Новый Ершалаим
Молодой человек, артист Саратовской драмы (ученик Григория Аредакова), написал литературный, достаточно смешной, в меру «чернушный» и в чем-то очень трогательный текст. Короткие рассказы Игоря Игнатова в сценическую композицию «Город ангелов» превратили московский режиссер Даниил Безносов и ведущий артист театра Виктор Мамонов.
На Малой сцене драмы оживает уездный город Ершалаим. Или, как его еще называют, Ершов – районный центр почти на границе Европы и Азии. Узор металлических конструкций встретился на сцене с красным кирпичом стен (выразительные декорации Юрия Наместникова). А как же без них? Крупная железнодорожная станция и великий долгострой Ершова «красная стройка» – главные приметы маленького городка.
«Несмотря на запреты, или, наоборот, благодаря тому, что запретный плод сладок, я не знаю ничего вкуснее картошки, запеченной в углях на красной стройке. Именно здесь, среди репьев в человеческий рост, я впервые научился ловить и жарить на костре лягушек и голубей… Территория «красной стройки» огромна, она занимает целый квартал. Это традиционное убежище извращенцев, алкашей и влюбленных. В центре, рядом с самим зданием стоит на рельсах башенный кран, с которого виден практически весь город. А на самом конце стрелы – гнездо чаек, из которого я на спор достал птенца, несмотря на активные протесты родителей», – ностальгически описывает «красную стройку» Рассказчик в спектакле «Город ангелов». Эту роль с видимым удовольствием играет старший из драмовских «ершовцев» – Виктор Мамонов. Егора в юности изображает актер с романтической внешностью Максим Локтионов (не так давно сыгравший главную роль в фильме-сказке «Книга мастеров»). А его любимую девушку Янку-фортепьянку – вернувшаяся в театр белокурая красавица Александра Коваленко.
Состав актерский здесь дивный, все они большие юмористы и таланты. Взять хоть бы блистательную характерную актрису Евгению Торгашову (Бабушка). Она разыгрывает один из самых смешных игнатовских сюжетов – в погребе. Или крепыш Денис Заржевский по прозвищу «Зараза» (его неподражаемо играет Андрей Казаков). Или герой Александра Каспарова Ангел. Этот актер может сыграть все – от Принца Датского до уличного музыканта. Его Ангел – бывший танкист, худущий, сутулый, с безумным взглядом, чем-то очень похожий на своего верблюда. Он смешон и страшен, как одновременно веселят и пугают нас сумасшедшие.
«Раз в пятилетку от государства ему причитался «запорожец». Машина стояла нетронутой среди верблюжьего навоза до очередной пенсии. Потом Ангел с трудом запихивал протез в дверь «запорожца». Может, ему казалось, что он в танке, а может, он был просто пьян, но в тот же день Ангел разбивал машину», – емко и точно описывает героя автор. У Ангела жил верблюд, которого он все время таскал за собою, а потом почему-то зарезал. Когда Ангел только еще появляется на сцене и отрешенным взглядом окидывает своего горбатого питомца (верблюда смешно играет Игорь Игнатов), уже понимаешь, что дни «корабля пустыни» сочтены.
Идеально вписались в актерскую команду спектакля и Тетя Малина с Дядей Сашей (Светлана Москвина и Валерий Малинин). Комические роли очень идут этому, казалось бы, всегда серьезному актеру. Знакомство тети и дяди в молодости подано не без лиризма и одновременно с нескрываемой иронией. «Она была не из робких. Дядька хотел бросить ее, когда она залетела в семнадцать. Но тетка перебила все стекла в бабулином доме и так познакомилась с родителями будущего супруга», – комментирует метаморфозу скромной девушки Рассказчик.
Каждый раз, когда мальчишки уходят на запретную «красную стройку», как заклинание повторяет бабушка одну и ту же фразу: «Только не нырять!» (подвал стройки затоплен и соединяется с прудом). И каждый раз ей приходится спасать кого-нибудь: растворять в керосине занозу величиной с палец, надевать на голову пакет с керосином от вшей, отчищать деда, смывая с рук «элегантные черные перчатки» и «блестящие калоши из грязи на босу ногу. Он упал с моста «в местный Гольфстрим, который тек из бани».
Режиссер-постановщик, талантливый ученик Сергея Женовача, облек иронично-лиричное повествование прозаика в сочную сценическую форму. Стремительный темпоритм, запоминающиеся песни, комичные повторы сцен и реплик, обилие движущихся ширм-декораций. Они то и дело обыгрываются откровенно веселящимися актерами.
Живется, в общем-то, «хреново» в некоем «штатце Айова», где все пьют да пьют. Но спектакль недаром называется «сентиментальным путешествием». Все смягчено, сглажено взглядом героя «из детства» и в детство – из городской серой беспросветности. И тогда у безумного танкиста прямо на костылях вырастают маленькие крылышки (мальчишек, провалившихся под лед, спас именно он). Да и у Бабушки уже «растут»: «Моя бабушка была ангел. Если мне было плохо, она утешала меня». И, вероятно, на время, у Янки – красы неописуемой и первой любви Егорки.
Эти пацаны пропадали на стройках и в залитых водой подвалах, проваливаясь под лед, уходя на дно, пытаясь пить, курить и «познать женщину». Увы, мальчишки не растут только на манной кашке и бабушкиных наставлениях. Только в конце концов им приходится бросать свои маленькие городки с железной дорогой и «красной стройкой». Или их ждет судьба Ангела-танкиста, Вовки-десантника, Янки, талантливой пианистки, теперь носящей передачи мужу в тюрьму.
«Вообще-то я не верю, что кроме Ершова еще есть там Москва, или еще что-то… Мираж это степной. Ты к нему едешь, едешь, а он не приближается», – лукаво заканчивается повествование в рассказах и в спектакле. Поезд в Детство тоже никогда уже не приблизится к искомой точке.
Опубликовано: «Новые времена в Саратове» №43 (396)
Автор статьи: Ирина КРАЙНОВА
Рубрика: Афиша