Яндекс.Метрика

Хотели как лучше

Хотели как лучше

Бюджет-2005 прошел первое чтение. Его называют не иначе как бюджет выживания. В ситуации, когда в федеральный центр перешла часть налогов, вводится монетизация льгот, практически отданная на откуп регионам, сверстать бюджет будущего года многие считали искусством. Оказалось, что этим искусством овладели в областной думе, хотя традиционно из года в год областной бюджет готовился министерством финансов правительства области. По словам председателя облдумы Сергея Шувалова, это уже второй бюджет, разработанный законодательным собранием. «Здесь больше понимают, чем в правительстве области», – считает спикер.

Согласно основному финансовому документу, бюджет составит 22,332 млрд рублей. Конечно, это не та цифра, которая способна удовлетворить все наши потребности. Благо, что живем мы не одним бюджетом. По предварительным данным нового исследования Фонда ИНДЕМ в рамках проекта «Бизнес и власть: перспективы противодействия коррупции», общегодовой объем взяток в Саратовской области достигает 9,5 миллиарда рублей. Почти половина регионального бюджета! Так что резервы есть.

Несмотря на профессионализм составителей бюджета, у некоторых депутатов он все же вызвал вопросы. Николай Семенец требовал прозрачности, конкретной росписи по всем строкам, сколько, например, заложено на «Сокол», сколько конкретно на все объекты. Но его успокоили (надеемся, что временно) тем, что бюджет в первом чтении принимается укрупненно. Согласительная комиссия начнет работу 24 ноября, и ко второму чтению появятся подробные цифры по всем статьям.

Павел Большеданов, член комитета по бюджетно-финансовой политике и налогам, комитета по вопросам индустриальной, строительной и коммунальной политики:

– С 2002 года и по сегодняшний день напряженность бюджета растет. Все больше денег уходит на зарплату, ТЭР, коммуналку и другие жизненно важные затраты. Сумма таких статей подобралась к планке в 50 процентов в объеме всего бюджета. У нас получился бюджет текущего потребления. Естественно, на развитие отраслей производства, капитальные вложения, развитие сельского хозяйства денег не остается. Причины известны – изменение налогового законодательства и разграничение полномочий. Федеральный центр оттянул наиболее доходные источники на себя, а те, которые дают небольшие доходы и требуют больших затрат по их изъятию, оставил регионам. В этих условиях мы просто обязаны искать дополнительные резервы пополнения бюджета. Есть опыт других регионов по переведению части налогов крупных налогоплательщиков не в Москву, а в регион. Президенты компаний в Тюмени, Ханты-Мансийске пошли по пути просьб руководителей областей и перевели свои потоки в эти области. Похожий пример – по нашему предприятию Межрегионгаз. Он получал всю налоговую составляющую в Московской области. Но когда областное правительство поставило вопрос о переводе налогов, то 600 млн рублей было развернуто в сторону областной налоговой инспекции. То же самое можно решить по остальным компаниям. Это вопрос одной встречи – посмотреть друг другу в глаза, выставить взаимные аргументы. Но в этом направлении правительство просто не работает. А других эффективных источников пополнения бюджета пока нет.

Евгений Шлычков, руководитель депутатской группы «Союз товаропроизводителей и предпринимателей»:

– Беда всех регионов в том, что мы быстро находим расходы на социальные программы, от которых нет доходности. Нет слов, они крайне нужны. Но ни один из депутатов не поднимает вопрос – как увеличить доходную часть?

Единственный резерв – это рост промышленного комплекса. Я считаю, что основой основ должен быть бюджет развития, который стимулирует промышленные предприятия. Как руководитель «Трансмаша» я пользуюсь бюджетом развития. Мы выдали дополнительных налогов в 2-3 раза больше. Это выгодно и предприятию, и пополняет доходную часть бюджета. Предприятие наращивает объемы, увеличивает зарплату, и соответственно возрастают налоговые отчисления. В этом случае есть что делить. А мы вместо того, чтобы думать, как заработать, пытаемся набрать тысячу социальных программ. Можно искать копейки, но терять рубли.

До сих пор непонятно, появится ли ко второму чтению бюджет развития, или он будет минимизирован. В любом случае, я буду добиваться, чтобы он не только существовал, но и активно использовался. Это самое нужное направление, где мы можем увеличить доходную часть.


Опубликовано: «Новые времена в Саратове», № 45 (107), 19-25 ноября 2004 г.


Автор статьи:  Анастасия КАРЯКИНА
Рубрика:  Экономика/Бизнес

Возврат к списку


Материалы по теме: