Яндекс.Метрика

Идущие вместо

Идущие вместо

Как только в стране начались первые робкие эксперименты по введению вместо обычных экзаменов так называемого ЕГЭ, сразу появилось меткое словцо «объЕГЭривание», намертво приклеившееся к нововведению. Эксперимент продолжается несколько лет, в него включилось уже большинство субъектов Федерации, а чиновникам, на чьи плечи возложено проведение инициативы в массы, по-прежнему приходится убеждать детей и взрослых в преимуществах этой формы проверки знаний перед привычными экзаменами. Почему же эта аббревиатура – «ЕГЭ» – до сих пор вызывает тоску во взорах? Может, дело не только в традиционном недоверии ко всякого рода нововведениям?

Проведение эксперимента по введению ЕГЭ в Саратовской области в 2005 году обсуждалось на брифинге чиновников из министерства образования и науки области. ЕГЭ сегодня регламентируется постановлением Правительства РФ и приказами Министерства образования и науки и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки. Единые экзамены будут проведены по тем же предметам, что и в прошлом году – русский язык, география, обществознание.

Кратко о результатах 2004 года: ЕГЭ по русскому языку сдавали 29 тысяч человек (средний полученный выпускниками балл – 45,3, что соответствует тройке по пятибалльной шкале оценки), ЕГЭ по географии – 140 человек (также со средним троечным результатом) и по обществознанию – 300 человек (здесь средний балл – четверка). В 2005 году планируется, что ЕГЭ по русскому языку будут сдавать 25 тысяч выпускников 11-12-х классов школ области, по географии – 120 выпускников, по обществознанию – 800.

Оценивая результат, показанный выпускниками прошлого года, Олег Афонин, замминистра образования и науки области, ссылался на две причины – психологический стресс экзаменуемых, а более всего – на отсутствие системы контроля качества образования. Ну, стресс, он и на любом экзамене стресс, а вот как ЕГЭ поможет проконтролировать качество обучения, разве что постфактум констатировать, мол, в этой школе плоховато будет. К тому же сами чиновники постоянно повторяют, что школы – это теперь достаточно автономные организации и могут многие решения принимать самостоятельно, в том числе и о содержании программ обучения. Тут, кстати, школы упрекнуть не в чем. Если уж на федеральном уровне стандарты образования до сих пор не разработаны (а ЕГЭ, между тем, проверяет соответствие знаний выпускников несуществующим стандартам?), то и нечего на школы пенять, учат, как могут.

Большим достижением чиновники назвали то, что наконец-то деятельность тех, кто обучает, и тех, кто оценивает, теперь разведена. Что, по их мнению, будет способствовать объективной и беспристрастной оценке работ. Вообще, теме информационной безопасности и организации проведения экзамена на брифинге было уделено немало времени: строжайшие меры контроля, пропускная система, специально обученные учителя призваны сделать так, чтобы экзаменационные задания нельзя было ни подсмотреть, ни передать, ни продать, и чтобы результаты невозможно было подделать, и чтобы все вообще было по-честному. И, говорят, нам это удалось. Вот, например, британцам там или французам это не удается, хотя у них единый экзамен проводится по всей стране в одно и то же время, но и они признают, что стопроцентную секретность не может обеспечить ничто. При этом они своим положением дел довольны, а вот мы довольствоваться нашим уровнем секретности вряд ли можем. В Интернете вовсю работают сайты, предлагающие правильные ответы на предстоящие тесты, правда, большинство из них обманут, но ведь у нас не иссякает желание эти ответы узнать, как не иссякает извечное наше желание найти и материально заинтересовать помощника «оттуда» и извечное желание таких помощников найтись и немедленно материально заинтересоваться.

В этом году в проведении ЕГЭ есть принципиальное отличие – новая схема участия вузов и средних специальных учебных заведений. Если раньше вузы и ссузы у примерно половины абитуриентов принимали результаты ЕГЭ, а остальные сдавали обычные вступительные экзамены, то теперь все учебные заведения обязаны организовать прием и зачисление по результатам ЕГЭ на все 100% по данным трем предметам, если они входят в перечень вступительных испытаний. К примеру, если для того, чтобы поступить на географический факультет, нужно сдавать русский, географию и математику, то на первые два экзамены можно предъявить сертификат по ЕГЭ (или сдать ЕГЭ в вузе), а последний сдавать как обычный экзамен. Реакция вузов на это нововведение пока неизвестна, но, думаем, что она не замедлит проявиться, особенно тех, кто кровно заинтересован в нормальном экзамене по русскому языку и литературе, гуманитарии, например.

Чиновники говорили, что ЕГЭ победно шествует по стране, но не сказали главного, что, например, сроки поэтапного внедрения ЕГЭ по всей стране сдвигаются. Сначала говорилось о том, что режим эксперимента (и в том числе льготного финансирования ЕГЭ) будет действовать до 2004/2005 учебного года. По итогам ЕГЭ 2003/2004 года стало очевидным, что в 2005 году вся страна не сумеет перейти на новую форму экзамена. Почему? Недоработки. Ряд регионов категорически сопротивляется введению ЕГЭ в том виде, в каком он сейчас существует, в том числе и Москва с Питером.

Мы тоже на брифинге задавали острые вопросы, но ответов не получили. Ни на дотошное выяснение корреспондента одного из саратовских телеканалов, почему в прошлом году при проведении ЕГЭ в ряде школ с родителей собирали деньги на прокорм организаторам мероприятия и прочие оргмелочи (чиновники заявили, что ни о чем подобном не слышали, а если какие нарушения, то пусть родители жалуются, мы разберемся; интересно только, кто побежит жаловаться, когда родители заинтересованы в одном – чтобы ребенок нормально сдал тесты и спокойно окончил школу). Не было ответа и на вопрос, почему, если ЕГЭ имеет статус эксперимента (а как известно, участие в эксперименте – дело добровольное), то детей (или родителей) не спрашивают, а хотят ли они принимать в нем участие? А как же насчет Декларации прав человека, Женевских конвенций и прочих правильных документов о правах и обязанностях? Впрочем, вопросы о правах всегда были философскими в нашем отечестве.


Опубликовано: «Новые времена в Саратове», № 11 (123), 25-31 марта 2005 г.


Автор статьи:  Елена АСАНОВА
Рубрика:  Образование/Наука

Возврат к списку


Материалы по теме: