Яндекс.Метрика

Натуральное исчезновение

Натуральное исчезновение

Принятый российскими парламентариями технический регламент о молоке вводит и уточняет 102 наименования молочных продуктов. Кроме того, документ устанавливает требования к их упаковке и маркировке и обязывает производителя указывать достоверную информацию о составе, качестве и свойствах товара. Считается, что новый проект, прежде всего, направлен на защиту прав потребителя. Ведь теперь восстановленное, то есть порошковое молоко можно называть только «молочным продуктом».

Помимо заботы о правах покупателей, разработчики регламента руководствовались и другими соображениями. В частности, их интересовали различия в полезных свойствах натурального и восстановленного молока. Как оказалось, в результате термической обработки порошковое молоко лишается полезных микроорганизмов, в нем нарушается структура белка и на 20% снижается содержание витамина В2. Хотя даже при всем этом оно является скорее полезным, нежели вредным.

В связи с широким применением в России сухого молока натурального скоро может совсем не остаться. По оценкам экспертов, только за последние пять месяцев численность дойного стада в стране сократилась на 3%. И все потому, что на производство ввозимого в страну иностранного сухого молока государство-импортер, как правило, выделяет своим предприятиям огромные субсидии. Российских же производителей отрасли никто не субсидирует, поэтому отечественные предприниматели и переходят на импортный порошок. Тем более работать с ним гораздо удобнее: не нужно «кормить» и намного легче хранить.

Вместе с тем, новый закон устраивает далеко не всех. Так, например, представители молочного бизнеса России, соглашаясь в целом с основной идеей регламента, возражают против одной из его формулировок – «молочный напиток». Дело в том, что данная категория не стандартизована и не имеет международных аналогов. В свете возможного вступления нашей страны в ВТО последнее обстоятельство представляется очень важным. Вообще, норма о «молочном напитке» появилась в документе достаточно внезапно. Экспертное сообщество даже не предполагало такого развития событий, потому что подобного прецедента нет не только в отечественной, но и в мировой практике: восстановленное молоко, несмотря ни на что, все-таки продолжает оставаться молоком. Однако перед третьим чтением в Государственной Думе эта норма была введена в законопроект – уже после того, как его вычитали и одобрили эксперты.

Чем же не устраивает предпринимателей «молочный напиток»? Считается, что для покупателя подобное определение кажется приемлемым только в отношении молочных десертных напитков, ароматизированного молока и т.д. В регламенте же речь идет о питьевом молоке, которое является неотъемлемой частью потребительской корзины любого россиянина. Теперь молоко, произведенное с использованием существенной доли сухого порошка, то есть восстановленное, так называться не будет. Безусловно, цель нововведения благая – потребитель должен знать, что покупает. Однако как поступить добросовестным производителям в условиях, когда сезонность в производстве коровьего молока достигает 80–100%? В этом случае его просто необходимо переводить в порошковое состояние, чтобы в осенне-зимний период, когда в ряде регионов наблюдается острый дефицит качественного сырьевого молока, была возможность восстановления продукта. Не нужно забывать и о том, что восстановленное молоко не всегда равнозначно плохому.

Вполне возможно, что с появлением на упаковках наименования «молочный напиток» существенная доля сегодняшних покупателей откажется от восстановленного молока. Это может привести к дефициту продукта с названием «молоко» в некоторых регионах и, следовательно, новому росту цен на него. Получается, регламент, с одной стороны, ударит по покупателю, так как будет стимулировать рост цен на натуральное молоко, а с другой – по производителю, поскольку снизит стоимость порошкового. Кроме того, если на упаковке появится словосочетание «молочный продукт», его производство может не ограничиться лишь восстановлением сухого порошка. Не исключено, что предприятия окажутся вправе добавлять туда иные вещества.

В любом случае очевидно: чтобы хоть как-то нивелировать возможные негативные эффекты от введения регламента, производителям необходимо уже сейчас начинать информационную кампанию, объясняя потребителю особенности новых правил. Понятно, что лидеры рынка смогут себе это позволить. Но как быть региональным игрокам, в том числе и в Саратовской области? Вероятно, значительную роль в этом вопросе должно сыграть государство.

Марина КУПЦОВА, консультант по маркетингу ОАО «Саратовский молочный комбинат»:

– К новому техническому регламенту о молоке наше предприятие относится очень позитивно. Во-первых, у конечного потребителя молочной продукции отныне будет больше информации о том, что же он приобретает на самом деле: натуральное молоко и его производные либо суррогат. Во-вторых, с вступлением нового закона в силу у недобросовестных производителей молочных продуктов будет меньше возможностей вводить людей в заблуждение, предлагая им под видом натурального восстановленное молоко.

Динамика цен на молочную продукцию во многом зависит от реакции покупателей на обсуждаемое нововведение. Если содержащаяся на этикетке формулировка «молочный напиток» отпугнет какое-то количество потребителей, возможно, производителям придется снижать цены на продукты подобного рода.

Что же касается затрат на приведение упаковок в соответствие с требованиями регламента, то для нашего предприятия расходы окажутся незначительными. Дело в том, что у нас и сейчас все написанное на упаковке полностью соответствует ее содержимому.


Опубликовано:  «Новые времена в Саратове» №20 (280)
Автор статьи:  Александр КАЗАКОВ
Рубрика:  Экономика/Бизнес

Возврат к списку


Материалы по теме: