Александр СТРЕЛЮХИН: «Создание дорожных фондов позволит привести дороги области в нормативное состояние»
Качество дорог, темпы их строительства в России – вечная тема для скепсиса. Мы всегда сходимся в том, что плохие дороги – одна из двух древних проблем нашей страны. Но порой в своих суждениях мы бываем слишком субъективными, ибо не владеем цифрами и фактами. Нарисовать объективную дорожную картину сегодняшнего и завтрашнего дня «Новые времена» попросили заместителя председателя правительства Саратовской области Александра СТРЕЛЮХИНА, который цифрами и фактами вооружен в полной мере.
– Александр Михайлович, на строительство и ремонт дорог деньги выделяются из разных бюджетов, по разным федеральным целевым программам. Чтобы у жителей области не было путаницы, давайте обозначим основные цифры и источники на текущий год, касающиеся нашего региона.
– Начнем с того, что дорожно-транспортная сеть Саратовской области – это 29 тысяч километров дорог. Из них 720 километров – это федеральные трассы, почти 10 тысяч – региональные дороги, остальные – в рамках муниципальных образований. Что касается региональной сети, то на нее в этом году было выделено порядка 770 миллионов рублей, что не составляет и десяти процентов от той суммы, которая необходима на содержание этих дорог. Поэтому речь о том, чтобы их реконструировать или строить новые, в этом году даже не велась.
Кроме этого в рамках федеральной программы «Развитие транспортной системы России на 2010-15 годы» было выделено 210 миллионов рублей на строительство сельских дорог при условии софинансирования из областного бюджета. В Саратовской области на эти цели из бюджета выделено 300 миллионов рублей. Таким образом, порядка 510 миллионов будет потрачено на строительство 25 километров межпоселковых дорог. Их девять – в Заволжье и по правому берегу. Это автоподъезд к хутору Новостепное, это Васильевка – Александрия, Горный – Головинщино и так далее. Безусловно, в этом году выделенные средства будут освоены.
Плюс из 25-процентного транспортного налога и различных дотаций мы выделили на данные цели еще 1 миллиард 176 миллионов рублей всем муниципальным образованиям области – пропорционально количеству проживающих и той транспортной сети, которая там существует.
– Известно, что особенно остро стоит проблема подъезда к сельским школам. Как она решается в рамках программы?
– При распределении муниципалитетами средств на строительство дорог школьные маршруты, конечно же, имеют приоритеты. Причем в рамках всех проектов – как местных, так и областных. При строительстве любой дороги будут решаться подъезды к близлежащим школам.
– В каких суммах исчисляются дорожные средства, доставшиеся в 2011 году столице региона – Саратову?
– Областному центру было уделено особое внимание. Из всех бюджетов, если смотреть консолидировано, городу выделен 1 миллиард 927 миллионов рублей. Из них 736 миллионов – на круглогодичное содержание дорог, 646 миллионов – на ремонт улично-дорожной сети, 452 миллиона – на ремонт дворовых территорий, остальные деньги – на текущий ремонт, безопасность, строительство светофоров и так далее.
Отмечу, что порядка 800 миллионов из этой суммы поступило из федеральных субсидий. Плюс деньги, оставшиеся с прошлого года. За счет этих средств отремонтировано более 220 дворов, ведется строительство дорог в рамках финансирования города.
Кроме того, в этом году областное правительство привлекало так называемый бюджетный кредит через Федеральное дорожное агентство на строительство объектов инфраструктуры. Это мост в Аркадаке, на который ушло 350 миллионов рублей, и продолжение строительства судоходного канала в Балакове – туда было выделено порядка 470 миллионов. Еще 200 миллионов кредитных рублей мы передали Саратову.
– Кредиты оправдали себя?
– За счет этих выгодных кредитов при годовой ставке в 2,75 процента нам удалось связать мостом через реку Хопер Аркадакский и Турковский районы. Раньше там был полуразрушенный мост, пригодный только для пешеходов. Теперь вместе с обустройством подходов возник серьезный инфраструктурный объект, позволяющий двигаться через тамбовскую трассу сразу на Москву. Судоходный канал нам тоже необходим, выделяемые на него средства осваиваются в полном объеме, и в следующем году мы планируем продолжить практику привлечения бюджетных кредитов.
– Стало быть, панацея найдена?
– Увы, это решение лишь части проблем. Конечно, тех средств, которые выделяются сегодня, недостаточно. Особенно на нашу региональную опорную сеть. Поэтому весьма своевременным выглядит решение правительства Российской Федерации создать в областях и краях региональные дорожные фонды. Эти фонды будут целевыми, средства из них будут тратиться только на дороги. К концу финансового года неизрасходованные средства будут переходить на следующий год, а не расходоваться на другие нужды. Ведь не секрет, что в некоторых муниципалитетах деньги, выделенные на ремонт дорог, часто перераспределяют нецелевым образом, на другие статьи расходов.
Поэтому мы сейчас работаем с руководителями всех муниципальных образований на предмет создания ими своих дорожных фондов. Чтобы деньги, перечисляемые в них, шли только на строительство и ремонт дорог.
– Из чего будет складываться казна дорожного фонда?
– Наполнение дорожного фонда идет по двум основным направлениям. Это акцизы на нефтепродукты, тот самый дополнительный рубль, определенный государством. Второй источник – транспортный налог на территориях. Тот, который взимается с владельцев автомобилей. Сюда же будут поступать штрафы за нанесение ущерба дорожному полотну. В этом направлении движение уже начато. Первый пункт весового контроля открыт на реке Караман в Марксовском районе.
Кроме того, дорожный фонд будет наполняться платежами за подсоединение к дорожной инфраструктуре. Вот основные компоненты.
– Сколько планируется собрать средств в дорожный фонд на будущий год и на что эти деньги пойдут в первую очередь?
– На сегодняшний день мы сформировали дорожный фонд в рамках 3 миллиардов 688 миллионов рублей. Упор собираемся сделать на восстановление областного транспортного каркаса, который мы имеем. Это три направления в рамках областной собственности – дороги через Ртищево на Тамбов, через Озинки на Уральск и направление Волгоград – Энгельс – Балаково – Пугачев – Самара. Это и есть наша региональная сеть, о которой мы с вами говорили в начале беседы. Состояние ее соответствующее. Поэтому на многих участках планируется капитальный ремонт с полной заменой дорожной одежды.
На это предполагается выделение около 500 миллионов рублей. Кроме того, 1 миллиард 690 миллионов пойдут на ремонт основных магистралей. Также мы разработали программу ремонта мостов. 170 мостов в области признаны аварийными. 13 из них будут отремонтированы в следующем году. Всех проблем мы не решим, но начало будет положено
– Будут строиться так называемые «умные» дороги?
– Опробованы новые технологии с применением наноструктурированных углеродных материалов. Вместе с Всесоюзным институтом авиационных технологий достигнуты серьезные результаты. Сокращаются стоимость работ и сроки их проведения. Этот метод мы будем тиражировать. Также как ЩМА – щебенно-мастичный асфальтобетон, применяемый в капитальном ремонте. Четыре сантиметра такого бетона заменяют пять сантиметров обычного, при этом он в два раза прочнее. Данные технологии отработаны на нашем предприятии «Автогрейд», пробные участки нового покрытия уже заложены.
На сельских дорогах также применяются новые методы, в частности проводятся работы для стабилизации грунта с применением цемента и других компонентов.
– Говоря о дорогах, никак нельзя обойти тему старого моста через Волгу между Энгельсом и Саратовом…
– Достигнута договоренность с Федеральным дорожным агентством по привлечению бюджетного кредита в сумме 500 миллионов рублей, для того чтобы закончить этот мост и не возвращаться к нему долгие годы. Будет полностью заменена дорожная одежда и восстановлены конструктивные элементы, заложенные в проекте. 50 миллионов на реконструкцию будут потрачены из областного дорожного фонда.
– Многие жители региона ездят на машинах в Москву. Обе трассы – через Пензу и через Балашов имеют проблемные участки, в том числе и на территории Саратовской области…
– Это федеральные трассы, и в следующем году на их реконструкцию и расширение запланированы значительные средства федерального бюджета. Что касается пензенского направления, то уже в этом году сдан в эксплуатацию большой участок в сторону Сызрани, сейчас там обустраиваются обходы. В направлении на Балашов работы ведет известное предприятие «Большая Волга», которое также планирует отремонтировать трассу за счет федерального бюджета.
Наша же задача – завершение обхода вокруг Саратова с выходом в южный створ в районе Увека. Кроме того, мы будем добиваться через Министерство транспорта России, чтобы проектируемый Российской железной дорогой новый мост через Волгу был не только железнодорожным, а совмещенным – как для железнодорожного транспорта, так и для автомобильного.
– Ваш прогноз: когда жители области смогут ощутить, что дороги у нас в большинстве своем хорошие, нежели плохие?
– К сожалению, очень долгое время в России в строительство и ремонт дорог серьезные средства почти не вкладывались. Сейчас ситуация коренным образом меняется. Особенно с созданием дорожных фондов. Уже в следующем году это позволит нам провести ремонт 300 километров дорог опорной сети, то есть самых загруженных направлений, капитально отремонтировать более 50 километров дорог, в рамках программы ремонта мостов восстановить несущую способность 15 мостовых переходов, решить целый ряд вопросов в рамках обеспечения безопасности на дорогах – барьерные ограждения, освещение, знаковая обстановка, на треть увеличить объем средств на содержание дорог, подготовить проектно-сметную документацию на последующий период, решить вопрос софинансирования и строительства сельских дорог, закончить капитальный ремонт моста Саратов – Энгельс. Надеюсь, что принимаемые меры позволят через три-четыре года привести дороги области в нормативное состояние.
Опубликовано: «Новые времена в Саратове» №40 (440)
Автор статьи: Иван ПЕТРОВ
Рубрика: Экономика/Бизнес