Яндекс.Метрика

Виртуальные торги как способ сэкономить

Виртуальные торги как способ сэкономить

Государство постепенно переселяется в виртуальное пространство. В последние годы организация госзакупок через Интернет стремительно вытесняет традиционные методы. Происходит, образно выражаясь, перманентная электронная революция. Кажется, только недавно были организованы электронные торги на сайте правительства Саратовской области, и вот – очередная новость: с 1 июля открытые аукционы в электронной форме будут проводиться не на областном сайте, а на федеральном. Обо всем этом корреспонденту «НВ» рассказывает зампредседателя комитета по координации и контролю закупок для государственных нужд Саратовской области Сергей Бобылев.

– Госзакупки в РФ регулируются единым законодательством – федеральным законом №94, его действие началось с 1 января 2006 года. Преимущества электронных аукционов очевидны. Благодаря применению современных коммуникационных технологий любой поставщик или покупатель может принять участие в торгах, не выходя из офиса, не тратя времени на «реальный» документооборот. Увеличивается скорость, конкурентность, прозрачность сделок.

На практике в Саратовской области реализовано два вида электронных процедур государственных закупок: аукцион и запрос котировок. В аукционе поставщики в реальном режиме подают неограниченное число ценовых предложений, наименьшее из которых – цена победителя. А в запросе котировок поставщики один раз подают свои предложения, и среди них выигрышным считается то, где предложена наименьшая цена.

Аукционы у нас проходят с четвертого квартала 2007 года, а электронные процедуры по запросу корректировок – с четвертого квартала прошлого года.

– Где они проходят и с каким результатом?

– Начиная с 2007 года электронные торги проходят на официальном сайте правительства Саратовской области. Адрес сайта – goszakaz.saratov.gov.ru – установлен постановлением правительства области, этого требует закон. Любой заинтересованный поставщик, который хочет принять участие в наших аукционах, может зарегистрироваться и подавать свои ценовые предложения. У нас зарегистрировано 1,5 тысячи поставщиков, география поставок самая широкая. Перечень продукции, которая закупается на электронных аукционах, одинаков для областных, муниципальных заказчиков – это, как правило, продукты питания, медикаменты, оргтехника, компьютерная техника, мебель, мягкий инвентарь.и т.д.

Участвуют в электронных аукционах и муниципальные заказчики, активнее всего – из Энгельса. Из 147 аукционов с участием муниципалитетов 110 проведено Энгельсским районом, который сэкономил на этих аукционах почти 10 млн. рублей. Большинство сельских и городских поселений обеспечены выходом в интернет и имеют возможность проведения электронных аукционов. К сожалению, город Саратов не приступил к работе в информационной системе АИС «Госзакупки» и электронных торгов не проводит.

Если говорить о наших результатах, то они год от года растут. Так, если в 2008 году на нашем официальном сайте проведено около двух тысяч электронных аукционов, то в прошлом году уже более 2,5 тысячи. Причем, если заказчик закупает не один вид продукции, в аукционе может быть несколько лотов, и по каждому из них проходят торги. В день иногда доходит до 100 таких аукционов.

В 2008 году доля закупок на электронных аукционах была в среднем примерно 3-4%, то по итогам 2009 года – больше 10%. Общая сумма сделок, прошедших через эти аукционы, превышает 1,2 млрд. рублей.

За счет проведения аукционов наши заказчики сэкономили 144 млн. рублей.

– Из чего складывается экономия?

– Из разницы между начальной ценой, по которой хотел купить товар заказчик, и окончательной ценой, сложившейся в результате конкуренции поставщиков. Допустим, госзакакзчик хотел купить для школы 100 стульев за 500 тысяч рублей. Поставщики поторговались, победитель предложил за 300 тысяч. Соответственно, 200 тысяч рублей сэкономлено.

Можно смело сказать: сэкономленные деньги – это заработанные деньги. Посредством электронных аукционов, за счет работы комитета, внедрившего такую систему, в 2009 году мы дополнительно внесли в копилку областного бюджета 144 млн. рублей.

– А какой экономический эффект дают запросы котировок?

– Процедура запроса котировок у нас начала работать с четвертого квартала. Здесь тоже наблюдался интересный эффект, также связанный с высокой конкурентностью среди участников. Для бюджетополучателей-заказчиков из социальной сферы – больниц, домов-интернатов для престарелых, детских домов, такая форма участия очень интересна, особенно при небольших суммах закупок.

Электронные аукционы у нас проходят с эффективностью 12%, а запрос корректировок – до 14%. Это при среднем показателе экономичности закупок по нашей области 7%.

– Что нового ждет участников рынка в этом году?

– Если раньше заказчики имели право выставлять на торги товары или услуги стоимостью до миллиона рублей, то со второй половины года, с 1 июля 2010 года, они получат возможность проводить электронные аукционы уже на любую сумму. Проходить они будут по новому адресу – не на областном сайте, а на пяти сайтах федеральных операторов, отобранных Миэкономразвития РФ среди частных компаний.

На полгода (до окончания 2010 года) заказчики получают право выбора: либо проводить обычные аукционы, либо – электронные на любую сумму на федеральных электронных торговых площадках. А уже с 2011 года процедура электронного аукциона станет обязательной, там будут закупаться около 70% всей годовой потребности бюджетных организаций, а такой вид закупки, как обычный открытый аукцион, куда поставщики собираются очно, перестает существовать.

Считается, что это повысит прозрачность и количество сделок, уменьшит количество жалоб. Пока эти площадки не очень раскручены, они работают всего полгода. Больше 30% торгов, которые там проводятся, являются несостоявшимися из-за малого числа участников. Кстати, у нас процент состоявшихся торгов – почти 95%.

Законом введено обязательное условие обеспечения заявки. Если на нашей электронной площадке участие в торгах бесплатное, то для участия в федеральных электронных аукционах поставщик - например, малый предприниматель Саратовской области – должен внести достаточно приличную сумму денег на счет оператору, чтобы тот мог блокировать средства для обеспечения этих заявок. То есть законодатель страхует риски заказчиков по участию в таких торгах недобросовестных поставщиков. Для заказчиков цена услуги повысится только косвенно: оплачивать услуги площадки будет победитель аукциона.

Эффект от перехода на федеральные электронные торговые площадки будет оправданным только по большим и крупным лотам. А если транспортные издержки окажутся соизмеримы с прибылью, которую можно получить при поставке, скажем, молока или хлеба в какой-нибудь дом-интернат в Лысые Горы, то он просто не будет участвовать в этих торгах. Опять на эту площадку придет местный товаропроизводитель, только он будет торговаться уже не бесплатно, как сейчас, а заплатит деньги за свою победу и участие в этих торгах. Впрочем, практика, я думаю, внесет свои коррективы в законодательство.

– Значит, ваша электронная площадка скоро закроется?

– Нет, система продолжит свою работу, у нас остается главное – автоматизированная система планирования закупок, система электронного документооборота при ведении реестров контрактов, возможность проведения электронных процедур по другим видам закупок – по открытым конкурсам и по запросам котировок. Внедренная система АИС «Госзакупки» и далее позволит осуществлять оперативный анализ размещения заказов, станет составным элементом системы «Электронного правительства» Саратовской области.


Опубликовано:  «Новые времена в Саратове» №6 (359)
Автор статьи:  Татьяна ПРОСИНА
Рубрика:  Hi-Tech

Возврат к списку


Материалы по теме: