Окончательный диагноз
Конец учебного года – время профессионального самоопределения для выпускников школ. Есть среди них особая категория – воспитанники коррекционных школ-интернатов, за которых выбор будущей специальности порой делает сама жизнь. В Саратове пять таких учебных заведений: для детей с нарушениями интеллекта, речи, опорно-двигательного аппарата, глухих и слабослышащих, незрячих и слабовидящих. Каждый год выпускники этих учреждений выходят во взрослую жизнь. Учителя и воспитатели пытаются за время, пока ребенок находится в интернате, дать ему в руки максимально возможное число специальностей.
У выпускников с нарушенным зрением наиболее востребованные профессии – механическая сборка, лозоплетение, массаж; с нарушенным слухом – специальности сурдопереводчика, часовщика, типографского наборщика; с умственной отсталостью – рабочие и сельскохозяйственные профессии. Многие воспитанники с нарушениями опорно-двигательного аппарата (по типу ДЦП) хотят стать операторами ПК.
Однако состояние здоровья учащихся зачастую не позволяет им получить желаемую специальность. В личном общении воспитанники коррекционного интерната №5 рассказывали, что мечтают стать и врачами, и водителями. Но на практике большинство выпускников отправится учиться на сварщиков, автослесарей, портных, пекарей и поваров.
Примерно у половины воспитанников коррекционных школ возникают проблемы с трудоустройством. Это обусловлено, в первую очередь, тем, что фактически отсутствует система шефства предприятий над такими учебными заведениями. Тогда как в доперестроечные годы механизм предоставления рабочих мест предприятиями выпускникам подшефных коррекционных учреждений был налажен. Значительно сократилось число специализированных предприятий для инвалидов. Многие компании не обременяют себя обустройством особых рабочих мест. Между тем сотрудникам с нарушенным зрением должен предоставляться специальный транспорт, в коридорах предприятий необходимо вешать таблички-указатели, выполненные по методике Брайля. Людям с нарушением опорно-двигательного аппарата нужны пандусы, широкие дверные проемы и лифты.
Большинство образовательных учреждений также не готово принять учеников-инвалидов. В соответствии с действующим законодательством, все объекты социальной и производственной инфраструктуры должны иметь пандусы. На практике контролирующие органы фиксируют лишь наличие либо отсутствие данного сооружения, не обращая внимания на степень его пригодности к эксплуатации.
В специальное училище для инвалидов и детей с умственной отсталостью, прежде всего, поступают дети-сироты. Им требуется плавный переход к самостоятельной жизни и также дополнительные профессии, усовершенствование навыков, полученных в школе-интернате. Но значительная часть выпускников училища, особенно с нарушениями опорно-двигательного аппарата, окажется в домашних условиях.
К сожалению, диагноз, связанный с психическими отклонениями (например, олигофрения), – клеймо на всю жизнь. Однако некоторые работодатели закрывают глаза на аттестат коррекционной школы. Есть и другая перспектива. Выпускник подобного учреждения может пойти в вечернюю школу, после окончания которой получит аттестат о среднем образовании. С этим документом он теоретически имеет шанс поступить в вуз. Такие случаи были.
Иногда лица с умственной отсталостью становятся бригадирами и завхозами, то есть руководителями среднего звена. Во многом это связано с их повышенной ответственностью, желанием заслужить похвалу, оправдать оказанное доверие. В повседневном общении можно и не заметить разницы между человеком с диагнозом «олигофрения» и его здоровым ровесником.
В перестроечные годы стали забывать о социальном патронате. Но сейчас воспитатели школ-интернатов обязаны отслеживать судьбу своих подопечных и помогать им устраиваться в жизни. Однако на практике подобная школа мало что может сделать для своего выпускника, лишенного квартиры (например, она была продана родителями с нарушением закона). Несомненно, такие дети имеют право на собственное жилье. Но не всегда есть возможность предоставить его всем нуждающимся, и комната в общежитии зачастую становиться первым и единственным домом сироты.
С января 2007 года действуют региональные целевые программы «Социальная поддержка инвалидов в Саратовской области» на 2007–2010 годы и «Дети Саратовской области» на 2007–2010-й. Они предусматривают меры по социальной поддержке и улучшению качества жизни инвалидов, семей с детьми-инвалидами и детей с ограниченными возможностями.
По информации министерства социального развития Саратовской области, для реабилитации и социальной адаптации людей с ограниченными возможностями в регионе функционируют 14 реабилитационных учреждений социальной защиты. 8 реабилитационных центров губернии обслуживают инвалидов, ветеранов труда, тружеников тыла, неработающих пенсионеров, детей с ограниченными возможностями.
В Саратовском профессиональном училище-интернате для инвалидов обучается 130 человек из нашей области и других регионов России. В трех детских домах-интернатах для детей с глубоким нарушением интеллекта учатся и готовятся к самостоятельной жизни более 440 инвалидов.
Реабилитацией более 800 детей-инвалидов с 1994 года занимается Саратовская областная комплексная детско-юношеская спортивно-адаптивная школа «Реабилитация и физкультура», имеющая 15 отделений в городах области. С 2007 года губерния стала пилотным регионом проекта Министерства здравоохранения и социального развития России «Система реабилитационных услуг для людей с ограниченными возможностями в РФ».
За последние три года расширилась сеть реабилитационных учреждений: открыт филиал областного реабилитационного центра для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями в Марксе, 2 отделения детско-юношеской спортивно-адаптивной школы «Реабилитация и физкультура» (Аткарск, Красноармейск), начали функционировать 2 реабилитационных центра – «Пещера Монаха», «Пугачевский».
Реабилитационными мероприятиями в трех центрах области в 2007 году было охвачено 4,7 тыс. детей-инвалидов.
У 80% детей-инвалидов, получивших реабилитационное лечение, отмечаются улучшения различной степени, т.е. появление способности самостоятельно ходить, приобретение элементарных навыков самообслуживания.
Дмитрий ЗАЙЦЕВ, доктор исторических наук, профессор кафедры социальной антропологии и социальной работы СГТУ:
– Даже небольшое финансирование позволяет оказывать материальную адресную помощь инвалидам и сиротам. Я имею в виду создание дополнительных социальных служб, апробацию социальных технологий по интеграции в общество инвалидов, запуск инновационных проектов, таких, как инклюзивное образование для данной категории граждан в обычных массовых школах.
Людмила САФОНОВА, заместитель министра образования, начальник управления учреждений интернатного типа и дополнительного образования:
– В Саратовской области функционируют 20 образовательных учреждений для лиц с отклонениями в развитии. По предварительной информации, в нынешнем году их окончат 118 человек (в 2007-м эта цифра достигала 185).
От 50 до 80% воспитанников школы-интерната для незрячих и слабовидящих детей продолжают обучение в вузах, значительная часть – в учреждениях начального среднего профобразования. Выпускники обучаются в Саратовском государственном университете на историческом факультете, факультете дефектологии и коррекционной педагогики, в специализированных профессиональных учреждениях для инвалидов по зрению: Ульяновском фармакологическом колледже, медицинском училище Кисловодска, музыкальном колледже-интернате Курска.
Воспитанники школ-интернатов для слабослышащих и глухих получают образование в специализированных профессиональных училищах и средних специальных учебных заведениях Саратова, Самары, Пензы, Волгограда, реабилитационном центре города Павловска Ленинградской области. Лица с нарушениями опорно-двигательного аппарата продолжают обучение в Саратовском профессиональном училище-интернате для инвалидов. Выпускники коррекционных школ-интернатов VIII вида – в специальных учреждениях начального профобразования Ртищева, Саратова, Вольска, Хвалынска, села Красный Яр Энгельсского района.
Социальная поддержка выпускников коррекционных учреждений осуществляется в соответствии с федеральным и областным законодательством. Сотрудники интернатов оказывают психологическую помощь выпускникам, способствуют их социальной адаптации. Лиц, окончивших коррекционные учреждения, систематически посещают в первый год после выпуска, наблюдают за ними в течение последующих трех лет, во взаимодействии с центром занятости помогают им при трудоустройстве.
Опубликовано: «Новые времена в Саратове» №19 (279)
Автор статьи: Марина ИЛЬИНА, Юлия ЮДИНА
Рубрика: Образование/Наука