. Они обнимаются и целуются, и мальчики, и девочки, и ничего в этом страшного нет».

Владимир Кирсанов, зав. кафедрой СГАП: «Моя дочь не блистала особыми талантами, но, например, мы были потрясены, как учитель русского языка и литературы Нина Алексеевна сумела научить ее своему предмету».

«Моя фамилия Хлынова, я родитель. Мой ребенок поступил без всего, без денег и без подарков. Вы пишете про антураж школы, но ведь антураж не с неба сваливается. Я сама работаю в обычной школе и знаю, какова роль именно людей руководящих».

Вишневская Марина Петровна, преподаватель информатики гимназии №3, бывшая ученица школы, дочь обучается здесь же: «Я скажу о выпуске 1996 года – 18 медалей на 50 человек, причем многие отличники остались за бортом, так как был жесткий отбор».

«Вы отметаете цифры, статистику, факты, результаты ЕГЭ. Ладно, но посмотрите, насколько едины все: родители, педагоги, дети. Эта атмосфера школы уникальна, она специфична только для нашей школы и еще сохраняется вопреки сопротивлению времени. Вы сравниваете 42-ю школу и 3-ю гимназию, но вы же понимаете, что меняются ценности, происходит их девальвация».

«Только у нас в школе детям дают бесплатные учебники, причем четвертая часть учащихся не платит взносы в фонд, они бедные. Из фонда отличники получают стипендию за каждую четверть. В первой четверти, допустим, там 20 отличников, в четвертой – их 50».

22 июня на канале НСН-ТВЦ-Саратов в программе новостей «Телеобъектив» вышел сюжет, посвященный данной ситуации. Одно из наиболее эмоциональных высказываний принадлежит Вере Афанасьевой, которая недвусмысленно намекает на интерес определенных лиц в этом деле, которые, по ее мнению, спят и видят, как бы занять «тепленькое директорское местечко... это очень лакомый и очень замечательный кусочек». Не будем спорить с уважаемой дамой, позволю себе только спросить, с каких это пор место директора муниципальной бюджетной школы вдруг стало «лакомым кусочком»? И значит ли это, что на этом месте и вправду что-то может перепасть?

К сожалению, увлекшись эмоциями, мы не смогли обсудить часть статьи, касающуюся непосредственно родителей, о фонде «Бэмби». Но одно мнение все же успели услышать. Довольно агрессивно его довела до нашего сведения Татьяна Забалуева: «Матлахов (бухгалтер фонда до сентября 2003 г.) все годы фактически являлся руководителем фонда «Бэмби». Когда он ушел, руководство фондом присвоили Пятницын и Пожарова. Их никто не выбирал. Мы с родителями ходили в министерство юстиции, в которое они подали заявление и протокол собрания якобы №1 от 30 января. А в этот день на общешкольном родительском собрании лично Алле Владимировне было сказано, что никаких склок не должно быть. Было предложено наладить отношения с администрацией, провести проверку финансовой деятельности и грамотно отчитаться перед нами. Одновременно им было отказано в праве возглавлять «Бэмби», деньги же, которые родители сдавали, складывали на личный счет Пятницына. Об этом Пятницын сказал на школьном собрании в мае этого года в присутствии более чем 500 человек».

Во-первых, как мог бухгалтер управлять фондом? Он подчиненное лицо, и если это на самом деле так, то это вопиющее нарушение. Как могли несколько человек взять и присвоить руководство, а остальные куда же смотрели? Во-вторых, если министерство юстиции все же зарегистрировало организацию, значит, представленные ими документы были законными? И, наконец, на общем собрании, по словам Забалуевой, человек признается в том, что все деньги положил на свой личный счет, и ему это сходит с рук? По словам Пятницына, из-за перерегистрации фонда они долго не могли завести счет, поэтому деньги пришлось держать на специально открытом для этого личном счете.

Что же касается многочисленных упреков в том, что нами была выслушана только одна сторона, а именно руководство фонда, и статья написана в их пользу, то вот мнение одного из представителей попечительского совета фонда «Бэмби» Аллы Пожаровой: «Не могу сказать, что нам, руководству фонда, статья как-то помогла, наоборот, она всколыхнула еще больше едва улегшийся скандал, но все, что в ней написано, в целом верно и мы готовы это подтвердить. Такие проблемы с благотворительными фондами существуют не только у нас в школе, просто мы стали первыми, кто их поднял».

Что же касается реакции учителей, то, по мнению Аллы Пожаровой, сыграла роль их преданность школе: «После выхода статьи ко мне подходили учителя, они очень эмоционально ее восприняли, совершенно не желая признавать тот факт, что в школе не все в порядке, что, впрочем, характерно для многих учебных заведений, но в отношении их школы такие вещи звучать не должны. Конечно, никому не понравится, когда затрагивают его профессиональную честь». В общем, все как с любимым дитятей, в нем никогда не видишь изъянов, как правило, они бывают заметны только со стороны.

Я бы хотела обратить ваше внимание, уважаемые учителя, что никто не стремился обливать вас грязью, подрывать ваш авторитет, подвергать сомнению важность и нужность вашей профессии. Но утверждать, что учитель свят, непорочен и априори неприкосновенен, думаю, нельзя. Это зависит от конкретного учителя. Вы спрашивали, почему в статье указаны лишь неблагоприятные для имиджа школы факты. Да потому что благоприятные всем известны, а о проблемах, как правило, умалчивают. Вы же отрицаете даже возможность существования в школе каких-либо проблем! Так не бывает.

ОТ РЕДАКЦИИ

Я не имею никакого отношения к гимназии №3. Правда. Просто в редакцию поступило несколько писем и звонков с весьма тревожными сигналами, и мы решили разобраться в ситуации. Собрав материал и опубликовав его, я не побоялась подписаться под ним, хотя предвидела возможную бурную реакцию отдельных лиц. Вы же, господа родители, учителя, ответственные чиновники, не то что сделать что-нибудь, рот открыть боитесь. А ведь это ВАША школа, ВАШИ дети, ВАША работа!


Опубликовано: «Новые времена в Саратове», № 24 (86), 25 июня – 1 июля 2004 г. 


Автор статьи:  Елена АСАНОВА
Рубрика:  Образование/Наука

Возврат к списку


Материалы по теме: