Сначала была семья
Талантливые дети – вечная загадка для родителей и учителей. Удивительное дело, мы стараемся воспитывать подрастающее поколение, следуя общим законам семейного воспитания и педагогики. Однако плоды наших усилий бывают диаметрально противоположными. В чем секрет?
Попытаться найти разгадку мы решили в замечательной семье Рогуленко, где выросли двое талантливых детей. Старший сын – Виктор – в прошлом году по итогам Всероссийской олимпиады по английскому языку без экзаменов поступил в МГИМО. Младший, Сергей – пятикратный победитель Общероссийской олимпиады среди школьников по программированию. Оба – выпускники ФТЛ№1.
Наши собеседники – Сергей Рогуленко, мама Наталья и преподаватель информатики физико-технического лицея Ирина Ильковская. С ними мы поговорили по отдельности, и разговор получился душевный и откровенный. По законам жанра каждый из участников интервью не знал, что о нем рассказали другие собеседники. Поэтому данный материал станет для наших героев открытием целого мира под названием материнская любовь, семейные ценности, педагогический талант.
PS: Уже в конце разговора я задала Сергею вопрос: «Что будет, если не поступишь?» Ответ однозначный и краткий: «Поступлю». Чьей заслуги больше в этом ответе – семьи, создавшей все условия, чтобы талантливый ребенок добивался положительных результатов, или педагогов, которые заставили поверить в свои силы? Судить об этом, видимо, сможет только сам Сергей, когда вырастет и будет воспитывать собственных детей.
Наталья Рогуленко:
– В любой ситуации я всегда руководствовалась правилом, которое когда-то вычитала у Спока: «Нужно просто любить ребенка, и любовь подскажет выход из сложной ситуации». Вечный конфликт под названием «отцы и дети» возникает в семье независимо от успеваемости ребенка. Семья – это Вселенная, и в ней надо сосуществовать мирно. Необходимо поддерживать ребенка, помогая каждый день, а не когда ему записали в дневник замечание или он получил плохую отметку. Иногда надо наказать, но так, чтобы ребенок понял причины конфликта и сделал выводы.
К сожалению, в большинстве семей развит культ родителей, которые зарабатывают деньги. А положительные эмоции, связанные с успехами детей, как бы между делом. Нужно искренне радоваться всему хорошему, что с ними происходит. А если огорчаться, то с надеждой на лучший исход событий. Стабильные положительные эмоции внутри семьи – это огромный стимул для развития ребенка.
Я стараюсь оградить детей от негативных проявлений со стороны посторонних людей – зависти, хамства, лести. Только на первый взгляд я «белая и пушистая», но если вижу, что несправедливо обижают моего сына – берегись! У ребенка должна быть уверенность – семья защитит в любых ситуациях.
Ответственность за воспитание дисциплины и трудолюбия, на мой взгляд, целиком лежит на родителях. Уважение к школе, учителям, старшим товарищам – фундамент, заложить который обязаны мы. А все школьные успехи – это победы ребенка над самим собой.
Надо четко понимать, что умственные способности в конечном итоге не влияют на характер становления сына или дочери. И если ребенок не оправдывает ваших надежд и амбиций, нельзя этим упрекать. Успешность в школе – не самое главное. Есть иные непреходящие ценности, на воспитание которых нужно делать упор в семье – здоровье, дружба, любовь, уважение. Я никогда не ставила им категорических запретов. Стараюсь убеждать, спорить, доказывать. В споре рождается не только истина, но и закладываются основы взаимоуважения, прививается умение слышать другого.
Есть мнение, что успешные дети – заслуга успешных родителей. Но пока мои дети не добились таких высоких результатов в учебе, я не ощущала себя успешным человеком. В связи с экономической ситуацией в стране моя профессиональная карьера не сложилась. Весь свой творческий потенциал я вкладывала в детей. Вопрос «дети или работа» для меня был решен изначально. Сегодня все мои жизненные амбиции реализованы в сыновьях.
Ирина Ильковская:
– Если семья не заинтересована в успехах ребенка, то каким бы талантливым он ни был – результата не добиться. Должно быть три составляющих – семья, учитель, ученик. Взаимная поддержка, помощь и похвала делают свое доброе дело. Родителям важно научить не разбрасываться, а учителю – максимально сконцентрироваться на главном. Вера в свои силы – главная черта характера талантливых детей. И это повторять нужно неустанно.
Иногда приходится слышать укоры в адрес нашего ФТЛ в том, что мы создаем нашим талантливым детям слишком комфортные условия – все для них, только учитесь. Возможно, именно по этой причине они несколько хуже адаптируются в социуме, малообщительны, не приспособлены к быту. Кто-то осуждает талантливых детей и их родителей за чрезмерные амбиции. Но только родители и учителя знают, сколько совместного труда стоит за каждой победой. Мир жесток, и если талантливого ребенка не защищать, кто знает, во зло или во благо обществу повернет он свои замечательные способности. Уверенность подростка, что он всему научился и всего достиг, опасна. «Звездная болезнь» – это начало падения. Я всегда говорю: если хотите победить конкурента – начинайте его безудержно хвалить. К сожалению, природного дара самостоятельно осознать свое неправильное поведение у подростков не всегда хватает. Предотвратить и направить на путь истинный – задача семьи и педагогов. Но нужно оставлять место в жизни и для собственных ошибок. Они наши лучшие учителя.
Сергей Рогуленко:
– Мое убеждение – дружба и другие человеческие взаимоотношения должны строиться независимо от успеваемости в школе. Если мне кто-то в классе и завидует, то это «белая» зависть. Когда в отношениях преобладает «черная» зависть – дружбы быть не может.
Я не доверяю интуиции, мне ближе точный расчет. Всегда вижу четкое совпадение интересов, общую цель, взаимоподдержку и стремление к развитию. Значит, это мой человек.
Расклад моей жизни на ближайшие три года – закончить школу и поступить в университет.
Опубликовано: «Новые времена в Саратове» №19 (279)
Автор статьи: Ирина ПЕВЦОВА
Рубрика: Образование/Наука