Валерий ПРОЗОРОВ: «Нельзя привыкать к нашей работе»
– Юбилей – это время подведения итогов. Какие из осуществлённых вами проектов самые любимые и самые главные для вас? И можно ли научить студентов быть успешными?
– Это серьёзный вопрос, и если на него сразу коротко ответить, то я могу сказать, что вообще всем хорошим во мне – во всяком случае, в пределах моей профессии – я, конечно, обязан своим учителям. И в этом смысле, я думаю, можно перефразировать известную пословицу: «Скажи мне, кто твои учителя, и я скажу, кто ты».
Но, наверное, надо иметь в виду, кто как учится у своих учителей. Во всяком случае, мне всегда были интересны (я стараюсь и студентов к этому же подвигать) и ситуации пограничные, и темы пограничные, и вообще само по себе ощущение границы – современным языком выражаясь, драйв такой особый.
Поэтому, скажем, кандидатская диссертация моя была посвящена проблеме психологии и филологии, она была на границе, была посвящена художественному мышлению писателя-сатирика. Сатирическое, юмористическое начало всегда живо на нашем факультете. Вообще чувство иронического самоконтроля – оно должно, наверное, всегда оставаться и присутствовать на этом свете, без этого очень сложно и трудно.
Докторская диссертация во многом была уже посвящена проблемам филологии, социальной психологии и социологии, это тоже меня очень интересовало и интересует. Это неизбежно привело в 90-х – 2000-х годах к работе на границе филологии и журналистики. Я думаю, что здесь много интересного нас ожидает. И по мере сил и возможностей я стараюсь своим ученикам передать это ощущение интереса к неизведанному и пограничному.
И всегда, конечно, должен оставаться заряд игрового начала, потому что без этого филология тускнеет и выветривается. Сам текст в основе своей несёт некий таинственный заряд игрового, одушевлённого начала.
Что касается методов, методики и так далее, я могу сказать, что наш институт – один из немногих, где вопросам методики вузовского преподавания всегда уделялось очень много внимания. Потому что на учителя школы готовят: и практика есть, и разного рода методики, читается курс методики преподавания русского, методики преподавания иностранных языков, методики преподавания литературы… А вот что касается преподавания в высшей школе, это удел, наверное, нашего факультета. Очень серьёзно и основательно занимались этим и наши учителя, занималась Евгения Павловна Никитина (и продолжает этому уделять много внимания). Мы все выросли и из её школы методической, в том числе, так что здесь есть на что опереться.
– Существует ли для вас проблема преодоления себя? Есть ли какие-то преграды на пути к успеху, на пути к успешному завершению каких-то идей, мыслей, проектов?
– Преград очень много. Преграды, прежде всего, внутреннего характера, они связаны с нормальными, естественными сомнениями: верно-неверно, точно-неточно, своевременно-несвоевременно. Тут много разного рода преград.
Я, кстати сказать, хочу на такую вещь обратить внимание. Я до сих пор иду на лекцию если не как на первую, то, во всяком случае, с внутренним волнением.
Я с удовольствием встречаюсь со своими молодыми коллегами, которые такого рода пороков, сомнений не знают. Наверное, это хорошо. Главное, чтобы вот это состояние не перешло в привыкание к работе, потому что наша работа и привыкание к ней – это вещи несовместные совершенно. Это работа, к которой нельзя привыкать. Привыкнешь – она как бы останавливается, останавливает течение своё. Ты продолжаешь ещё по инерции крутить колеса, а результата уже нет, ты привык к этому, не видишь самого себя в этой работе. Я не знаю, я ответил или нет?
– Да, конечно. А как вы определяете результаты своей работы?
– Если говорить о результатах этих трудов, я очень доволен своими учениками, потому что среди них очень много ярких, талантливых, по-настоящему неординарных личностей. Среди них много людей, по-настоящему влюблённых в профессию свою, и, конечно, за ними завтрашний день.
– Просто не можем не спросить о нынешних студентах – как они вам?
– Если говорить о планах, перспективах – конечно, они связаны не только с моими прямыми учениками. У нас существует и совет молодых учёных. Ещё хочу сказать, что учатся сейчас очень интересные студенты. Сегодняшний студент, он, конечно, всякий: и талантливый, и ленивый, и озорной. Но очень много у нас (в этом, наверное, счастье института нашего) талантливых ребят, умеющих работать с такой самоотдачей и с такой результативностью, которая позволяет про завтрашний день думать вполне оптимистично. Их не то чтобы единицы, хотя счёт на талантливых людей всегда идёт на единицы. Они создают своего рода среду, среду общения. Эта среда общения сохраняется, и качество этого общения достаточно высокое.
Опубликовано: «Новые времена в Саратове» №15 (368)
Автор статьи: Мария ТРУХИНА, Татьяна ВОЛОКОНСКАЯ
Рубрика: Образование/Наука