Вице-премьер России Дмитрий Козак: «Саморегулированию быть!»
Большой резонанс в профессиональной среде не так давно вызвало заявление вице-премьера РФ Дмитрия Козака о том, что опыт саморегулирования в России стоит признать неудачным. Около трех месяцев потребовалось господину Козаку, чтобы занять прямо противоположную позицию. О ней вице-премьер заявил 23.06.2015 во время расширенного совещания с участием НОСТРОЙ, а также ряда государственных служб и ведомств. По его словам, Правительство поддерживало институт саморегулирования в строительстве и планирует делать это в дальнейшем.
23 июня 2015 г.: «Саморегулированию быть!»
Предметом многократного цитирования в прессе стал и ключевой смысл выступления вице-премьера, сконцентрированный в реплике «Саморегулированию быть!». Особого звучания это высказывание приобрело на фоне разговоров о возможной отмене института СРО и возврате к лицензированию в строительстве.
Дмитрий Козак подчеркнул, что для дальнейшего развития отрасли крайне важно устранить избыточную опеку над СРО, так как в этом случае нарушаются базовые принципы саморегулирования. Строительная отрасль может и должна решать свои проблемы самостоятельно.
27.03.2015: «Институт саморегулирования не состоялся»
Что касается другого заявления вице-премьера, прозвучавшего 27.03.2015, то основной его смысл сводился к несостоятельности строительного саморегулирования в том виде, в котором он сложился в России. Особое внимание при этом чиновник обращал на наиболее очевидные проблемы системы: торговлю допусками к ведению работ, «коммерческие» СРО, низкое качество строительно-монтажных работ, непрозрачные механизмы использования компенсационных фондов и т.д. В рамках мартовского выступления господин Козак анонсировал «радикальные» изменения в профильном законодательстве и усиление контроля над финансовой ответственностью застройщиков – членов СРО.
О причинах и следствиях громких заявлений
При некоторых позитивных сдвигах, которые отмечают участники рынка, саморегулирование в целом за минувшие три месяца не могло претерпеть существенных изменений. Сложно не замечать, как продолжается торговля допусками СРО без проверки кандидатов (в т.ч. без взносов в компенсационный фонд). Ряд серьезных проблем сохранились и в сфере ответственности саморегулируемых организаций и их членов перед заказчиками.
Истоки радикального изменения позиции вице-премьера следует искать в тех причинах, которые определили его мартовские заявления. По мнению ряда аналитиков, резкая критика СРО в строительстве была не столько реальной угрозой для саморегулирования вообще, сколько способом давления на НОСТРОЙ и участников рынка. В конечном итоге это должно было снизить сопротивление при принятии пакета законодательных инициатив Правительства.
Подобным образом нетрудно объяснить и резкую перемену настроения господина Козака. Учитывая то, что в расширенном совещании о саморегулировании в строительстве принимали участие сразу несколько сторонних структур – Банк России, Ростехнадзор, Минэкономразвития и другие, – вице-премьер преследовал цель активнее вовлечь их в процесс реформирования СРО. Именно по этой причине высказывания о перспективах саморегулирования были сделаны в заметно более оптимистичном ключе.
Рубрика: Стройка/Недвижимость