Яндекс.Метрика

Дать газу

Дать газу

Как известно, поиском альтернативного моторного топлива сегодня активно занимается весь мир. Один из возможных вариантов – компримированный природный газ (КПГ), использование которого практикуется уже более полувека. В целях его популяризации как экологически безопасного и экономически выгодного топлива концерн «Газпром» уже в пятый раз проводит автопробег «Голубой коридор». В этом году впервые в акции принял участие и наш регион. Саратов стал самой серединой в дистанции газового каравана.

Ударим автопробегом

Акция «Газпрома» проходит в одиннадцати городах: Екатеринбурге, Челябинске, Уфе, Оренбурге, Самаре, Саратове, Волгограде, Воронеже, Тамбове, Туле и Москве. В Саратове на Театральной площади участники автопробега «Голубой коридор-2011» устроили выставку газобаллонных автомобилей. Были представлены автобусы НЕФАЗ, ПАЗ, КАВЗ, ЛИАЗ, Ивеко, Скания, легковые автомобили Мерседес-Бенц-Спринтер, Фольксваген-Пассат, Фольксваген-Кэдди, Опель, Лада-Приора.

Вся техника – заводского изготовления. Собственно, это и есть цель данного проекта – пропагандировать именно такой тип автомашин. Особое внимание привлекли работающие на компримированном природном газе авто специального назначения – самосвал, седельный тягач, коммунальный мусоровоз, вакуумная машина, всего пятнадцать единиц техники. Вместе с машинами сопровождения караван состоит из 23 единиц. Общая протяженность «Голубого коридора-2011» составляет 3570 км.

Назад в будущее

В свое время Советский Союз вместе с Италией занимал первое место в мире по количеству автомобилей, работающих на метане. Сегодня лидерами по использованию КПГ являются Пакистан, Аргентина, Иран и Бразилия. По всему миру из 800 миллионов авто почти 14 миллионов работают именно на КПГ.

При этом наблюдается устойчивая динамика роста. Согласно прогнозам экспертов, к 2030 году работающих на метане автомобилей будет от 100 до 200 миллионов. Растет интерес к этому топливу и в России, в том числе в Саратовской области. В целях улучшения экологической обстановки и снижения затрат на топливо для муниципального автотранспорта губернатором Павлом Ипатовым и гендиректором ООО «Газпром трансгаз Саратов» Леонидом Чернощековым был подписан совместный план комплексных мероприятий по переводу автомобильной, тракторной и сельскохозяйственной техники на природный газ на 2011-2015 годы. Уже во втором квартале следующего года планируется приступить к развитию сети стационарных и передвижных ГЗС, а также сформировать нормативную базу, регулирующую и стимулирующую использование природного газа в качестве топлива.

Зачем нам газ?

В здании правительства области прошел круглый стол по теме «Природный газ – моторное топливо для муниципального транспорта». В работе круглого стола приняли участие заместитель председателя правительства Саратовкой области Александр Стрелюхин, члены правительства области, представители ОАО «Газпром», ООО «Газпром трансгаз Саратов», ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург».

Александр Стрелюхин отметил чрезвычайную актуальность и своевременность обсуждения данной темы, ведь во многих крупных городах более 70% выбросов в атмосферный воздух приходится на автомобильный транспорт. Зампред подчеркнул, что использование природного газа в качестве горючего дает положительные эффекты по многим аспектам. В первую очередь это экономические выгоды, которые определяются затратами на его производство (добычу и транспортировку) и ценами на компримированный природный газ. Особенность состоит в том, что извлекаемый из недр газ используется практически без последующей переработки. Это определяет его относительно низкую себестоимость по сравнению с продуктами переработки нефти.

По данным независимых экспертов, за счет технических эффектов уменьшается эксплуатационный расход масла, ресурс двигателя повышается в среднем на 35%, а срок службы свечей зажигания – на 40%, из-за высокого октанового числа метана исключается детонация двигателя.

Важнейшим же преимуществом, отметил зампред, является экологическая составляющая. Использование газа в качестве моторного топлива по сравнению с бензиновым двигателем позволяет сократить выбросы в атмосферу угарного газа в 5-10 раз, окислов азота – в 1,5-2 раза и углеводородов – в 2-3 раза.

Подводя итог своему выступлению, Александр Стрелюхин подчеркнул необходимость реализации на государственном уровне комплексного подхода, учитывающего интересы всех сторон, включая поставщиков газа, собственников АГНКС, потребителей моторного топлива и прежде всего населения. По его мнению, необходимо создать условия, позволяющие увеличивать парк автотранспорта, работающего на альтернативных видах моторного топлива, развивать сеть заправочных станций, сопутствующую инфраструктуру.

КПД от КПГ

Перевод муниципального транспорта на газ позволяет не только cущественно снизить затраты предприятий на ГСМ, но и улучшить экологическую ситуацию в регионе. По словам заместителя начальника управления по газификации и использованию газа ОАО «Газпром» Евгения Пронина, следует сделать акцент на дешевизне, безопасности и экологичности КПГ. Так, средняя стоимость кубометра топлива по России колеблется в районе 9,5-10 руб. Таким образом, для предприятий расходы на ГСМ сокращаются как минимум в два раза. Нехитрая математика обнаруживает очевидную выгоду природного газа в качестве топлива: если заправить автомобиль на 500 рублей, то КПГ хватит на 550 км, а бензина А-98 – только 160 км.

Кроме того, метанизация сельскохозяйственной техники в перспективе за счет значительного снижения затрат на ГСМ существенно ускорит развитие агропромышленного комплекса страны, увеличит конкурентоспособность продукции. Переход на газомоторное топливо может серьезным образом повлиять и на строительство доступного жилья, и на всю отрасль строительства в целом. При внедрении КПГ согласно минимальным расчетам, сделанным организаторами агитационного автопробега «Голубой коридор-2011», при работе на газе 1 миллиона автомобилей суммарно в бюджет страны может поступать до 380 миллиардов рублей дополнительных средств в год. Использование газа как моторного топлива позволит экспортировать и ту нефть, что прежде оставалась для внутреннего российского рынка.

Импульс задан

По мнению участников состоявшегося круглого стола, основные трудности, в связи с которыми тормозится массовый переход на альтернативное топливо, – это отсутствие законодательной базы и достаточной инфраструктуры. Среди основных задач по ускорению процесса перехода на новый вид топлива агитаторы метана видят необходимость создания единого национального координационного центра, издания федерального закона об использовании газа в виде моторного топлива. «Нужны государственные программы развития транспорта и прочей техники на природном газе до 2030 года как минимум и нужна государственная программа по Сочи-2014», – утверждает Евгений Пронин. Крайне необходимо расширять сеть автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС) – сегодня в 58 регионах России действует всего лишь 249 станций, из которых 206 находятся в собственности ОАО «Газпром».

Как пояснили организаторы автопробега, суть пропаганды не в том, чтобы перевести всех на газовое топливо, а в том, чтобы у потребителя была альтернатива. И с тем чтобы эта альтернатива стала доступнее для автолюбителей, уже сегодня функционирует рабочая группа при Министерстве энергетики России, а в октябре этого года в Госдуму был внесен законопроект «Об использовании газового моторного топлива». Принятие федерального закона даст мощный импульс для развития российского рынка природного газа в качестве моторного топлива, утверждают организаторы акции.

Справка «НВ»

На сегодняшний день на территории Саратовской области работают шесть автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС), их обслуживает «Саратовавтогаз» – филиал ООО «Газпром трансгаз Саратов».

ООО «Газпром трансгаз Саратов» – стопроцентное дочернее общество ОАО «Газпром». Основные направления деятельности предприятия – транспортировка природного газа по магистральным газопроводам, поставка газа потребителям через газораспределительные станции; развитие и эксплуатация газотранспортных систем; организация сети автомобильных газонаполнительных компрессорных станций. «Газпром трансгаз Саратов» осуществляет транспортировку газа с месторождений Севера, Туркмении, Узбекистана, Казахстана, Оренбурга в центральные районы России, на Северный Кавказ, Украину, в страны Европы.

Одним из основных направлений деятельности ООО «Газпром трансгаз Саратов» является охрана окружающей среды, разработка и внедрение в производство малоотходных экологически чистых и ресурсосберегающих технологий. Переоборудование автомобилей для работы на КПГ в филиалах ООО «Газпром трансгаз Саратов» было начато в 1994 году. С 2010 года в ООО «Газпром трансгаз Саратов» действует Региональный центр по переоборудованию автотранспорта на компримированный природный газ.

P.S.

Участники автопробега в каждом городе проводят простой эксперимент: на глазах публики наглядно демонстрируют кристальную чистоту природного газа, прислоняя на несколько минут белоснежный флаг с символикой пробега к выхлопной трубе КамАЗа. Результат эксперимента удивляет даже самых последних скептиков: материя остается абсолютно чистой.


Опубликовано:  «Новые времена в Саратове» №40 (440)
Автор статьи:  Иван ПЕТРОВ
Рубрика:  Экономика/Бизнес

Возврат к списку


Материалы по теме: