Железнодорожные кулибины
На ПривЖД ежегодно внедряются сотни рационализаторских предложений, которые способствуют повышению надежности работы технических средств и обустройств, обеспечению безопасности движения поездов, улучшению условий труда.
Такие инициативы поощряются руководством магистрали. Ежегодно на ПривЖД проходят смотры среди ее предприятий по рационализации и дорожные конкурсы, в которых принимают участие авторы рацпредложений.
Победители традиционно получают заслуженные награды и денежные премии.
Совсем недавно, в конце марта, итоги ежегодного дорожного смотра-конкурса по рационализации подвела комиссия под председательством главного инженера Приволжской магистрали Александра Смородина.
Победителями признаны три предприятия ПривЖД, которые внедрили в производство наибольшее количество рацпредложений с высоким экономическим эффектом.
Первую премию получил коллектив Петроввальской дистанции сигнализации, централизации и блокировки, вторую – специализированной путевой машинной станции по ремонту и эксплуатации путевых машин №335 (Аткарск), третью – Дорожного центра диагностики путевого хозяйства.
В конкурсе принимают участие как творческие коллективы рационализаторов, так и отдельные авторы. Поданные предложения преимущественно направлены на достижение максимального экономического эффекта, повышение надежности транспортных средств, рациональное использование топливно-энергетических, материальных и сырьевых ресурсов, ресурсосберегающих технологий, улучшение охраны труда и безопасности и т.д.
При этом, кстати, следует учесть, что рацпредложение признается победителем, если оно уже внедрено в производство, а не просто существует «на бумаге».
Среди творческих коллективов за свои разработки первые три премии получили рационализаторы локомотивного депо Сарепта, моторвагонного депо Анисовка и ремонтного локомотивного депо Ершов. Пять поощрительных премий присуждено еще нескольким волгоградским и саратовским железнодорожникам.
Так, в моторвагонном депо Анисовка, где проводится высокотехнологичный ремонт пригородных пассажирских поездов, внедрили рацпредложение, позволившее улучшить работу котла. По расчетам специалистов, благодаря предложению можно экономить мазут в размере 120 кг/час. Экономический эффект превышает 265 тыс. рублей.
А в эксплуатационном вагонном депо Анисовка применяется специальная досмотровая штанга. Необходимость появления подобного прибора назрела давно. Дело в том, что осмотрщики вагонов прежде при работе использовали зеркало и фонарь (для направления луча света на определенный узел вагона). А это довольно неудобно: у человека оказывались заняты обе руки. Теперь же фонарь и зеркало закрепляются на специальной досмотровой штанге, изготовляемой на базе телескопической пластмассовой ручки. В этом случае речь идет об улучшении условий труда и повышении качества осмотра узлов и деталей вагонов.
Лучшим рационализаторским предложением 2007 года, поданным одним автором, признано «Применение регулировочных прокладок из листовой стали при регулировке зазоров между скользунами тележки и рамы вагона при всех плановых и внеплановых видах ремонта грузовых вагонов». Автор – начальник технического отдела службы вагонного хозяйства ПривЖД Виктор Онохов.
Это рацпредложение уже успешно внедрено в эксплуатационном вагонном депо им. М. Горького. Для регулировки зазоров между скользунами тележки и рамы грузового вагона применяются стальные прокладки. Однако обычные прокладки довольно часто выходят из строя. Как следствие, вагон порой приходится отцеплять в пути и ремонтировать. А это влечет за собой убытки. Наши же рационализаторы предложили применять прокладки из особой износостойкой листовой стали с повышенной твердостью.
– Наблюдения показали, что в данном случае нарушений регулировки зазоров скользунов не происходит за весь период пробега вагона. Проще говоря, вагон, оснащенный такими прокладками, более надежен в эксплуатации, не требует отцепочного ремонта, – комментирует главный инженер службы вагонного хозяйства Приволжской железной дороги Александр Серов. – По расчетам специалистов, годовой экономический эффект от внедрения данного рацпредложения составляет более 5 млн. рублей. Кстати, о наших разработках мы докладывали на состоявшемся в конце февраля в Москве сетевом семинаре ОАО «РЖД» «Передовые методы выявления неисправностей грузовых вагонов в эксплуатации». Конечно, хотелось бы, чтобы это нововведение было внедрено на всех дорогах страны – в данном случае будет достигнут максимальный экономический эффект.
Второй премии в той же номинации удостоен технолог рельсосварочного поезда № 2 Павел Федотов, третьей – главный инженер Ершовской дистанции энергоснабжения Юрий Голиков. Еще пять работников дороги получили поощрительные премии.
В целом же в прошлом году на ПривЖД экономический эффект от использования рационализаторских предложений превысил 18,5 млн рублей. Это в 2,5 раза больше, чем в 2006-м. Показательно, что новшества наших железнодорожников достойно выглядят и на сетевом уровне. В минувшем году на первом смотре-конкурсе ОАО «РЖД» «Идея–2007» четыре рационализаторских предложения, представлявших Приволжскую магистраль, стали победителями и призерами в своих номинациях, а еще одно принесло автору поощрительную премию. В частности, первое место в номинациях «Лучшее техническое решение молодого рационализатора по повышению безопасности движения» и «Лучшее техническое решение молодого рационализатора по рациональному использованию топливно-энергетических, материальных и сырьевых ресурсов, ресурсосберегающих технологий» заняли соответственно Антон Никифоров (эксплуатационное депо им. М. Горького, Волгоградское отделение) и Андрей Жиляков (отдел пути Астраханского отделения). А в номинации «Лучшее техническое решение по совершенствованию технологических процессов» поощрительную премию конкурсная комиссия отдала работнику Сенновской дистанции сигнализации, централизации и блокировки Валерию Позднякову.
Кстати, на сетевом конкурсе Приволжскую дорогу оценили и за то, что среди рационализаторов много молодых специалистов. По статистике, экономический эффект от рацпредложений авторов, чей возраст менее 30 лет, составил более 900 тыс. рублей. А это 5% от общего экономического эффекта – результат впечатляющий!
Разумеется, железнодорожники Приволжской магистрали не собираются останавливаться на достигнутом. Лучшие рацпредложения будут представлены на сетевом конкурсе железных дорог РФ «Идея – 2008». Надеемся, наших Кулибиных оценят по достоинству, они вернутся с заслуженными наградами, а их идеи станут внедряться не только на нашей магистрали, но и на других железных дорогах России.
Справка «НВ»
В прошлом году на ПривЖД в рационализаторской работе принял участие 681 сотрудник, внедрено 666 предложений, что составило 153,5% по сравнению с 2006 годом. По итогам дорожного конкурса на лучшее рационализаторское предложение 2007 года по решению актуальных задач производства присуждено 16 премий.
Комментарий
Нина КИРИЛЛОВА, ведущий инженер службы технической политики Приволжской железной дороги:
– У нас на ПривЖД рационализаторская работа ведется уже давно, стала традиционной, при этом приносит серьезный экономический эффект. Ежегодно проводятся дорожные смотры-конкурсы и мероприятия по техническому творчеству. Участвовать в них могут железнодорожники любых специальностей, никаких ограничений нет. В прошлом году наша дорога отправила в Москву, на сетевой конкурс, 14 рацпредложений, из них пять получили высокие награды. В 2008 году уже 17 лучших рационализаторских идей будут представлять нашу магистраль в Москве.
Опубликовано: «Новые времена в Саратове» №12 (272)
Автор статьи: Милена РОМАШКЕВИЧ
Рубрика: Экономика/Бизнес