Яндекс.Метрика

Чувство долга

Чувство долга

В рамках правительственного часа на последнем заседании Саратовской областной думы руководство области совместно с депутатами изучили ситуацию с ростом долговых обязательств региона и попытались совместно наметить пути решения проблемы. Программу снижения долговой нагрузки составит рабочая группа, куда войдут представители законодательной и исполнительной власти. «НВ», внимательно изучив обстоятельства возникновения госдолга, приходят к выводу, что необоснованных заимствований на самом деле не было.

«Кредитная история»

Долговая история Саратовской области начинается с 1992 года – с момента предоставления сельхозтоваропроизводителям области централизованных товарных кредитов и областных гарантий под их кредитование. Объем долговых обязательств области на 1 января 1998 года составлял около 150% от объемов собственных доходов бюджета, на 1 января 1999-го – более 163, на 1 января 2000-го – более 138% от собственных доходов. В наследие новому составу областного правительства в 2005 году досталась еще и кредиторская задолженность около 9,6 млрд рублей. Таким образом, к 1 января 2005 года неисполненные обязательства по консолидированному бюджету области составляли 11,8 млрд рублей. Во исполнение решений арбитражных и других судов по обязательствам, возникшим до 2005 года, за период с 1 января 2005 года по первое полугодие текущего года за счет средств консолидированного бюджета области было погашено более 2 млрд рублей.

Новые обязательства

Начиная с 2005 года рост банковских заимствований обусловлен многими причинами. Среди них – передача на областной уровень полномочий, ранее финансируемых за счет средств федерального бюджета и необеспеченных источниками в полном объеме, возросшая социальная нагрузка на бюджет, экономический кризис, а также непредвиденные расходы на ликвидацию последствий неблагоприятных явлений (засуха, лесные пожары и т.д.)

За период с 2005 по 2011 год расходные обязательства областного бюджета возросли на 35 млрд рублей (с 14 млрд в 2005 году до 49 млрд в 2011-м) при росте налоговых и неналоговых доходов на 24,3 млрд. В цифровом выражении прирост расходов выглядит так. Полномочия, переданные из федерального центра, «потянули» на 4 миллиарда, обязательная индексация оплаты труда одновременно с повышением МРОТ – на 6,8 млрд, обеспечение равной доступности транспортных услуг – на 3,6 млрд и т.д. На софинансирование федеральных проектов из областного бюджета было направлено 8,5 млрд рублей…

Кроме того, были приняты новые социальные обязательства, связанные с увеличением числа льготников (ЗСО «О ветеранах труда Саратовской области»), ежегодное увеличение страховых платежей в ТФОМС за неработающее население (1,7 млрд рублей), лицензирование муниципальных учреждений (2,8 млрд рублей). Расходы на ликвидацию последствий засухи составили 500 млн рублей.

Долговая нагрузка обременительна, но принятые обязательства позволили в кризис предотвратить падение уровня жизни социально незащищенных категорий населения области и не допустить социального взрыва, к которому очень близко подошли некоторые субъекты Российской Федерации.

Как это было

В докризисный период областная экономика имела высокие темпы развития. За 2005-2008 годы был удвоен валовый региональный продукт со 152 до 322 млрд рублей, утроены объем инвестиций и объем строительства, средняя заработная плата, консолидированный бюджет области. За эти годы объем промышленного производства увеличился в 1,5 раза. Среднегодовой темп роста экономики области составлял 7%. Кризисные 2009 и 2010 годы регион сумел пройти без обвала промышленности, фактически сохранив достигнутый уровень развития.

Но даже в благополучные по темпам прироста собственных доходов годы (более чем на треть ежегодно) на региональном уровне принимались законы об областном бюджете с предельным уровнем дефицита, т.е. шло не замещение дополнительно полученными доходами заимствований, а их наращивание. В 2009 кризисном году при сокращении в течение года собственных доходов на 11,6 млрд рублей расходы были сокращены только на 3,5 млрд рублей с сохранением дефицитного бюджета и увеличением долговой нагрузки на бюджет.

Меры активной поддержки, предпринятые органами власти в период экономического кризиса, и дополнительная финансовая помощь областного бюджета, оказанная прежде всего сельхозпроизводителям, позволили элементарно выжить многим региональным предприятиям. В самом тяжелом для России 2009 году ВРП области остался на докризисном уровне при среднероссийском падении на 7,9%.

Как решается проблема

Правительством области налажено самое тесное взаимодействие с организациями – крупными налогоплательщиками области. Губернатор Павел Ипатов в режиме совещаний систематически рассматривает ситуацию с налоговыми поступлениями в бюджет. По результатам точечной работы 40 наших крупных предприятий увеличили годовые объемы своих налоговых платежей почти на 1,5 млрд рублей.

В 2011 году продолжена системная работа по формированию гособоронзаказа. Направлены более 30 соответствующих обращений руководству страны. Задачей 2011 года является формирование гособоронзаказа с темпом роста в 110% к прошлому году.

Активную работу чиновники облправительства проводят по «встраиванию» в федеральные программы. Благодаря этому область практически ежегодно получает более 1 млрд рублей федеральных средств на развитие сельского хозяйства. Буквально на прошлой неделе в область поступило 417 млн рублей на обеспечение жильем граждан, уволенных с военной службы, 138 млн рублей на обеспечение жильем детей-сирот, 44 млн рублей на обеспечение жильем молодых семей. По линии Фонда содействия реформированию ЖКХ Саратовской области выделено 746 млн рублей.

Инвестиции в будущее

На территории области создан режим наибольшего благоприятствования для инвесторов. В текущем году планируется обеспечить привлечение в экономику области более 93 млрд рублей инвестиций. По 84 крупнейшим инвестиционным проектам, которые реализуются или планируются к реализации в 2011-2015 годах, общая сумма инвестиций превысит 430 млрд рублей. В агропромышленном комплексе области до 2015 года будет реализовано около 200 разных по значимости инвестиционных проектов, оценочная сумма инвестиций по которым составит более 72,5 млрд рублей.

Общий объем налогов, которые поступят после реализации инвестиционных проектов в строительстве, к 2015 году составит ориентировочно 3,3 млрд рублей. В транспортный комплекс региона в период с 2011 по 2015 годы планируется привлечь инвестиций в объеме более 35 млрд руб.

В результате реализации 84 проектов налоговые поступления за период с 2011 по 2015 год превысят 121 млрд рублей. Доходная часть областного бюджета увеличится к 2015 году в 1,8 раза, при этом собственные доходы бюджета вырастут в 2 раза.

Что делать?

Говоря о конкретных мерах по снижению долгового бремени, руководство области сформулировало три основных принципа, которые были предложены на суд областных депутатов:

– стабилизировать бюджетные расходы (их рост не должен превышать уровня инфляции);

– ввести жесткую адресность всех социальных расходов области, что приведет к экономии порядка 1 млрд рублей ежегодно,

– сконцентрировать усилия на повышении темпов роста бюджетных доходов по названным направлениям: администрирование налогов, нормативно-правовая и административная поддержка реального сектора, активное содействие росту инвестиций.

При соблюдении этих условий Саратовской области удастся выйти в 2015 году на уровень долга в 12 млрд рублей. Однако еще одним важнейшим условием является консолидация общих усилий. Строгий контроль над сохранением текущего уровня расходов и повышением эффективности мер социальной поддержки (то есть интенсивный, а не экстенсивный образ действий) требует железной воли и политической поддержки профессионалов, которые будут заниматься этой работой.

Бюджетная стратегия

…Зимой в областном правительстве прошло заседание Экспертного клуба, на котором обсуждалась «Бюджетная стратегия Саратовской области, социальные обязательства и экономическое развитие». Общее мнение экспертов свелось к тому, что, отвлекая деньги на выплату льгот, мы их вынуждены снимать с тех статей бюджета, которые направлены на развитие региона, тех, которые позволяют нам надеяться в будущем на дополнительные доходы. Это строительство, село, энергосбережение. Любая проблема имеет две стороны. Льготы необходимы, их получают сотни тысяч человек, при этом нельзя забывать и о развитии области в целом.

Зампред областного правительства Алексей Щербаков обозначил тогда главный посыл: «не принимать на себя больше социальных обязательств, потому что больше мы не вытянем». А в дальнейшем «снижать не объем, а долю в бюджете социальных расходов за счет дальнейшего роста доходной части». Пожалуй, другого пути у нас сегодня нет. Если мы хотим рассчитаться с долгами.


Опубликовано:  «Новые времена в Саратове» №27 (427)
Автор статьи:  Владимир БАРЕНЦЕВ
Рубрика:  Экономика/Бизнес

Возврат к списку


Материалы по теме: