У безвременья в плену
Грандиозную постановку осуществил тюз Киселёва – театр инсценировал многостраничный роман Ремарка «Три товарища». Пьеса Натальи Скороход написана по мотивам культового романа великого немецкого романтика.
Среди молодежи Союза он стал более известен в 70-е годы и превзошел своей популярностью даже книги «старика Хэма». Кризис «потерянного поколения», которому ничего не остается в этой жизни, кроме пьянства и разврата (вспомним Высоцкого – «безвременье вливало водку в нас»), охватил и поколение «детей победителей», растерявшихся от бездуховности и цинизма «отцов». Постановщик Ремарка в тюзе – известный немецкий режиссер, ученик Марка Захарова, создатель московского театра DOC Георг Жено. Знаком с нашими актерами по совместному участию в театральном проекте Олега Лоевского.
– Сейчас в России Ремарка читают даже больше, чем в Германии. Он как никогда актуален. У вас свои «потерянные» поколения: «афганцы», «чеченцы», вернувшиеся больными, искалеченными, «не востребованные» в мирной жизни, – рассказал перед началом спектакля Георг.
Не потому ли главный герой Робби Локампф (актер Артем Кузин) превратился у него в инвалида с костылем, а его незримые спутники – мертвые товарищи по оружию – появляются гораздо чаще, чем прописано в романе. «Время от времени вдруг накатывалось прошлое и впивалось в меня мертвыми глазами», – вспоминает Робби. У режиссера Жено прошлое никуда от себя не отпускает. Постепенно «бронзовеющие», но все еще двигающиеся фигуры павших пугают нелепой неподвижностью поз, с таких не льют памятников: безногий инвалид, пехотинец, застывший с поднятым пустым древком, солдат, замерший с ненужным уже снарядом, как с лялькой в руках.
В спектакле они – свидетели внезапной большой любви чудом выжившего друга и ее скорой развязки. Молодые ребята, они много дурачатся, буквально все вызывает их громкий смех: «У него уже не было ног, а он еще не знал об этом». Цинизм молодости, еще не знающий цену жизни.
Взвинченно веселые, добродушно остроумные и живые друзья Роберта – Отто Кестер (Алексей Чернышев) и Готтфрид Ленц (Алексей Кривега). Это талантливая работа молодых актеров. Центральные роли Робби (Кузин) и Пат (Юлия Василенко) отданы артистам с устойчивым «характерным» амплуа. Но они обнаруживают в них столько обезоруживающего лиризма, такую тонкость чувствования (за внешней бравадой Робби), что ни разу не приходится пожалеть о неожиданном выборе режиссера.
Прекрасная «нездешняя» Патриция дана солдату во спасение. Она появляются – и «кривое грубое дерево стало мерцающим розово-белым облаком» (великолепный метафорический текст Ремарка прозвучит не раз, жемчужинками рассеянный по канве спектакля), и уходят на задний план, а потом и вовсе исчезают вульгарные «жрицы любви», с ироничной пластичностью представленные балетмейстером Екатериной Озджевиз.
Правда, выпивки, как и в романе, тут по-прежнему много. Все ходят с пузырьками рома, пьют исключительно «из горла», расставляют батареи музыкально звучащих бутылок. От прошлого «с мертвыми глазами», по словам писателя, существует только один действенный рецепт – водка.
Пат слишком хороша для этого мира и быстро его покинет. Замолчал уже метроном ее жизни – маленькое качающееся зеркало на полке. Дымы на сцене, курящиеся, видимо, в память о дымах сражений, обагряются кровью в красной подсветке низких софитов (художник по свету Д. Завьялов).
Потрясающее оформление сцены исподволь готовит трагический финал. Постановщик «Трех товарищей» – блестящий театральный художник Эмиль Капелюш, лауреат «Золотой маски» (ставил у нас «Вишневый сад»). Здесь все наклонно и все пронумеровано: скамейки и доски, кровати и убогие, раздраконенные рояли. Номера присвоены и шикарному «бьюику», и «старому драндулету» Отто, на котором три друга хотели обмануть жизнь – обогнать время. Но время не обгонишь и жизнь не обманешь. Будущее в виде «нацистского рая» прокатывается по зрительному залу и угрожающе нависает над ним лающим репродуктором лидера «коричневых» (сильный эпизод в исполнении актера Юрия Ошерова).
Спектакль-мемориал с медленно оживающими фигурами забытой Первой мировой войны, тревожащее душу напоминание о Второй мировой и страстное предупреждение о реальной возможности третьей. Как жить среди всего этого?
Среди молодежи Союза он стал более известен в 70-е годы и превзошел своей популярностью даже книги «старика Хэма». Кризис «потерянного поколения», которому ничего не остается в этой жизни, кроме пьянства и разврата (вспомним Высоцкого – «безвременье вливало водку в нас»), охватил и поколение «детей победителей», растерявшихся от бездуховности и цинизма «отцов». Постановщик Ремарка в тюзе – известный немецкий режиссер, ученик Марка Захарова, создатель московского театра DOC Георг Жено. Знаком с нашими актерами по совместному участию в театральном проекте Олега Лоевского.
– Сейчас в России Ремарка читают даже больше, чем в Германии. Он как никогда актуален. У вас свои «потерянные» поколения: «афганцы», «чеченцы», вернувшиеся больными, искалеченными, «не востребованные» в мирной жизни, – рассказал перед началом спектакля Георг.
Не потому ли главный герой Робби Локампф (актер Артем Кузин) превратился у него в инвалида с костылем, а его незримые спутники – мертвые товарищи по оружию – появляются гораздо чаще, чем прописано в романе. «Время от времени вдруг накатывалось прошлое и впивалось в меня мертвыми глазами», – вспоминает Робби. У режиссера Жено прошлое никуда от себя не отпускает. Постепенно «бронзовеющие», но все еще двигающиеся фигуры павших пугают нелепой неподвижностью поз, с таких не льют памятников: безногий инвалид, пехотинец, застывший с поднятым пустым древком, солдат, замерший с ненужным уже снарядом, как с лялькой в руках.
В спектакле они – свидетели внезапной большой любви чудом выжившего друга и ее скорой развязки. Молодые ребята, они много дурачатся, буквально все вызывает их громкий смех: «У него уже не было ног, а он еще не знал об этом». Цинизм молодости, еще не знающий цену жизни.
Взвинченно веселые, добродушно остроумные и живые друзья Роберта – Отто Кестер (Алексей Чернышев) и Готтфрид Ленц (Алексей Кривега). Это талантливая работа молодых актеров. Центральные роли Робби (Кузин) и Пат (Юлия Василенко) отданы артистам с устойчивым «характерным» амплуа. Но они обнаруживают в них столько обезоруживающего лиризма, такую тонкость чувствования (за внешней бравадой Робби), что ни разу не приходится пожалеть о неожиданном выборе режиссера.
Прекрасная «нездешняя» Патриция дана солдату во спасение. Она появляются – и «кривое грубое дерево стало мерцающим розово-белым облаком» (великолепный метафорический текст Ремарка прозвучит не раз, жемчужинками рассеянный по канве спектакля), и уходят на задний план, а потом и вовсе исчезают вульгарные «жрицы любви», с ироничной пластичностью представленные балетмейстером Екатериной Озджевиз.
Правда, выпивки, как и в романе, тут по-прежнему много. Все ходят с пузырьками рома, пьют исключительно «из горла», расставляют батареи музыкально звучащих бутылок. От прошлого «с мертвыми глазами», по словам писателя, существует только один действенный рецепт – водка.
Пат слишком хороша для этого мира и быстро его покинет. Замолчал уже метроном ее жизни – маленькое качающееся зеркало на полке. Дымы на сцене, курящиеся, видимо, в память о дымах сражений, обагряются кровью в красной подсветке низких софитов (художник по свету Д. Завьялов).
Потрясающее оформление сцены исподволь готовит трагический финал. Постановщик «Трех товарищей» – блестящий театральный художник Эмиль Капелюш, лауреат «Золотой маски» (ставил у нас «Вишневый сад»). Здесь все наклонно и все пронумеровано: скамейки и доски, кровати и убогие, раздраконенные рояли. Номера присвоены и шикарному «бьюику», и «старому драндулету» Отто, на котором три друга хотели обмануть жизнь – обогнать время. Но время не обгонишь и жизнь не обманешь. Будущее в виде «нацистского рая» прокатывается по зрительному залу и угрожающе нависает над ним лающим репродуктором лидера «коричневых» (сильный эпизод в исполнении актера Юрия Ошерова).
Спектакль-мемориал с медленно оживающими фигурами забытой Первой мировой войны, тревожащее душу напоминание о Второй мировой и страстное предупреждение о реальной возможности третьей. Как жить среди всего этого?
Опубликовано: «Новые времена в Саратове» №8 (361)
Автор статьи: Ирина КРАЙНОВА
Рубрика: Искусство жить