Яндекс.Метрика

Были первыми

Были первыми

Два знаменательных события в один день, 3 сентября отметили работники ООО «Газпром трансгаз Саратов»: свой профессиональный праздник – День работника нефтяной, газовой и топливной промышленности и 65-летний юбилей ввода в эксплуатацию магистрального газопровода «Саратов-Москва».

Справедливо сказать, что этот юбилей – событие далеко не местного масштаба. Ведь именно отсюда – от первой газовой скважины возле поселка Елшанка на окраине Саратова ведет отсчет история большого газа бывшего Советского Союза и нынешней России.

Год 1944… Наша страна уверенно движется к своей Великой Победе. Еще идут кровопролитные сражения, еще не кончен счет потерям. Но жизнь без войны скоро наступит. Так захочется тепла и домашнего уюта людям, вернувшимся из окопов, из заводских цехов, откуда не выходили сутками, помогая ковать победу трудом. И остается совсем немного времени, когда вместе с мирной жизнью в московских квартирах загорится голубой огонек саратовского газа. Им же будут обеспечиваться и промышленные предприятия столицы. Чтобы этот момент настал, Государственный комитет обороны страны принял постановление о строительстве газопровода «Саратов-Москва». Важный документ был подписан 3 сентября 1944 года.

Поиски нефтегазовых месторождений под Саратовом начались еще в 30-е годы прошлого столетия. В грозном 1941-м была пробурена первая газовая скважина. Ее суточная продуктивность составила 700 тыс. кубометров газа. Война не остановила разведывательные работы, и в 1942-м году была пробурена еще одна высокопродуктивная скважина. Вывод специалистов был весьма оптимистичен: под Саратовом открыто месторождение с промышленными запасами природного газа!

Первый газопровод «Саратов-Елшанка» протянулся на 16 километров. В1942 году по нему подавался газ в топки Саратовской ГРЭС. Газопровод «Москва-Саратов» проектировался во много раз длиннее. Его протяженность 843 километра с диаметром трубы 325 мм. На всесоюзную стройку страна мобилизовала сотни специалистов – газовиков, бурильщиков, нефтяников. И совсем молодых людей без профессиональных навыков – 17-18-летних покорителей саратовских недр. Они приезжали сюда мальчишками по комсомольским путевкам. И проходили здесь школу становления. Как, например, Сергей Степанович Каширов. В Кологривовке на строительстве газопровода начал он свой трудовой путь простым оператором. Опыт и профессионализм, приобретенные на стройке газопровода, пригодились ему, когда занял должность заместителя министра газовой промышленности Советского Союза. По его словам, вполне заслуженно называть прокладку газопровода «Саратов-Москва» начальной школой газовой промышленности нашей страны.

Ветеран вспоминал, какое внимание уделяло высшее руководство страны этой стройке. И рассказал такую историю. В декабре 1946 года Сталин, вернувшись с отдыха в Сочи, прямо на вокзале задал вопрос встречавшим его официальным лицам: как функционирует газопровод? Ответ не порадовал главу государства: есть сбои в подаче газа по газопроводу. А еще накануне своего отъезда к Черному морю Иосиф Сталин получил рапорт о готовности газопровода к работе, но некие сомнения помешали подписать его. Как оказалось, сомнения не были напрасными. По требованию главы государства на устранение неполадок были брошены немалые силы и ресурсы.

Воспоминаниями ветераны-строители, приехавшие на юбилейные торжества в Елшанку не только из Саратова, из других регионов России и даже ближнего зарубежья, делились охотно. Александр Тимофеевич Багнюк возглавляет совет ветеранов 153-й Волынской дивизии. А в 1944 году он прибыл сюда, в Саратов, из Западной Украины в составе воинского соединения. Пять тысяч молодых парней в гимнастерках вгрызались в тяжелую степную почву – первопроходцы газовой отрасли. А далее им предстояло пересечь 80 рек и речушек, леса, перелески, болота, почти два десятка железных и более десяти шоссейных дорог… Таков путь магистральной трубы из Саратова до столицы нашей Родины. Два года неустанного труда.

Два года до того долгожданного июльского дня 1946 года, когда неподалеку от населенного пункта Царицыно на ничем не примечательной поляне собрались строители, геологи, нефтяники. Прибыли высокопоставленные чиновники из Москвы, работники газового хозяйства столицы, руководство Московского комитета партии и Моссовета. Все ждали торжественного момента – пуска газопровода в эксплуатацию.

Очередной 65-летний юбилей собрал ветеранов стройки, тех, кто еще в строю. Многие, по закону жизни, уже не смогли приехать к памятной стеле. Но созданное их руками неподвластно возрасту. По-прежнему в строю газопровод «Саратов-Москва», он стабильно снабжает потребителей тех областей, по территориям которых проходит. Конечно, современные технологии требуют обновления магистрали. И разработчики готовят проект его реконструкции. Начнется вторая жизнь газопровода «Саратов-Москва» в соответствии с требованиями современности.

Эстафету ветеранов приняли молодые работники предприятия, которые дали торжественную клятву беречь и приумножать славную историю предприятия, где им выпала честь трудиться. И в свою очередь стать достойным примером грядущим поколениям.

С приветствием к ветеранам, строившим газопровод «Саратов-Москва», обратился губернатор Саратовской области Павел Ипатов. Глава региона назвал историческое строительство воплощением грандиозного проекта, которое повлекло мощный прорыв в отечественной газовой отрасли, дало импульс к развитию новых высокотехнологичных сфер.

– Саратовская область – динамично развивающийся индустриально-аграрный регион, и мы нуждаемся в дополнительных источниках энергии. На территории области разведаны новые месторождения газа – это саратовское Заволжье. Сегодня в регионе увеличиваются добывающие мощности и есть хорошие перспективы для дальнейшего развития газораспределительной сети, – подчеркнул губернатор. Павел Леонидович вручил ветеранам памятные подарки.

Генеральный директор ООО «Газпром трансгаз Саратов» Леонид Чернощеков в своем приветствии сказал, что ввод в эксплуатацию магистрального газопровода «Саратов-Москва» не только положил начало дальнему транспорту газа, став родоначальником газовой отрасли в целом, он дал толчок существенным экономическим и социальным преобразованиям в стране. «Значимость первой газовой стройки еще и в том, – сказал Леонид Николаевич, – что именно тогда закладывались корпоративные традиции, формировалась идеология отрасли. Из этого газопровода длиной в 843 километра выросла вся газовая промышленности России, вырос газовый гигант – ОАО «Газпром», протяженность магистральных газопроводов которого в настоящее время составляет более 160 тысяч километров. И наш гражданский долг – всегда помнить тех, кто на пути развития глобальной энергетической компании сделал самый трудный первый шаг в тяжелейшие годы истории нашей страны».

Вместе с ветеранами Леонид Чернощеков открыл Доску почета, увековечившую имена строителей и эксплуатационников первого магистрального газопровода.

А завершилось праздничное мероприятие очень необычным зрелищем. От стел мемориального комплекса стартовал автопробег машин разного назначения: мощный грузовик, пассажирский автобус, маршрутка, легковой автомобиль – все они были заправлены компримированным природным газом. Это вклад газовиков в оздоровление экологии нашего региона.

Кстати, природный газ в качестве автомобильного топлива впервые в нашем городе использовали в памятном 1942 году, когда автомобиль был заправлен природным газом прямо из скважины там же, в Елшанке.

Для истории 65 лет – короткий миг. Для созидательного труда это целая эпоха, вместившая в себя судьбы тысяч людей, сумевших направить газовый поток в рукотворное русло.


Опубликовано:  «Новые времена в Саратове» №33 (433)
Автор статьи:  Ольга НИКОЛАЕВА
Рубрика:  Экономика/Бизнес

Возврат к списку


Материалы по теме: