Электрошок
Сегодня у заместителя председателя правительства Саратовской области Александра Стрелюхина состоялось рабочее совещание, но котором обсуждалось положение дел на крупнейшем предприятии городского электрического транспорта – МУПП «Саратовгорэлектотранс».
История городского электрического транспорта Саратова насчитывает более 100 лет, и его необходимость для города несомненна. Развитие этого вида транспорта ставит своей целью не только решение транспортных проблем областного центра, но и значительный шаг по улучшению экологической ситуации в городе.
Встречи с руководством предприятия Александром Стрелюхиным проводятся регулярно – не реже раза в квартал, но сегодняшняя встреча была внеплановой. Чиновники областного правительства и руководство МУПП «Саратовгорэлектротранс» встретились для обсуждения финансово-экономического положения предприятия в связи с угрозой энергетиков об отключении подачи электричества для этого крупного транспортного предприятия губернии по причине задолженности за электроэнергию.
Трудно представить себе все негативные последствия, которые может вызвать такой шаг. Не надо быть специалистом в транспортной сфере, чтобы понять, что для города такое развитие событий может обернуться транспортным коллапсом, так как будет парализовано 12 троллейбусных и 11 трамвайных – экологически чистых, подчеркнем! – маршрутов.
Можно себе представить ежедневный объем пассажиропотока, если учесть, что только в первом полугодии 2011 года электротранспорт перевез более 43 млн человек. Также не забудем, что многие трамваи движутся по выделенным линиям и являются единственной альтернативой для преодоления городских пробок. Кроме этого, предприятие является местом работы почти 2,5 тысячи саратовцев.
Генеральный директор предприятия Роберт Виньков рассказал о сложившейся ситуации, о росте затрат на электроэнергию на 16-18%, росте единого социального налога, низкой заработной плате на предприятии и о том, что он просто вынужден был взять кредит в банке, чтоб не остановить работу. Если до 25 августа не погасить кредит и не оплатить счета энергетикам, то к сентябрю назреет угроза остановки предприятия. В качестве одной из причин такого положения была названа задолженность областного бюджета за перевозку льготников.
Присутствующие детально изучили все показатели работы, после чего Александр Стрелюхин отметил, что у предприятия на 30% по сравнению с прошлым годом возросли доходы от перевозки платных пассажиров, однако меньше на 35% поступило субсидий муниципального бюджета (109,8 млн руб. вместо 168,7 млн руб. в прошлом году) и меньше – за перевозку льготников из областного бюджета. Если говорить об областном бюджете, то причиной этого является образование кредиторской задолженности в размере 150 млн рублей перед всеми перевозчиками, в том числе перед МУПП «Саратовгорэлектротранс», в размере 37,7 млн руб. Средства на погашение этой задолженности по предложению правительства области решением областной думы заведены в бюджет, и она будет погашена в течение следующей недели. Это позволит предприятию расплатиться с энергетиками и банкирами. Но что делать дальше? Ведь фактически предприятие не развивается. Вся расходная часть сведена к трем статьям: зарплата с начислениями, электроэнергия и налоги. Ремонт подвижного состава минимизирован, не происходит развития инфраструктуры. Это путь в никуда, подвел черту зампред и предложил пути выхода из ситуации.
Было отмечено, что для решения проблем «Саратовгорэлектротранса» требуется системный подход, и без оптимизации маршрутной сети в Саратове не обойтись. Наличие значительного количества маршрутов частных автобусов и маршрутных такси, дублирующих направления движения трамваев и троллейбусов, является ощутимой причиной уменьшения количества пассажиров в электротранспорте – за первые шесть месяцев текущего года пассажиропоток сократился на 5% – и, как следствие, снизились доходы предприятия.
Важным источником доходов предприятия являются бюджетные субсидии как муниципального, так и областного бюджета. Чтобы сделать их полными и «прозрачными», в рамках разговора зампредом предложено предоставить в Комитет государственного регулирования тарифов области пакет документов для установления экономически обоснованного тарифа, что даст возможность МУПП «Саратовгорэлектротранс» требовать и получать тот размер субсидий, который действительно необходим по закону. Также предложено внедрить на предприятии электронную социальную транспортную карту, что раз и навсегда поставит точку в расчетах из областного бюджета: сколько перевезли – столько и получите.
В целом необходима комплексная программа развития всего городского электрического транспорта области, в том числе и города Саратова.
Теперь слово за городом и руководством предприятия, но то, что электрическому городскому транспорту нет альтернативы и он будет работать, это факт.
Опубликовано: «Новые времена в Саратове» №29 (429)
Автор статьи: Андрей МУРАВЬЁВ
Рубрика: Экономика/Бизнес