Яндекс.Метрика

Насколько сегодня качество образования зависит от инновационных технологий

Игорь УМАНСКИЙ, директор департамента инновационной политики и международного сотрудничества ГОУ ВПО СГСЭУ:
– Инновационные образовательные технологии рассматриваются в СГСЭУ как важнейший инструмент подготовки современного специалиста, не только обладающего необходимым объемом базовых и специальных знаний, но и адекватно воспринимающего реалии производства и бизнеса, готового к командной работе и руководству людьми.
Вуз одним из первых в Поволжье начал использовать интерактивные и мультимедийные технологии, так что у наших студентов такие слова как «кейс-стади» или «мультимедийная презентация» уже давно и прочно закрепились в рабочем лексиконе, а тренинговая составляющая стала привычной частью учебного процесса. Система тренингов позволяет имитировать различные управленческие ситуации, подготовить студента к решению реальных задач не только теоретически, но и психологически. У нас активно используется игра-симулятор «Бизнес-курс. Корпорация», в рамках которой студент получает возможность управлять виртуальной фирмой, а качество управления оценивается по специально разработанному алгоритму.
СГСЭУ следует всем современным тенденциям в развитии информационно-телекоммуни­кационных технологий, как в обра­зовательном процессе, так и в управ­лении университетом. Мы един­­ственный в регионе вуз, который системно и массово использует дистанционные образовательные технологии для заочной формы обучения. СГСЭУ уже не первый год участвует в программах Microsoft IT Academy и Russian Open Source Education Program и в том числе благодаря этому реализует высококачественные программы, направленные на повышение уровня образования в области информационных технологий.
Вместе со своими международными партнерами СГСЭУ активно внедряет совместные инновационные образовательные программы различных уровней, что дает студентам возможность получать наряду с нашими дипломами дипломы и сертификаты престижных европейских университетов.
Большое внимание в вузе уделяется профориентационной работе на рынке труда. Центром содействия трудоустройству выпускников разработана инновационная модель партнерства вуза с работодателями, удостоенная престижного гранта Совета по международным исследованиям и обменам (IREX) в рамках программы поддержки молодежных инициатив и получившая распространение не только в СГСЭУ, но и в вузах Тамбова, Челябинска, Омска, Магнитогорска.
Мы полагаем, что именно благодаря широкому и всестороннему использованию инноваций во всех сферах деятельности, связанной с подготовкой специалистов, наши выпускники даже в условиях экономического кризиса не испытывают особых проблем с трудоустройством: ежегодно около 95% успешно находят работу, из них около 70% - непосредственно по специальности.

Александр МАЛИКОВ, директор Саратовского института
(филиал) ГОУ ВПО «Российский государственный социально-экономический университет»:

– Мы в институте поставили для себя задачу выпускать специалистов с высшим образованием, максимально адаптированных и подготовленных к практической деятельности в современных условиях. Что мы для этого делаем?
Активно работаем в совершенствовании учебно-методического процесса, то есть обновляем учебно-методическую литературу, вносим немедленно все изменения в законодательстве, стандартах и т.д. Например, принят новый закон о торговле в РФ – мы тут же вносим изменения в учебно-методические комплексы, учебные пособия, в тесты для проверки знаний. Мы создали систему электронной информации по каждой основной дисциплине, преподаваемой в вузе. Теперь можно на каждой кафедре и в библиотеке взять диск, где собраны все материалы по этой дисциплине, конспекты лекций, учебники, различные учебные пособия, тестовые задания для контроля знаний, то есть студент заочного, очного отделения имеет возможность самостоятельной подготовки по любому направлению.
Чтобы адаптировать ребят к современным требованиям практической работы, мы создали так называемую «Лабораторию студенческого бизнеса». Что это такое? Обычно это акционерные общества, где учредителем является Поволжский торговый альянс. Новый закон позволяет учебным заведениям создавать такие предприятия. И студенты дневного отделения сами занимаются управлением, где студент – и директор, и главбух, и менеджер. Это направление мы взяли как одну из основ сближения образования и науки, практической деятельности и бизнеса.
Уделяем большое внимание специальностям мировой экономики и знанию иностранных языков. Всем известно, что сегодня практически любой молодой специалист ценен как в плане компьютерной техники, где у нас тоже очень хорошая подготовка (мы создали материально-техническую базу для совершенствования, изучения и пользования программами). Но самое главное – это знание иностранного языка: английского, немецкого, вводим курс французского, потому что сейчас многие предприятия работают по экспорту-импорту. У нас есть защита дипломных работ, например, на английском языке, таким выпускникам вместе с дипломом выдается сертификат экономиста- переводчика. Прошли времена, когда товаровед ассоциировался с завскладом. Наш выпускник способен не только изучить потребительские свойства товара, чтобы продать его, но и знать технологию его изготовления, даже изобретения, чтобы на всех стадиях она соответствовала всем нормам безвредности для работников и дальнейшей эксплуатации.

Николай КУЗЬКИН, директор лицея № 37:
– То, что называют сегодня инновациями, мы давно уже используем в учебном процессе. Больше десяти лет. Профильные классы у нас появились еще в 1993 году. Один из классов был образован при кафедре полупроводников на базе физического факультета, из этого выпуска сейчас 8 кандидатов наук, и в том числе двое из них работают доцентами на этой же кафедре. Все эти годы у нас налажен очень хороший контакт с Саратовским государственным университетом.
Мы у себя уже больше десяти лет практикуем выпускные работы учеников 11 класса. Недавно узнали, что в Москве всерьез обсуждается вопрос о том, чтобы все выпускники профильных классов писали выпускные работы, которые рецензирует преподаватель университета, курирующий эти работы. Происходит своеобразная защита выпускной работы. Такая практика только в нашем лицее. Мы считаем, что это хорошая подготовка выпускников к предстоящим поступлениям в высшие учебные заведения, и не только. Подготовка выпускной работы – это труд не одного и не двух месяцев, а целого года и более. Темы для выпускных работ мы даем ребятам сразу по окончании десятого класса. И они упорно работают целый год, поэтому им легко и просто учиться в вузах, тогда как для других, например, курсовые являются достаточно большой проблемой.
Еще одно наше ноу-хау – региональная конференция, кстати, очередная будет проходить 11 апреля. На нее соберутся ребята со всей области. В прошлом году было представлено семьсот работ. Мы начинали проводить эту конференцию как школьную, а потом она выросла в региональную, по всем тематическим направлениям (последний раз было 29 секций). При этом используются самые современные информационные технологии. У нас 28 мультимедийных проекторов, которые установлены в кабинетах, 8 интерактивных досок. В конференции может участвовать любой школьник, и опять же эти работы рецензируются в СГУ. Еще один железный принцип: в жюри – только вузовские преподаватели.

Татьяна ИВАНУШКИНА, директор
Саратовского филиала НАЧОУ ВПО
«Современная гуманитарная академия»:

– Использование информационно-телеком­муникационных технологий позволяют студенту получать достойное образование и это говорит о профессиональной компетентности выпускника. Вооруженный ими, студент, выйдя из стен вуза, будет спокойно чувствовать себя в жизни.
С помощью компьютерных программ каждый студент, исходя из общего учебного плана, сам себе составляет индивидуальный план. Кроме того, интеллектуально-информационная программа «Личный компьютер» предоставляет ему возможность проходить ряд электронных занятий, за исключением контрольных процедур вне стен вуза, также ведутся занятия в режиме on-lain под руководством ведущего профессорско-преподовательского состава головного вуза.
Кроме этих технологий, это учебная литература, рабочий учебник, разработанный непосредственно головным вузом, которым пользуются студенты. Есть и возможность пользоваться общей двухуровневой цифровой электронной библиотекой, насчитывающей более двадцати миллионов единиц экземпляров.
На сегодняшний день наша академия является площадкой «макрософт». Современная гуманитарная академия имеет возможность предоставить услугу Live@edu – это электронный почтовый ящик для всех студентов в домене нашего вуза, а также доступ к множеству полезных сервисов, которые помогут им учиться, общаться с друзьями, преподавателями и методистами и управлять своим временем. К этим сервисам относятся личный электронный почтовый ящик; сервис для совместной работы и передачи документов, для хранения и передачи больших объемов информации; сервис для создания клуба, блога или сообщества, обмена мгновенными сообщениями, доступ с мобильного телефона; сервис, позволяющий видеть рабочие экраны друг друга и совместно работать над документами в режиме on-lain. Также это пропуск в мир программ Macrosoft, с его помощью можно получить лицензионный софт на особых условиях. Подробности на сайте www.sga.muh.ru.
Мы считаем, что это уникальная возможность для каждого студента в нашей академии. Мало того что это облегчает их жизнь, но экономит и время преподавателей. Система позволяет не терять связи с выпускниками, мы знаем об их успехах и наградах.
Мы не просто стараемся идти в ногу со временем, но иногда и опережаем его. К примеру, у наших студентов нет зачетных книжек, а есть ведомости, которые формируются посредством заполнения оценок. В конце семестра студент получает ведомость, где все учтено. Наши подходы к обучению – европейского стандарта, и у студентов есть возможность получить сертификат международного образования, который подтвержден тридцатью пятью странами. Это тоже помогает нашим выпускникам найти хорошую работу.

Ирина ИЛЬКОВСКАЯ, директор МОУ «Гимназия №7»:
– Задачей современной российской школы является формирование конкурентоспособного выпускника. Использование самых передовых педагогических технологий, интенсивное внедрение в учебно-воспитательный процесс современных информационных компьютерных технологий, дистанционного обучения, несомненно, способствуют повышению качества образования.
Внедрение инновационных технологий в образование направлено на формирование информационно культурной личности, то есть человека, способного самостоятельно определять свои информационные потребности, грамотно организовывать поиск и оценку полученной информации, эффективно ее использовать. Такой человек на протяжении всего жизненного пути способен обеспечить себе экономическую независимость.
И все же основная роль в повышении качества образования отводится педагогу – профессионалу, увлеченному своим делом, умеющему не только помогать овладевать знаниями, но и выявлять скрытые способности учеников, развивая и выводя их на новый уровень. К сожалению, статус современного учителя крайне низок, что сказывается далеко не лучшим образом на качестве преподавательского состава. Низкая заработная плата, отсутствие надежных механизмов мотивации и стимулирования деятельности, формирование через средства массовой информации образа учителя, далекого от идеала, делают его профессию непривлекательной среди молодежи, что лишает школу притока молодых кадров, которым с готовностью передадут свой опыт учителя-энтузиасты, посвятившие свою жизнь будущему страны – детям.
Никакие инновации, как бы хороши они ни были, не поднимут качество образования на достойный уровень, если за всем этим не будет стоять российский учитель, высокообразованный и самодостаточный, открытый для общения и энергичный, не обремененный поиском дополнительных средств существования, уважающий себя и уважаемый своим народом.

Опубликовано:  «Новые времена в Саратове» №5 (358)
Рубрика:  Образование/Наука

Возврат к списку


Материалы по теме: