Натуралист шутил по-английски, как лорд у камина
Для тех, кто живет событиями культурной жизни губернии, наступило поистине потрясающе интересное время – при поддержке министерства культуры области в Саратове продолжается X Российский фестиваль имени Генриха Нейгауза.
Фестиваль впервые был проведен в Саратове в 1993 году по инициативе ученика маэстро народного артиста России, профессора Альберта Тараканова. Задуманный как праздник пианистов, саратовский фестиваль стал праздником искусства в целом. Он открыт для других жанров и направлений в искусстве. Литературный вечер популярного телеведущего программы «Путешествия натуралиста» Павла Любимцева стал ярким и запоминающимся событием.
На самом деле он никакой не натуралист, хотя многие, кто запомнил эти нелепые очки, соломенную шляпу и белый полотняный костюм, прозвали его Паганелем. Мало кто знает, что Павел Евгеньевич – артист-чтец Московской академической филармонии, заслуженный артист России, лауреат всероссийских конкурсов артистов-чтецов, педагог Высшего театрального училища им. Б.В. Щукина при театре им. Е.Вахтангова.
Главные достоинства Павла Любимцева как телеведущего – его обаяние рассказчика и природный комизм. Саратовцы смогли насладиться и его актерским дарованием. В своей концертной программе Любимцев выглядел, как английский лорд возле печи камина Бавария и виртуозно читал самые известные отрывки из произведений Дж. К.Джерома «Падение Томаса-Генри», «Несколько слов о добродетелях сыра», С.Моэма «Завтрак», А.Конан-Дойля «Женитьба бригадира», О. Уайльда «Кентервильское привидение». То, что он не боится быть смешным, придало классике английского юмора мягкость, живость и доступность.
Перед концертом в театре драмы Любимцев рассказал о том, что многие годы оставалось за кадром и за кулисами. Оказалось, что Павел Евгеньевич со знанием дела пишет тексты и испытывает неподдельный интерес к тому, чем занимается, – к театру, к преподавательской деятельности, к географии и к жизни вообще.
О жизни
– Моя жизнь делится на десятилетия. В 1978 году я закончил театральное училище, и у меня началось исполнительское десятилетие. Сначала три года работал в ленинградском Театре комедии у Петра Фоменко, потом вернулся в Москву и стал работать в филармонии в качестве чтеца. В следующем десятилетии к исполнительской работе прибавилась педагогическая, я стал преподавать в Щукинском училище. А в 1998 году возникло телевидение. Сейчас я ожидаю, что жизнь предложит мне что-нибудь новенькое.
О мечте натуралиста
– Есть у меня драматическая история про такого невероятного зверя, который называется трубкозуб. Представьте себе свинью с ослиными ушами, толстенным хвостом и огромными когтями. Это даже не когти, а копыта, потому что трубкозуб – дальний родственник каких-то давно вымерших копытных. Трубкозуб – зверь редкий и главным образом ночной. В Южной Африке местные специалисты говорили, что за все годы их работы на сафари трубкозуба они видели от силы два раза. Попытались снять его в Пражском зоопарке – там их пять штук и они даже размножаются, но кроме спящих вповалку свинячьих тел мы ничего не увидели. Как-то, после съемок «Натуралиста», мне предложили сходить в зоопарк. Просто прогуляться. Возле вольеры с трубкозубами случилось чудо – один на другого неудачно лег, они начали толкаться и проснулись. Тут-то я и увидел трубкозуба крупным планом, но снять этого зверя мне так и не удалось.
О животных и людях
– В последнее время я много думаю, как человек должен себя вести, как должен жить. Иногда люди совершают поступки, которые корежат их природу, их существо. Животные естественнее людей. Они не совершают бессмысленных жестокостей. Я считаю, что у животных надо учиться естественности, цельности натуры. Животные верны себе, они не совершают поступков, которые им не свойственны. И это важно. А люди совершают, и это большое несчастье.
