Бизнес - не игрушки?
Nintendo – знаменитая японская компания, подарившая миру огромное количество инновационных игровых устройств и культовых персонажей, известных каждому. Созданная еще в конце позапрошлого века, она уже тогда была частью игровой индустрии.
Тройка, семерка, туз
Основал компанию в 1889 году японец Фусадзиро Ямаути. Ее первым названием было Marufuku, а основной деятельностью стало производство игральных карт, которые раскрашивали вручную, а затем покрывали лаком.
В 1902 году компания начинает изготавливать карты по западному образцу, в то время неизвестному японцам (в Японии были свои карты, абсолютно не подходящие для классических игр). А в 1907 году меняет свое название на более знакомое нам Nintendo. Слово Nintendo, составленное из трех японских символов kanji, можно перевести как «оставленное рукам неба».
Очень скоро Nintendo становится лидером на рынке. И в 1956 году Хироши Ямаути, внук основателя, посещает США, чтобы перенять передовой опыт в управлении компанией. Из этой поездки он уяснил многое, но, пожалуй, самым основным стала идея о том, что при помощи лицензирования известных персонажей можно стимулировать продажи. Пройдет несколько лет после первой поездки Хироши в США, и он заключит контракт с Disney. Наличие всем известных персонажей на картах Nintendo серьезно увеличит продажи компании.
От карт до приставок
Собственно игрушки, перевернувшие историю Nintendo, были представлены талантливым инженером Ганпеем Екой. В 1970-х годах благодаря его разработкам компания Nintendo приступила к созданию игрушек для детей и даже построила собственную игрушечную фабрику.
Следующим этапом развития компании были игровые автоматы. В 1978 году Nintendo создала целое подразделение, единственным направлением которого стало производство и продажа аркадных игр.
В 1980 году Nintendo впервые открыла свой филиал в США, в Нью-Йорке. Именно тогда Гапей Еки создал первое портативное игровое устройство под названием Game&Watch (в нашей стране аналогом была игра «Ну, погоди!»). Устройство работало на часовых батарейках, в нем использовался простейший экран на жидких кристаллах и была одна встроенная игра. Первыми играми Game&Watch стали Ball, Parachute и Fire. Позже появились Popeye и Mickey Mouse. По тем временам Game Watch оказалась феноменально успешной игровой платформой. Было реализовано более 10 миллионов экземпляров приставки.
После первого успеха компании последовал и второй. Инженер Шигеру Миямото решил переделать игровой автомат Radar Scope. В итоге вместо провального на тот момент изделия вышел ныне легендарный Donkey Kong. Так в 1981 году мир увидел одну культовую игру и сразу двух ныне легендарных персонажей. Кроме самого Donkey Kong в игре присутствовал плотник братец Марио (Super Mario). Главной целью Марио было спасение блондинки из лап большущей гориллы, сидящей на самом верху игрового экрана. Горилла чинила различные препятствия на пути Марио: кидала бочки, пружины и другие подручные средства.
К этому времени у компании уже были неплохие позиции в двух направлениях. Во-первых, портативная игровая приставка Game Watch пользовалась большим спросом. Во-вторых, игровые автоматы компании явно оправдывали потраченные на них деньги. Теперь дело было за третьим направлением – домашними консолями. И в 1983 году на территории Японии в продажу поступает приставка Family Computer, известная во всем остальном мире как Nintendo Entertainment System (NES). Через два года после появления приставки на рынке Японии она поступила в продажу и в США. К этому моменту под приставку уже были выпущены самые разнообразные игры – Super Mario, Donkey Kong, Metroid, The Legend of Zelda, Castlevania и многие другие.
В самом конце 80-х годов Nintendo разразилась еще одним хитом. Была выпущена портативная игровая приставка Game Boy. Экран на жидких кристаллах без подсветки, 8-битный процессор – все это составляющие данной приставки. Она была проста, но в то же время на голову превосходила ту же Game Watch. Как и в NES, для игр здесь использовались картриджи.
Из руин – в лидеры
В 90-х рынок игровых приставок начали серьезно захватывать конкуренты. Интернет - провайдеры, предоставляющие доступ в интернет, сразу зафиксировали резкий рост поисковых запросов именно по данной тематике. А компания интернет в маяке вообще отметила, что количество запросов, связанных с этим рынком, составляют 20% от общего числа поисковых запросов. Sega, консоль Play Station от компании Sony получили значительную долю пирога. К тому же следующая консоль от Nintendo под названием 64 оказалась далеко не такой успешной, как предыдущие модели. Да и использовала она уже устаревшие картриджи вместо более дешевых компакт-дисков. Итог закономерен: Sony продала более 100 миллионов копий своей приставки, в то время как Nintendo смогла похвастаться только 32 миллионами.
Так и получилось, что постепенно Nintendo скатилась в достаточно узкую нишу, когда ее продукты были интересны только преданным фанатам компании. А широкие массы обходили их стороной. Казалось, единственное, что удерживает Nintendo в этом мире, – это более-менее сносные продажи Game Boy. Но потом наступило просветление – Nintendo представила портативную игровую приставку DS, ставшую мгновенно популярной. Число геймеров, которые её используют, сейчас перевалило за 125 миллионов человек. За этим успехом последовал еще один. Вышла приставка Wii, перевернувшая весь мир и являющаяся на сегодняшний день самой продаваемой консолью.
Сейчас компании Nintendo вместе с Intel разрабатывает новую консоль. Не исключено, что новую модель оснастят фотокамерой и аудиоплеером. Кроме того, в ней будет использован датчик движения. Так что будущее Nintendo по-прежнему видится очень радужным.
Опубликовано: «Новые времена в Саратове» №17 (370)
Автор статьи: Станислав ПРЫГУНОВ
Рубрика: Hi-Tech