Ненастоящий рынок
Развитие в России современных информационных технологий и компьютеров выдвинуло в число приоритетных проблему поиска эффективной защиты интересов производителей и правообладателей объектов интеллектуальной собственности.
Данную проблему обсудили участники круглого стола на тему «Взаимодействие правоохранительных органов, общественных организаций и бизнеса по вопросам пресечения оборота контрафактной продукции, обеспечения защиты прав потребителей и товаропроизводителей», прошедшего в ТПП области.
Открывая заседание, старший вице-президент ТПП области Юлия Назарова отметила, что проблема контрафакта стоит остро и вызывает большой общественный резонанс. Производство и оборот фальсифицированных товаров грубо нарушают права потребителей и владельцев товарных знаков - буть то программное обеспечение, монитор или продукты питания. Но решение этой проблемы возможно только при наличии четкой законодательной базы и коллективных действий правообладателя и правоохранительных органов.
За нарушение авторских прав в законодательстве РФ предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность. По мнению прокурора отдела по надзору за соблюдением законов в сфере экономики и природоохранного законодательства прокуратуры Саратовской области Константина Байкулова, причинами подобных нарушений являются правовой нигилизм и незнание законодательства. За продажу контрафакта привлекаются в основном продавцы, хотя сами предприниматели тоже бывают к этому причастны.
Участникам круглого стола были продемонстрированы видеосюжеты и фото-слайды, подготовленные пресс-службой ГУВД. На конкретных примерах были показаны различия между оригинальной и поддельной продукцией. Так, например, фальшивые телефоны Nokia имеют разъем для двух сим-карт, контрафактные гарнитуры отличаются низким качеством пластика. На ненастоящем чае Lipton отрывная лента наклеена поверх упаковочной пленки. Подделываются и элитные бренды – Сhanel, Rolex. Нередко на нашем рынке встречается серый импорт. Например, продукция Unilever: под этой маркой продаются наборы косметики, к производству которых фирма не имеет никакого отношения. Контрафакт встречается во многих категориях товаров: автозапчасти, стройматериалы, компьютеры, мониторы, одежда, обувь и даже шоколад.
Покупатели сами зачастую выбирают контрафактную продукцию. Надежда Сатарова, председатель Саратовского регионального общественного учреждения по защите прав потребителя, подтвердила, что спрос ориентирован на более дешевые товары, из-за чего законопослушные продавцы теряют прибыль.
Начальник Центра по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства ГУВД по Саратовской области Виталий Юданов добавил, что местные товаропроизводители не проявляют заинтересованности в защите своих прав. Предприниматели, в свою очередь, говорят о том, что средства, затраченные на экспертизу и судебный процесс, зачастую превышают ущерб от производства контрафакта.
Представитель ОАО «НИТИ – Тесар» справедливо заметил, что деятельность правоохранительных органов в основном направлена на защиту известных брендов и программного обеспечения. А в области производства контрафактной продукции технологического оборудования практика не наработана. Хотя эта проблема актуальна для нашего региона. Мешают и другие факторы: например, в государственных экспертных учреждениях нет патентоведов, специализирующихся на проведении экспертизы промышленной собственности. Кроме того, возникла острая необходимость в повышении квалификации судей и работников правоохранительных органов в сфере защиты интеллектуальной собственности.
По итогам круглого стола участниками было предложено создать реестр саратовских товаропроизводителей и разработать памятку, посвященную борьбе с контрафактной продукцией.
Опубликовано: «Новые времена в Саратове» №17 (370)
Автор статьи: Ксения ЯКУБИНА
Рубрика: Экономика/Бизнес