Об актерской судьбе
– Актерская профессия предполагает честолюбие, но честолюбие бывает разным. Желание сыграть роль лучше всех – это одно. А хотеть, чтобы на всех заборах была аршинными буквами написана моя фамилия – это совсем другое. Человек должен хотеть заниматься делом, а не стремиться к тому, чтобы его фамилию постоянно муссировали. Помните Пастернака: «Цель творчества – самоотдача, а не шумиха, не успех, позорно, ничего не знача, быть притчей на устах у всех». Пастернак нашел изумительное слово: именно позорно быть ничтожеством популярным и известным. Мечтал и мечтаю до сих пор о роли мистера Пиквика. Многим бы пожертвовал, чтобы сыграть ее. Надеюсь, что еще доведется.
О Либермане и Любимцеве
– Видите ли, в те времена в русских театрах не приветствовались люди с еврейскими фамилиями. Я хотел поначалу сменить ее на фамилию Любимов, ведь Либерман вроде как «майн либер». Но Петр Фоменко, который пригласил меня в ленинградский Театр комедии, сказал, что Любимовых много, и все они бывшие Либерманы. Поэтому пусть лучше будет Любимцев - такой фамилии нет и для комика она хорошая. В документах стоит фамилия Либерман. Я имею честь принадлежать к российскому еврейству. Никогда не забываю, что я еврей, но всегда помню, что язык, на котором я говорю, – русский и родина моя – Россия.
О диетах
– Я всегда мечтал похудеть. Это было чуть ли не целью жизни. Сам себе устраивал страшные диетические экзекуции. Неделями ел только рис, причем без соли. Гадость, надо сказать, невыносимая. Я и сейчас сплю и вижу, как сбрасываю лишний вес. Но с того момента, как я стал телеведушим, проблема с похуданием возросла в десятки раз! Дело в том, что продюсеры передачи категорически запретили мне даже думать о стройной фигуре. Видите ли, созданный образ нарушать нельзя. Теперь я ем много и часто. И ни одна диета не выдержит, если я на нее сяду!
О славе и известности
– Бывает, что от известности человек начинает говорить: «Мы, звезды, нам, звездам, с нами, звездами...» Чушь собачья и пошлость невыносимая. Это не про меня. Как говорил Чехов, «всякому безобразию есть свое приличие». Мне сходить с ума не с чего. Довольно смешно, когда человек появляется на телеэкране, и у него начинают брать интервью, и вроде он откуда-то взялся. А он ниоткуда не взялся, он всегда был. Просто о нем не знали. Я всегда был такой.
Фестиваль впервые был проведен в Саратове в 1993 году по инициативе ученика маэстро народного артиста России, профессора Альберта Тараканова. Задуманный как праздник пианистов, саратовский фестиваль стал праздником искусства в целом. Он открыт для других жанров и направлений в искусстве. Литературный вечер популярного телеведущего программы «Путешествия натуралиста» Павла Любимцева стал ярким и запоминающимся событием.
На самом деле он никакой не натуралист, хотя многие, кто запомнил эти нелепые очки, соломенную шляпу и белый полотняный костюм, прозвали его Паганелем. Мало кто знает, что Павел Евгеньевич – артист-чтец Московской академической филармонии, заслуженный артист России, лауреат всероссийских конкурсов артистов-чтецов, педагог Высшего театрального училища им. Б.В. Щукина при театре им. Е.Вахтангова.
Главные достоинства Павла Любимцева как телеведущего – его обаяние рассказчика и природный комизм. Саратовцы смогли насладиться и его актерским дарованием. В своей концертной программе Любимцев выглядел, как английский лорд возле печи камина Бавария и виртуозно читал самые известные отрывки из произведений Дж. К.Джерома «Падение Томаса-Генри», «Несколько слов о добродетелях сыра», С.Моэма «Завтрак», А.Конан-Дойля «Женитьба бригадира», О. Уайльда «Кентервильское привидение». То, что он не боится быть смешным, придало классике английского юмора мягкость, живость и доступность.
Перед концертом в театре драмы Любимцев рассказал о том, что многие годы оставалось за кадром и за кулисами. Оказалось, что Павел Евгеньевич со знанием дела пишет тексты и испытывает неподдельный интерес к тому, чем занимается, – к театру, к преподавательской деятельности, к географии и к жизни вообще.
О жизни
– Моя жизнь делится на десятилетия. В 1978 году я закончил театральное училище, и у меня началось исполнительское десятилетие. Сначала три года работал в ленинградском Театре комедии у Петра Фоменко, потом вернулся в Москву и стал работать в филармонии в качестве чтеца. В следующем десятилетии к исполнительской работе прибавилась педагогическая, я стал преподавать в Щукинском училище. А в 1998 году возникло телевидение. Сейчас я ожидаю, что жизнь предложит мне что-нибудь новенькое.
О мечте натуралиста
– Есть у меня драматическая история про такого невероятного зверя, который называется трубкозуб. Представьте себе свинью с ослиными ушами, толстенным хвостом и огромными когтями. Это даже не когти, а копыта, потому что трубкозуб – дальний родственник каких-то давно вымерших копытных. Трубкозуб – зверь редкий и главным образом ночной. В Южной Африке местные специалисты говорили, что за все годы их работы на сафари трубкозуба они видели от силы два раза. Попытались снять его в Пражском зоопарке – там их пять штук и они даже размножаются, но кроме спящих вповалку свинячьих тел мы ничего не увидели. Как-то, после съемок «Натуралиста», мне предложили сходить в зоопарк. Просто прогуляться. Возле вольеры с трубкозубами случилось чудо – один на другого неудачно лег, они начали толкаться и проснулись. Тут-то я и увидел трубкозуба крупным планом, но снять этого зверя мне так и не удалось.
О животных и людях
– В последнее время я много думаю, как человек должен себя вести, как должен жить. Иногда люди совершают поступки, которые корежат их природу, их существо. Животные естественнее людей. Они не совершают бессмысленных жестокостей. Я считаю, что у животных надо учиться естественности, цельности натуры. Животные верны себе, они не совершают поступков, которые им не свойственны. И это важно. А люди совершают, и это большое несчастье.
Об актерской судьбе
– Актерская профессия предполагает честолюбие, но честолюбие бывает разным. Желание сыграть роль лучше всех – это одно. А хотеть, чтобы на всех заборах была аршинными буквами написана моя фамилия – это совсем другое. Человек должен хотеть заниматься делом, а не стремиться к тому, чтобы его фамилию постоянно муссировали. Помните Пастернака: «Цель творчества – самоотдача, а не шумиха, не успех, позорно, ничего не знача, быть притчей на устах у всех». Пастернак нашел изумительное слово: именно позорно быть ничтожеством популярным и известным. Мечтал и мечтаю до сих пор о роли мистера Пиквика. Многим бы пожертвовал, чтобы сыграть ее. Надеюсь, что еще доведется.
О Либермане и Любимцеве
– Видите ли, в те времена в русских театрах не приветствовались люди с еврейскими фамилиями. Я хотел поначалу сменить ее на фамилию Любимов, ведь Либерман вроде как «майн либер». Но Петр Фоменко, который пригласил меня в ленинградский Театр комедии, сказал, что Любимовых много, и все они бывшие Либерманы. Поэтому пусть лучше будет Любимцев - такой фамилии нет и для комика она хорошая. В документах стоит фамилия Либерман. Я имею честь принадлежать к российскому еврейству. Никогда не забываю, что я еврей, но всегда помню, что язык, на котором я говорю, – русский и родина моя – Россия.
О диетах
– Я всегда мечтал похудеть. Это было чуть ли не целью жизни. Сам себе устраивал страшные диетические экзекуции. Неделями ел только рис, причем без соли. Гадость, надо сказать, невыносимая. Я и сейчас сплю и вижу, как сбрасываю лишний вес. Но с того момента, как я стал телеведушим, проблема с похуданием возросла в десятки раз! Дело в том, что продюсеры передачи категорически запретили мне даже думать о стройной фигуре. Видите ли, созданный образ нарушать нельзя. Теперь я ем много и часто. И ни одна диета не выдержит, если я на нее сяду!
О славе и известности
– Бывает, что от известности человек начинает говорить: «Мы, звезды, нам, звездам, с нами, звездами...» Чушь собачья и пошлость невыносимая. Это не про меня. Как говорил Чехов, «всякому безобразию есть свое приличие». Мне сходить с ума не с чего. Довольно смешно, когда человек появляется на телеэкране, и у него начинают брать интервью, и вроде он откуда-то взялся. А он ниоткуда не взялся, он всегда был. Просто о нем не знали. Я всегда был такой.
Опубликовано: «Новые времена в Саратове» №10 (363)
Автор статьи: Ирина ПЕВЦОВА
Рубрика: Искусство жить