Вечно юный жанр
Когда-то оперетта властвовала над сердцами так, как не снилось нынче и самым раскрученным сериалам. Имре Кальман и Иоганн Штраус прославили Вену, за которой закрепился титул столицы оперетты. Сегодняшнее время далеко от сентиментальности, и все же... Оперетта мало похожа на реальную жизнь, за что, собственно, этот жанр столь почитаем из года в год.
Саратовский театр оперетты, как и большинство современных учреждений культуры, переживает не самые легкие времена. Однако репертуар театра радует: в нем представлены «Цыганский барон», «Ночь в Венеции» и «Летучая мышь» Штрауса, «Граф Люксембург», «Фраскита» и «Веселая вдова» Легара. Имеются в афише и произведения отечественных композиторов – это «Женитьба гусара» Гладкова, и «Барышня-крестьянка» Ковнера, и мюзикл «Моя жена лгунья» Ильина. На мой вопрос, обращенный к директору театра, а чем, собственно, оперетта отличается от мюзикла, он ответил, что в оперетте властвует музыкальная тема, мюзикл же делает ставку на либретто. «Лгунья» принадлежит к числу недавних премьер театра и имеет у зрителя немалый успех. Сейчас же в работе у актерской труппы «Бабий бунт» Евгения Птичкина. Режиссер-постановщик – профессор Санкт-Петербургской консерватории, заслуженный деятель искусств Виктор Гончаренко. В сущности, спектакль уже сложился, вытанцевался, и можно сказать, что идут последние репетиции. Но актеры, как известно, народ мнительный, до самой премьеры никаких прогнозов делать не любят, так что ждать осталось недолго. Скорее всего, в начале декабря увидим, как «бунтуют» в Саратовской оперетте.
Не забывают в театре и про самых маленьких зрителей. Музыкальные и, как говорят в оперетте, полнометражные сказки вроде «Аленького цветочка» способны очаровать даже взрослых. К тому же этот спектакль выполнен в удивительно живописных, по-настоящему сказочных декорациях главного художника театра Елены Немчаниновой. Театр может гордиться тем, что умеет взращивать профессионалов (Лена начинала в оперетте как художник-декоратор).
Оформлению спектаклей здесь вообще уделяется много внимания. Пиршество красок здесь не просто желанно, но необходимо. Ну не могут быть графы и цыгане бесцветно одеты! Да и Кот Леопольд и Алладин из музыкальных детских спектаклей требуют ярких художественных решений.
Было бы наивно утверждать, что театр так уж легко находит путь к своему зрителю. Нет, за зрителя ныне приходится бороться, точно выстраивать репертуар, который устроил бы людей разного возраста, разных интересов и одновременно не был бы пошлым, примитивненьким, серым. Директор театра, заслуженный артист России Валерий Мироненко считает, что все саратовские театры могли бы время от времени менять свое сценическое пространство: «Разве было бы плохо, если бы, положим, любимый саратовцами ТЮЗ дал несколько спектаклей в Энгельсе, в помещении театра оперетты, а мы, соответственно, устроили бы мини-гастроли в помещении театра юного зрителя?».
У театра имеется свой круг поклонников. Самые верные даже организовали клуб любителей оперетты, который уже много лет возглавляет классическая театралка Эльвина Шарапова. Клубная публика неизменно посещает все премьеры, часто приходит на них с цветами и даже пирогами для артистов. Создается этими людьми и совершенно особая рукописная книга о театре – история Саратовской оперетты.
В силу продолжительной болезни художественного руководителя театра, заслуженного артиста России Г. Банникова спектакли нередко ставят режиссеры-«варяги». Свежие режиссерские решения, новые повороты важны для творческого коллектива, но в не меньшей степени важно и, если так можно выразиться, генеральное руководство. С нового года в штатном расписании театра появится должность главного режиссера-постановщика. Кроме того, оперетта подписала очень интересный и перспективный договор с факультетом режиссуры Санкт-Петербургской консерватории. Теперь выпускники этого факультета будут сдавать свои дипломные работы, ставя здесь спектакли. Подобный опыт приглашения, пока единичный, имеется у Саратовского ТЮЗа. Спектакль «Пять двадцать пять» был поставлен как дипломная работа молодого режиссера, тоже, кстати, петербуржца Данила Привалова.
Пять лет назад, когда нынешний директор пришел на свою должность, в театре оперетты царили мрак и ужас запустения. Сцена находилась в откровенно убогом состоянии, у подъезда, словно на какой-нибудь стройке, беспорядочно валялись бревна, а крыша и впрямь «поехала»: накренилась настолько выразительно, что пожарные запретили актерам играть из-за сложившейся аварийности. За прошедшие годы много удалось изменить. Театр приобрел достойный вид и снаружи, и внутри. Много и явно с удовольствием помогает оперетте администрация Энгельса, мэр города М.А.Лысенко. Валерий Мироненко убежден, что сегодня все решают личные контакты, сегодня лучший вексель и доверенность – слово того, кому вы доверяете. На элегантно выполненной доске в вестибюле начертаны имена друзей театра. Разного рода крупные предприятия, коммерческие структуры вносят свою посильную лепту. У Саратовской оперетты, волей судеб оказавшейся прописанной на территории Энгельса, непростая судьба. Удел отнюдь не в стиле легкого жанра. В театре недостает молодежи, говорить о постыдно низких зарплатах служителей сцены уже язык не поворачивается.
Театральный народ не без страха ждет, а что, собственно, плохого сможет им еще придумать власть. Упорно муссируются слухи, что через несколько лет театры перейдут на полный хозрасчет и будут сами зарабатывать себе на постановочные средства. Если подобное и впрямь произойдет, то большинство театров можно будет смело переделывать под кабаре. Ибо только кабаре для богатых, эдакий Мулен Руж местного разлива, способны принести реальные постановочные деньги.
Когда я общалась с директором театра, ему несколько раз звонили коллеги по театральному цеху из Орла, Петербурга. Волновало телефонных собеседников Мироненко то же самое, что и его самого, – как театру жить завтра.
Опубликовано: «Новые времена в Саратове», № 43 (105), 5-11 ноября 2004 г.
Автор статьи: Светлана МИКУЛИНА
Рубрика: Культура