Яндекс.Метрика

Эксперимент на детях

Эксперимент на детях

Несмотря на то, что судьба ЕГЭ в стране пока не определена, и мнения специалистов сильно расходятся, сами технологии тестирования вошли в сферу образования всерьез и надолго. Во многих странах мира действуют независимые тестовые центры, помогающие оценить уровень знаний учащихся. С одной стороны, они являются арбитрами в спорах между учеником и учителями, если таковые имеют место, с другой – облегчают жизнь вузам, обеспечивая адекватную оценку знаний абитуриентов. С 1996 года такие центры начали работать и у нас. И, как водится, не без проблем. Последние нововведения всколыхнули все саратовские школы.

ЧТО ЭТО ТАКОЕ?

Концепция централизованного тестирования (ЦТ), утвержденная Минобразования 17.12.1999 г., дает ему такое определение: «это стандартизированная процедура объективного измерения образовательных достижений испытуемого или отдельных качеств его личности».

В конце 90-х по всей стране активно создавались различные структуры, целью которых была разработка тестов для текущего контроля знаний школьников и для их итоговой аттестации, а также для сбора информации о качестве образования в разных учебных заведениях. Как правило, эти структуры не имели достаточного финансового, научно-методического и материально-технического обеспечения для своей деятельности; их работа не координировалась по стране, не было и механизма обеспечения качества производимых ими тестов. Для того чтобы взять ситуацию под контроль, был образован Центр тестирования выпускников образовательных учреждений РФ при МПГУ. Основная цель его работы – формирование более демократических условий приема в вуз, оказание мер социальной поддержки абитуриентов отдаленных регионов для поступления в вузы без затрат на переезды для сдачи вступительных испытаний, а также независимая оценка знаний школьников. Важно: тестирование предоставляется учащимся как дополнительная платная образовательная услуга (тарифы ежегодно определяются руководством Центра в Москве с разным коэффициентом для разных регионов), участие в которой имеет сугубо добровольный характер. Кстати, в этом году до 150 руб. – стоимость итогового тестирования, и 200-250 руб. – абитуриентского.

Централизованное тестирование проводится Центром тестирования и его региональными представительствами один раз в год, в апреле, по предметам школьного цикла: биологии, химии, истории, математике, информатике, географии, геометрии, иностранному языку, обществознанию, русскому языку, физике. По результатам тестирования каждый участник получает сертификат государственного образца с указанием количества набранных баллов. Этот сертификат имеет статус на всей территории России. Результаты государственного тестирования могут быть засчитаны школами (по решению педагогических советов) в качестве оценок итоговой аттестации учащихся 9, 10, 11 классов, а также вузами (по решению приемных комиссий) – в качестве результатов вступительных испытаний (Приказ МОиПО №136 от 30.07.99 г).

Сертификат абитуриентского тестирования засчитывают по стране 535 вузов, включая целый ряд московских. Однако здесь не все так просто. Вузы засчитывают результаты тестов лишь по ряду специальностей (не всегда самых престижных), по некоторым предметам (непрофилирующим) и с массой других условий. И потому, прежде чем надеяться, что сертификат будет принят, лучше позвонить в приемную комиссию выбранного вуза и все уточнить.

Информация о результатах испытаний строго конфиденциальна: сертификат получает сам школьник по паспорту. Помимо результата экзамена, в сертификате также указано, какой ответ оказался верным, а какой ошибочным. При дальнейшей подготовке это можно учесть и повторить провальную тему. Более того, сертификат можно просто спрятать в сундук и никуда не отсылать, если решите, что знания нужно основательно подтянуть.

САРАТОВ: КАК ЭТО ДЕЛАЕТСЯ У НАС

Сначала, как водится, к результатам ЦТ относились с недоверием, особенно в консервативной школьной среде, но потом, как только стало ясно, что созданная независимая система тестирования не отменяет и не заменяет сложившиеся методы контроля, а наоборот, способствует повышению объективности, обоснованности и сопоставимости результатов, тесты приняли. «Сначала сертификаты стали принимать школы, а потом и вузы, убедившись, что они отражают реальные знания учащихся. Письменный экзамен, если его грамотно проводить, всегда более объективен, чем устный. В Саратове первым проводить ЦТ стал СГУ, причем не только в городе, но и в своих филиалах по области; потом возникли центры в СГТУ и в аграрном университете», – пояснил руководитель Центра тестирования СГУ Сергей Хмелев.

В этом году, как и в прошлом, многие школьники, в особенности выпускники, готовились к сдаче тестов, с тем чтобы потом одни результаты предъявить в качестве итогового экзамена в школе, другие – в качестве вступительного экзамена в вузе, а в целом – немного разгрузить и облегчить себе июнь-июль, когда на выпускника сразу сваливается масса серьезнейших экзаменов. Но не тут-то было.

Для начала в марте школы получили информационное письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 26.05.2004 (!), где разъяснялось, что «централизованное тестирование не является формой государственной (итоговой) аттестации выпускников и не подменяет ее». В этом и так никто не сомневался, но к письму министерство образования и науки Саратовской области присовокупило собственный комментарий, где школам настоятельно не рекомендовалось принимать результаты тестирования в зачет итоговых школьных экзаменов. Конечно, оба этих документа приказами не являются и могут быть приняты лишь к сведению, но «наши чиновники от образования это письмо разослали, когда дети уже полгода проработали над подготовкой к тестам. Конечно, в письме сказано «примите к сведению», но когда у вашего учебного заведения в апреле аттестация, то вы побоитесь делать лишние тело-движения. Поэтому школы стали отказываться от итогового тестирования. Они бы рады, но боятся», – заявил руководитель Центра тестирования СГУ Сергей Хмелев. Он же отметил, что на 18 марта у них не было ни одной заявки на эту форму проверки знаний. То же самое мне подтвердили и в некоторых школах, мол, приказа нет, а устные запреты министерство всем раздает. Выход нашли ни вашим, ни нашим: пусть дети сдают итоговое тестирование, а ближе к июню посмотрим, принимать ли сертификаты.

Отдельные смельчаки обнаружились в Центре тестирования при СГТУ. Руководитель регионального центра обработки информации (тот, что организует и проверяет результаты ЕГЭ) Галина Гончарова заявила, что у них желающие есть, а те, кто боятся, пусть, мол, и дальше продолжают в том же духе. Ничего противоправного в принятии школами результатов итогового тестирования нет, а потому они уже готовятся проводить тесты.

Так чем же не угодило итоговое тестирование чиновникам? Замминистра по образованию и науке Саратовской области Людмила Сафонова ссылается на федералов: «Минюст РФ, рассмотрев приказ Минобразования от 1996 года о ЦТ, выявил нарушения в положении об итоговой аттестации, а именно: итоговая аттестация школьников проводится с 1 июня, досрочники сдают с 1 мая, а ЦТ сдают, как правило, в апреле. И второе – экзамены в школе бесплатны, а ЦТ – это платная услуга». По форме вроде бы верно, а по сути?

ЭКСПЕРТИЗА ПОКАЖЕТ

Дабы не быть голословными, приведем экспертное заключение Академии экономической безопасности МВД РФ в отношении данной ситуации. В ходе экспертизы было установлено, что, во-первых, «информационное письмо от 26.05.2004 по своему статусу не является нормативно-правовым актом, а следовательно, не содержит обязательных к применению норм». Во-вторых, согласно Положению о государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 и 11 (12) классов, «форму проведения письменных экзаменов устанавливает Министерство образования РФ, а устных экзаменов – общеобразовательное учреждение». Проще говоря, как сдавали выпускники сочинение и математику в виде экзаменов, так они и будут их сдавать, а вот насчет всех прочих предметов, которые они сдают по своему выбору, школа имеет право решать, будет ли она устраивать экзамены в традиционной форме, принимать сертификаты или проверять знания выпускников каким-то иным образом. И это дело исключительно педагогического совета школы, но уж никак не министерства, пытающегося повлиять на их решение.

Что же касается платы за прохождение тестов, то на то они и имеют статус добровольной дополнительной образовательной услуги. Не хочешь – не тестируйся и не плати. Школа обязательно будет проводить обычные итоговые экзамены, просто кто-то принесет на этот экзамен сертификат и получит свой итоговый балл, а кто-то будет тянуть билет и отвечать. Без оценки никто не останется.

Дело дошло до угроз прокуратурой. Людмила Сафонова: «Если при проверке прокуратура установит, что ЦТ проводилось в апреле и за деньги, то они могут написать представление и отменить итоги, зафиксированные в протоколе. Зачем нам травмировать детей? Права пройти ЦТ для них никто не отменил, а вот зачесть его итог в качестве экзамена уже не рекомендуется». А зачем тогда его проходить? Чтобы получить бесполезную бумажку, которую и предъявить некуда?

Мы обратились за разъяснением в прокуратуру области. «У нас нет ни жалоб от граждан по этому вопросу, ни министерство к нам не обращалось. Конечно, этой проблемой мы, ввиду отсутствия обращений, не занимались, но могу сказать, что любые письма носят рекомендательный характер, и это дело школ – исполнять эти рекомендации или нет, а мы проверяем исполнение федеральных законов, и пугать кого-то прокуратурой, думаю, неправильно», – пояснил Юрий Бурлаков, начальник отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи.

Кстати, аж в 2002 г. случился скандал в Омске, в результате которого прокуратура Омской области настояла на том, что результаты централизованного тестирования выпускников не будут засчитываться в качестве итоговых оценок в аттестат об окончании общеобразовательных школ. Но сделала она это только после того, как тестирование попытались сделать обязательным для всех выпускников. Но у нас никто не покушается на добровольность сдачи тестов, наоборот, чиновники своими непродуманными действиями лишают выпускников права на альтернативу.


Опубликовано: «Новые времена в Саратове», № 12 (124), 1-7 апреля 2005 г.


Автор статьи:  Елена АСАНОВА
Рубрика:  Образование/Наука

Возврат к списку


Материалы по теме: