Яндекс.Метрика

Исследуя коррупцию

Исследуя коррупцию

6 ноября в Саратове побывал известный исследователь коррупции, председатель Фонда ИНДЕМ Георгий Сатаров. В пансионате «Сокол» имел место семинар в рамках нового проекта ИНДЕМа «Бизнес и коррупция: проблемы борьбы». Цель проекта – разработать механизмы, которые помогли бы малому и среднему бизнесу противодействовать коррупции. Почему Сатаров выбрал именно Саратов? Объяснять, наверно, никому не надо.

БОРЗЫЕ ЩЕНКИ САРАТОВСКОЙ ПОРОДЫ

Два года назад много шуму наделало исследование ИНДЕМа, выявившее самых коррумпированных среди 40 регионов страны. Саратовская область в сводном рейтинге коррупции заняла «почетное» 39-е место. Хуже нас был только Краснодарский край. Причем родная губерния отличилась тем, что чиновники наши лихо стригли и граждан, и бизнесменов (30-е место в рейтинге бытовой коррупции и 35-е место в рейтинге деловой, по этому показателю мы превзошли даже Санкт-Петербург с его 32-м местом). А по уровню административной коррупции (обычное вымогательство) мы заняли 32-ю позицию, причем «захват государства» (т.е. покупка бизнесом нужных властных решений) у нас был 31-м по рангу, в то время как «захват бизнеса», т.е. незаконное установление чиновного контроля над ним, по оценкам ИНДЕМа, переместил Саратовскую губернию аж на 38-е место. Беспредельнее наших властей в этом вопросе были только Приморье с Карелией. Конечно, при таком раскладе не стоит удивляться тому, что уровень доверия населения к исполнительной власти региона был чрезвычайно низким (38-е место), законодательную власть у нас оценивали тоже весьма критически (37-я позиция), и правоохранительная система котировалась невысоко (29-е место).

В ноябре сего года эти страшноватые, но подзабытые уже цифры заиграли новыми красками. Произошло это после публикации в московской газете «Версия» предварительных данных нового исследования ИНДЕМа в рамках проекта «Бизнес и власть: перспективы противодействия коррупции». Очередные подсчеты социологов показали, что в среднем в Саратовской области каждый житель дает 3,19 взятки в год, средний размер ее равняется 58 тысячам рублей, а общегодовой объем взяток у нас достигает 9,5 миллиарда рублей.

Да это больше половины доходной части регионального бюджета! В Питере, который несоизмеримо богаче нас, нет такого беспросветного мздоимства. Там коррупционный рынок измеряется 1,88 взятки на жителя, средний объем мзды 49 тысяч рублей, в год дается взяток на 24 миллиарда. Зато Нижегородская область вообще идет вразнос: каждый житель этой губернии дает 2,3 взятки за год, средний объем достигает аж 187 тысяч рублей, годовой коррупционный урожай равняется 28 млрд «деревянных». И это при том, что выборка социологов была относительно скромной: 50-80 бизнесменов и 150 простых граждан в каждом регионе. Это сколько ж денег занесли «куда надо» участники опроса, если социологи сделали вывод, что годовой объем коррупционного рынка страны составляет 350 миллиардов рублей?

НЕ ДАТЬ НЕЛЬЗЯ

Георгий Сатаров познакомил наших деловых людей с данными проекта «Бизнес и коррупция: проблемы борьбы». А сам проект включал в себя серию интервью с представителями малого и среднего бизнеса Москвы, Московской, Саратовской и Иркутской областей, а также активистами ассоциаций бизнеса в этих регионах. Содействие Фонду ИНДЕМ в подборе собеседников оказали ассоциация бизнеса «Опора России» и торгово-промышленные палаты Саратовской и Иркутской областей. Интервью проводились в апреле-июне 2004 года, в частности, в нашей губернии ИНДЕМ провел 24 строго конфиденциальных интервью в больших городах и довольно крупных поселках.

Вот некоторые из наболевших проблем. Самые взяткоемкие сферы для наших бизнесменов – доступ к нежилым помещениям и получение отвода земель на строительство зданий и сооружений. Эти проблемы и служат основным барьером на пути развития малого и среднего бизнеса. В Иркутске и Саратове получить нежилое помещение в аренду, в принципе, может представитель любого бизнеса, но это нередко требует взятки. Можно получить отвод земель под строительство зданий или сооружений не только на условиях аренды, но и на условиях собственности, но на это может уйти до 2,5 года, при этом на разных этапах предприниматели вынуждены включаться в коррупционные отношения. В частности, проекты зданий и сооружений должны согласовываться с архитектурными органами городов, которые настоятельно рекомендуют заключать договоры на разработки проектов со вполне конкретными организациями. А эти организации выполняют проекты по явно завышенным расценкам. Но заказывать проект в другой организации практически бесполезно, поскольку он не будет утвержден в органах городской власти. Во всех регионах для получения права на аренду предприниматель должен произвести достаточно высокий одноразовый платеж коммерческой структуре, получившей эти помещения или торговые комплексы в пользование от городских властей. Этот платеж не входит в стоимость аренды и никогда не возвращается, право на аренду обычно не является юридическим, т.е. отношения аренды могут быть прекращены в любой момент. Как правило, к официальной сумме аренды, с которой выплачиваются налоги, субарендатор всегда осуществляет еще и дополнительные платежи в наличной валюте. И пока вопросы землеотвода и доступа к нежилым помещениям не будут решены, никакие позитивные изменения в сфере налогообложения и лицензирования не дадут существенных результатов по снижению уровня коррупции во взаимоотношениях власти и малого, а также среднего бизнеса.

Практически все предприниматели уверены, что поддержание хороших неформальных отношений с представителями различных проверяющих инстанций является абсолютной необходимостью, причем это не оценивается бизнесом как коррупция. Намного чаще как коррупция оцениваются требования взяток при проверках. Из проверяющих инстанций больше всего проблем для бизнеса создает милиция, взятки которой хоть и составляют всего 4% коррупционного рынка и являются хоть и небольшими по сумме (0,8 тыс. долл в среднем), но самыми частыми. По 34% всех взяток приходится на контрольно-надзорные и лицензионные органы, 22% – на налоговиков. Самые крупные взятки (в среднем 4,6 тыс. долл) перепадают лицензирующим органам. Серьезную конкуренцию малому и среднему бизнесу составляют сетевые магазины, всячески поддерживаемые местными властями как более управляемые и послушные. И вытеснение осуществляется не в конкуренции за потребителя, а в результате административных предпочтений. Еще сильнее давят на независимый бизнес предприниматели, близкие к органам власти. Они легко получают победы в конкурсах по закупкам для муниципальных и государственных структур, права на аренду нежилых помещений, отводы земель под строительство и т.п. Заметные глазу изменения произошли, пожалуй, только в одной сфере – в смене «крыш». Вместо криминала этим нередко теперь занимаются силовики и близкие к ним охранные агентства. А в целом 75% мзды оседает на низовом уровне власти, только 20% – на региональном и всего 5% взяток достается судебной системе.

ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ

И бизнес уже настолько привык давать, что практически все участники опроса воспринимают незаконные и неформальные поборы как просто дополнительные издержки, а не как потери. А сложившийся в регионах уровень административной ренты таков, что дает существовать достаточно прибыльным бизнесам, но практически никогда не позволяет им осуществлять значительные инвестиции в свои же предприятия, не позволяет малому бизнесу вырасти в средний, а среднему – в крупный. И не случайно в среде малого бизнеса, наиболее беззащитного перед поборами, сильнее всего пессимизм, апатия и неверие в возможность победить коррупцию. Так самая активная часть общества, из которой должны выходить наиболее энергичные и предприимчивые люди, превращается в послушное забитое стадо.

И саратовские бизнес-общественники, ставшие первыми слушателями нового доклада ИНДЕМа, без особого энтузиазма внимали именитому борцу с коррупцией. Не нашла отклика идея Сатарова завести в фирмах стенды «Здесь не дают взяток и не обманывают клиентов». А ведь интересная же мысль, особенно если попытаться ей следовать. Хотя многое из того, что в рамках антикоррупционной стратегии предлагает ИНДЕМ, в Саратове существует – и скорая юридическая помощь, и площадки для совместного обсуждения проблем власти и бизнеса. Вот мониторинг бы, по мнению председателя профсоюза малого и среднего бизнеса Елены Резеповой, не помешал – и местных законов, и деятельности отдельных депутатов, особенно Саратовской гордумы. С сильной рукой федералов связывает свои надежды исполнительный директор областного отделения «Опоры» Ирина Кириличева. Увеличить кнут и пряник для чиновника, а также добиться участия гильдий в конкурсных комиссиях при закупках для областных и муниципальных нужд необходимо, на взгляд председателя совета гильдии строителей при ТПП Бориса Чернодеда. В общем, хватает у нас и защитников, и площадки для дискуссий имеются. Отчего же коррупция лютует? И судя по тому, как реагировали на предложения Сатарова те 10-15 человек, что собрались на секретный семинар, лютовать ей еще долго.

Ознакомиться с докладами и антикоррупционной стратегией ИНДЕМа можно на сайте этой организации.


Опубликовано: «Новые времена в Саратове», № 44 (106), 12-18 ноября 2004 г.


Автор статьи:  Наталья МАУС
Рубрика:  Власть/Политика

Возврат к списку


Материалы по теме: