Яндекс.Метрика

Бизнес – главный партнер государства

Бизнес – главный партнер государства

Разговор о работе Союза товаропроизводителей и работодателей Саратовской области я начну с краткой информации о состоянии экономики нашего региона, в развитии которой вы как представители реального сектора принимаете прямое участие.

По данным регионального министерства промышленности и энергетики в январе-сентябре 2010 года в области по полному кругу предприятий индекс промышленного производства составил 109,6%, превысив общероссийский уровень на 0,7%. Причем в сентябре этот показатель увеличился по сравнению с аналогичным показателем прошлого года на 17% и на 18,4% превысил августовский показатель текущего года. По итогам девяти месяцев динамичное развитие показывают обрабатывающие производства: их индекс превысил прошлогодний показатель на 15,1%.

В силу аномальных погодных условий оказалась ниже обычного результативность сельского хозяйства, главным образом растениеводства. Тем не менее, отмечен прирост по производству мяса, молока и яиц.

По-прежнему высокие показатели демонстрируют инвестиции в основной капитал: их уровень за январь-сентябрь 2010 года составил 109,8% от уровня аналогичного периода прошлого года.

Кризисный период тяжело отразился на строительной отрасли. Однако и тут отмечается развитие: в сравнении с прошлым годом ввод в действие жилых домов на 0,6% превысил показатели первых девяти месяцев прошлого года, а объем выполненных строительных работ возрос на 5,7%.

Позитивные изменения происходят и в социальной сфере. Так, рост денежных доходов населения области в среднем за месяц составил 114,2%, расходов - 109,8%. Средний размер месячной пенсии возрос на 41,3%, а средний размер месячной заработной платы одного работника – на 11,2%.

Численность официально зарегистрированных безработных на 1 октября 2010 года сократилась более чем на 25%.

В целом по всем основным экономическим показателям имеется положительная динамика.

Я хотел бы отметить результативность антикризисных программ федерального и регионального правительства, сумевших минимизировать экономические и социальные последствия кризиса и создать основу для нового роста.

Министерством занятости, труда и миграции области совместно с Союзом товаропроизводителей и работодателей области, директорским корпусом, областной Федерацией профсоюзных организаций был разработан широкий спектр мер, направленных на снижение безработицы. Кстати, эта программа и уровень ее реализации получили высокую оценку Министерства экономического развития РФ. Наша программа признана одной из 12 лучших аналогичных программ страны.

Со стороны Союза товаропроизводителей и работодателей, властных структур, профсоюзов было налажено четкое взаимодействие с абсолютным большинством предприятий для решения этого важного вопроса.

Губернатором была организована серия выездных заседаний антикризисного штаба в форме кустовых совещаний, проведенных в Балаково, Вольске, Энгельсе, Ивантеевке, Калининске, Ртищеве и других городах и районах области. Там собирались представители власти, бизнеса, профсоюзов пяти-шести районов.

На примере оборонного заказа могу сказать, что совместные усилия главы региона, правительства области и партии «Единая Россия» не позволили допустить банкротства «Петровского электромеханического завода «Молот». А в целом госзаказ по области был увеличен на 15% (для сравнения: в РФ – на 5%).

Характеризуя инновационный потенциал Саратовской области, хотелось бы отметить следующее: по уровню развития инновационной деятельности наш регион находится в числе «середняков» среди других субъектов Федерации. Удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации, составляет 7,3%. Тем не менее, объем отгруженной инновационной продукции предприятиями региона и ее удельный вес в общем объеме продукции ежегодно увеличивается.

Согласно проведенному Министерством образования и науки РФ анализу человеческого потенциала для ведения инновационной деятельности наша область отнесена к 3 группе – к регионам, в итоговом индексе которых наибольшим весом обладает развитие человеческих ресурсов, однако они недостаточно использованы.

Министерством промышленности и энергетики области отмечается, что в качестве основных инноваторов нашего региона выступают пять видов предприятий и организаций:

1. Стратегические инноваторы – крупные компании, которые эффективно реализуют собственные инвестиционно-инновационные проекты (Балаковская АЭС, ОАО «Саратовстройстекло», ООО «Саратовский НПЗ»).

2. Высокотехнологичные предприятия машиностроения и оборонного комплекса, которые традиционно отличаются наибольшим удельным весом затрат на инновации (заводы «Алмаз», «Контакт», «Корпус», «Базальт» и ряд других). Для этой группы предприятий одним из инструментов управления инновациями являются федеральные целевые программы, а также сотрудничество с государственными корпорациями («Ростехнологии», «Роснано»).

3. Телекоммуникационные компании, обеспечивающие сотовую связь третьего и четвертого поколения, широкополосный доступ в Интернет, цифровое вещание.

4. Малый инновационный бизнес, поддержка которого ведется Правительством области в рамках конкурса инновационных проектов. Средства областного бюджета были, в частности, предоставлены ЗАО «Биоамид» (лидер биотехнологического комплекса области), ЗАО «ИНИУС» (развитие автоматизированных систем управления технологическими процессами), ЗАО «Кантегир» (разработка и выпуск системы безопасной посадки самолетов в сложных метеоусловиях).

5. Высшие учебные заведения и научные учреждения Саратовской области. В настоящее время создаются новые организационные формы инновационного взаимодействия вузов, научно-исследовательских организаций и промышленных предприятий.

Инновационная инфраструктура представлена в Саратовской области технопарками при четырех ведущих вузах, ин-новационно-тех¬но¬ло¬ги¬чес¬ки¬ми, информационными и контактными центрами, сетью биз¬нес-инкубаторов, Венчурным, Гарантийным фондом, а также фондом Микрокредитования.

РСПП предложил перечень мер, стимулирующих инновационное развитие.

В частности, введение инвестиционной льготы для снижения налогооблагаемой базы на сумму инвестиций, связанных с инновационным обновлением производства, или повышение амортизационной премии до 50% вне зависимости от срока амортизации;

освобождение от налога на имущество энергоэффективного оборудования в течение первых трех лет его эксплуатации после четкого определения, какое оборудование относится к энергоэффективному, а лучше – налоговые каникулы для всего технологического оборудования, используемого в процессе производства;

снижение пресловутых административных барьеров и другие системные меры.

Саратовская область сохраняет положительную инвестиционную динамику и согласно официальным рейтингам признается одним из самых открытых для внешних инвестиций российских регионов.

Гораздо труднее обстоит дело с кредитными ресурсами. Несмотря на то, что Центробанк снизил ставку до 8,5%, фактически коммерческие банки кредитуют минимум под 15–16%.

1,2 триллиона рублей Правительство России выделило в прошлом году на поддержание банков, но кредитная ставка остается весьма высокой.

Реальному сектору нужны «длинные» деньги. Иначе, о какой модернизации может идти речь? Под те проценты, которые дают сегодня банки, можно выстроить лишь стратегию выживания, а не развития. Наши предприятия направляют ежегодно до 85% из собственной прибыли на развитие производства и только 15% из заемных средств.

Инвесторы охотнее поддерживают проекты с государственным участием. С другой стороны, и государство активно поддерживает инвестиции в форме государственно-частного партнерства. И этот фактор возможно использовать для развития промышленного потенциала региона.

Не менее проблемной, чем дороговизна кредитных ресурсов, является для товаропроизводителей высокая стоимость и постоянный рост тарифов на услуги естественных монополий. Тем более, если рассматривать ее в контексте сегодняшней экономической ситуации. Решение этой проблемы, как известно, возможно двумя способами – проведением государственной политики сдерживания тарифов и реализацией ресурсосберегающих программ, что имеет прямое отношение к модернизации экономики.

В настоящее время наибольшее развитие получили программы энергосбережения. Однако дело осложняется тем, что руководители многих предприятий оценивают экономический потенциал энергосбережения слишком консервативно – выгоды от экономии энергии рассматриваются как незначительные по сравнению с расходами по разработке и внедрению проектов.

Вместе с тем, почти две трети предприятий, опрошенных РСПП, считают нехватку финансовых ресурсов основным препятствием к реализации энергосберегающих проектов.

В апреле этого года состоялось заседание Координационного Совета объединений промышленников и предпринимателей ПФО с участием Полпреда Президента Григория Алексеевича Рапоты, где был представлен большой положительный опыт по этому направлению, накопленный в Татарстане.

Нашим специалистам по энергосбережению и представителям предприятий было бы полезно съездить в Татарстан, ознакомиться на месте с этим опытом, чтобы перенять все ценное и в системе работы, и в методических разработках, и в достижении практических результатов. Там скрупулезно подготовлена документация, приняты местные законы.

Энергоэффективность российской экономики в разы уступает западным показателям, поэтому нам есть чем заниматься, необходимо вложение средств в экономию и эффективное использование ресурсов.

Союз товаропроизводителей и работодателей Саратовской области – организация, которая призвана налаживать взаимодействие между товаропроизводителями и властью, отстаивать интересы бизнеса перед государством. Эту свою главную задачу Союз старается последовательно и эффективно выполнять. К нашей позиции прислушиваются во властных структурах.

Союз принимал деятельное участие в работе регионального антикризисного штаба, работает в министерских коллегиях, межведомственных советах, рабочих группах и комиссиях, таких как Совет по инвестициям при губернаторе области, Совет по развитию предпринимательства при правительстве области и других.

Необходимо отметить и заслугу областной исполнительной власти, демонстрирующей открытость и готовность к конструктивному сотрудничеству.

Тем не менее, считаю необходимым в будущем развивать это взаимодействие в направлении усиления роли Союза в нормотворческом процессе и проведении им общественной экспертизы проектов программ экономического развития и областных законов. Цель такой экспертизы проектов – выявление положений, вводящих избыточные административные ограничения и обязанности для бизнеса, и способствующих возникновению необоснованных расходов предпринимателей.

Наша организация стремится поддерживать деловые отношения и с другими бизнес-объединениями, совместно отстаивая интересы саратовских предпринимателей. Напомню, совсем недавно был создан Совет бизнес-объединений Саратовской области. В его состав вошли шесть некоммерческих организаций, представляющих интересы бизнеса.

Среди них крупнейшие – торгово-промышленная палата и Союз товаропроизводителей и работодателей. Открыт Совет и для других объединений бизнеса.

Союз товаропроизводителей и работодателей области – является непосредственным участником социального партнерства и наряду с правительством области и Федерацией профсоюзных организаций Саратовской области, участвует в работе региональной Трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

На заводе им. С. Орджоникидзе в социальный пакет входит доплата за наем жилья для квалифицированных специалистов, помощь в оплате обучения детей работников в вузах и колледжах.

На ЭТЗ «Гэксар» оборудован бесплатный медкабинет, выделяются денежные средства на проезд на работу и с работы, имеется база отдыха.

На «БАТ-СТФ» до 50% от стоимости оплачиваются путевки для детей сотрудников в оздоровительные лагеря, предоставляется негосударственное пенсионное обеспечение, заключается договор страхования об оказании медицинских услуг работникам и членам их семей.

На предприятии «Роберт Бош Саратов» работникам, высвобождаемым в результате сокращения численности или штата, предоставляется: возможность получения на предприятии другой профессии за счет предприятия; предоставление в рабочие дни 4 часов в неделю с сохранением заработной платы для поиска работы; за ними сохраняется право пользоваться социальными льготами (приобретение путевок на детский отдых, посещение профилактория и медсанчасти предприятия, получение новогодних детских подарков и материальной помощи).

В коллективных договорах таких предприятий как «СЭПО-ЗЭМ», «Сигнал», «Жировой комбинат» лицам, предупрежденным о сокращении штатов, в течение двухмесячного периода с момента письменного предупреждения о высвобождении предоставляется свободный от работы 1 день в неделю для поиска нового места работы с сохранением средней заработной платы. Работникам предпенсионного возраста производится выплата материальной помощи.

В завершение я хотел бы кратко сформулировать свое видение основных направлений деятельности областного Союза товаропроизводителей и работодателей:

1. Участие Союза в реализации на территории региона во взаимодействии с органами государственной власти модернизационной и инновационной политики.

2. Содействие развитию всех форм государственно-частного партнерства.

3. Участие в реализации программ и проектов энергосбережения и повышения энергоэффективности.

4. Развитие социального партнерства в рамках Соглашения между правительством, федерацией профсоюзных организаций и Союзом товаропроизводителей и работодателей Саратовской области на 2011–2012 годы и деятельности Трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

5. Поддержка и стимулирование социальной ответственности и различных форм благотворительности бизнес-сообщества области.

6. Расширение взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления области в целях отстаивания интересов предпринимателей, развитие общественной экспертизы программ экономического развития и областных законов и их проектов с целью оценки их регулирующего воздействия на бизнес.

И последнее. Я бы хотел построить работу Союза таким образом, чтобы, опираясь на опыт и традиции, заложенные Юрием Ивановичем Сычевым и Валерием Геннадьевичем Слеповым, мы стали новой площадкой идей, инициатив и прорывных экспериментов.

Из выступления Павла ИПАТОВА, губернатора Саратовской области:

–Трехсторонняя комиссия – это очень действенный инструмент и очень ответственная работа. Я считаю, что мы достаточно эффективно пользуемся этим инструментом на благо и бизнеса, и человека труда. Уверен, что так будет и в дальнейшем. Сегодня мы собрались по очень важному поводу – избрать новый состав Координационного совета Союза товаропроизводителей и работодателей области. Не сомневаюсь, что в обновленный состав войдут достойные профессионалы, и он будет работать так же плодотворно, как и прежде.


Опубликовано:  «Новые времена в Саратове» №42 (395)
Автор статьи:  Из выступления Максима ФАТЕЕВА, председателя Координационного совета Союза товаропроизводителей и работодателей Саратовской области
Рубрика:  Экономика/Бизнес

Возврат к списку


Материалы по теме: